Презентация - Дидактический материал для уроков русского языка по теме : «Части речи»

Нажмите для просмотра
Дидактический материал для уроков русского языка по теме : «Части речи»
Распечатать
  • Последний IP: 213.180.203.9
  • Уникальность: 81%
  • Слайдов: 41
  • Просмотров: 2522
  • Скачиваний: 1763
  • Размер: 0.53 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Дидактический материал для уроков русского языка по теме : «Части речи».
Презентация подготовлена учителем домашнего обучения ГБС(К)ОУ школы-интерната VIII вида Апариной Людмилой Анатольевной.

Слайд 2

глагол
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Учащимся школ, на эти вопросы ответит ГЛАГОЛ.

Слайд 3

Угадай слово.
Мяукает, прыгает, крадётся кто? Прыгает, летает, клюёт, чирикает кто? Воет, дует, гудит что? Учится, читает, пишет, считает кто? Лает, кусается, грызёт кто? Мычит, жуёт, пасётся кто?

Слайд 4

Загадки.
Отгадайте загадки, вставив пропущенные слова.
Летом по лесу _______ Зимой в берлоге ______
Через океан ______ великан И __________ воды фонтан.
Стоит высокий светлый дом, Ребят проворных много в нём, Там ______ и _______, ___________ и ______ .
В траве ________, Хвостом _______, Хвост _________ , Другой ________,
СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК
мелькает, виляет оторвёт, наживёт
плывёт, выпускает
пишут, считают, рисуют, читают
гуляет, отдыхает

Слайд 5

Собери мячи.
Собери мячи в две корзинки. В одну со словами, отвечающими на вопрос ЧТО?, а в другую – остальные. На какой вопрос они отвечают? Найди пары слов.
письмо
кормушка
ЧТО?
?
возить
воз
рисовать
кормить
летать
рисунок
лётчик
писать
коса
косить

Слайд 6

На свои места.
Распределите слова.
живёт
облупит
запряжёт
Что делает?
ест
испечёт
работает
пляшет
спит
Что сделает?
закупит
вспашет
заготовит
затопит

Слайд 7

Подбери слова.
Прочитайте, заканчивая предложения глаголами, противоположными по значению. 1.Противники нападали на ворота, а вратарь их надёжно __________. 2.Мачеха свою дочь хвалит, а падчерицу ___________. 3.Звёзды вспыхнули на мгновение и ___________. 4.Детям разрешили играть на улице, но выбегать на дорогу ___________.

Слайд 8

Как прочитать?
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказкой.
весел_т
нос_т
холод_т
жив_т
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
пита_т
стро_т
приста_т
по_т
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
вел_т
согрева_т
ро_т
говор_т
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.

Слайд 9

Прочитай правильно.
Выделенные слова замените глаголами настоящего времени. По небу плыть тёмные снежные тучи. Не переставая идти мокрый густой снег. Мы медленно брести по лесу. Я с трудом передвигать ноги. Товарищ подбадривать меня.

Слайд 10

Пословицы.
Прочитайте, правильно «расселяя» частицу не. Без правды __ живут, а только маются. Правда в огне __ не горит и в воде __ тонет. __ правдою свет пройдёшь, да назад __ воротишься.

Слайд 11

Сочини сам.
В «пустые» окна вставь нужные глаголы. Мальчик с земли упавшее яблоко. Мать детей обедать. На дом учитель несколько задач. Девочка подруге интересную книжку. Малышка хорошо всю ночь. Глаголы какого времени вы вставили?

Слайд 12

На свои места.
Распределите глаголы по столбикам.
помогаю
писал
сказал
поливаю
одел
буду варить
буду петь
найду
расскажу
испеку
нарисовал
нёс
стираю
напишу
зайду
убирал
прошедшее время
ем
настоящее время
иду
будущее время

Слайд 13

Измени слова.
Вставь пропущенную букву. Измени слова по вопросам и определи к какому времени относится глагол.
с _ деть
л _ чить
ч _ тать
б _ жать
п _ сать
л _ тать
Что делаю?
что делал?
что сделаю?
что буду делать?

Слайд 14

Как правильно?
Соедини каждое существительное с подходящим по смыслу глаголом.
дома
картофель
парят
выкапывают
огурцы
река
строят
возводят
города
водопад
реют
низвергается
книги
ласточки
дают
вручают
течёт
срезают
орлы
телеграмма

Слайд 15

Ты – редактор.
Вставьте недостающие слова, заменяя словосочетания глаголом.
что делать?
оказывать помощь
что сделать?
одержать победу
что делать?
давать совет
что сделать?
принять решение

Слайд 16

Выражения – синонимы.
Соедините словосочетания с близким по значению глаголом. баловать повесить голову загрустить дать по шапке бездельничать класть зубы на полку голодать гладить по головке прогнать зарубить на носу запомнить бить баклуши

Слайд 17

Почти автор.
Прочитайте текст, заменяя выделенные глаголы глаголами настоящего времени. Лесные малыши. Лето – время лесных малышей. Вылетали из гнезда птицы. У зверей подрастала смена. Старше всех лесных малышей медвежата. Они послушно следовали за матерью. Лисята играли у норы. Бельчонок совершил свой первый высотный прыжок. В сумерках выходили на охоту ежата. В лесу ты встретил много лесных малышей. Не обижай их! ( По Н. Надеждиной).

Слайд 18

Один – много.
Замените единственное число глаголов множественным.
Сова кричит.
Иволга свистит.
Дятел стучит.
Соловей поёт.
Комар пищит.
Жаворонок звенит.
Сорока трещит.

Слайд 19

Проверь себя.
Глаголы с ударным окончанием распределите по спряжениям.
1 спряжение
2 спряжение
ведут
звенит
дрожит
поют
раздаются
стучат
жужжат
тонет
не видать
пробежать
плывут

Слайд 20

Горят не только костры!
К каждому глаголу выберите только те существительные, с которыми глаголы употреблялись в переносном значении. У глаголов определи спряжение.
песня
звери
льётся
спят
вода
реки
ребёнок
щёки
смеётся
горят
море
костры
поля
человек
молчит
шумят
дети
лес

Слайд 21

Как ещё можно?
К словосочетаниям подберите глагол, близкий по значению, в том же лице и числе. Обведёшь вокруг пальца Гладите по головке Клюём носом Вставляет палки в колёса Выбьетесь из сил Сложить голову Зарубить на носу
устать
Не замечать
дремать
обмануть
мешать
помогать
запомнить
погибнуть
хвалить

Слайд 22

Пословицы.
Раскройте скобки и вставьте пропущенные окончания. 1.Из воды (не) выжм ___ масла, в пустом слове (не) найд ___ мысли. 2.Скаж ___ - (не) ворот ___, напиш ____ - (не) сотрёшь, отруб ____ - (не) пристав ____. 3.Часом опозда ____ - годом (не) наверста ____.

Слайд 23

Что получится?
Прочитайте, заменяя выделенное слово близким по значению. Измените глаголы так, чтобы получилось словосочетание. набежала. отшумел. засосала. взошёл. обрадовал. звала. пестрел.
Туча
отчизна
битва
Отшумел
болото
поляна
Трясина
луна
Месяц
солнце
Успех
облако
Родина
сражение
Луг
отечество
удача

Слайд 24

Имя существительное
Существительных в природе При любой найдёшь погоде. Кто? и Что? – вопрос задай И спокойно отвечай. Это кукла, это книжка, Это кошка, это мышка. Всё так просто и понятно, Увлекательно, занятно. На вопросы Кто? и Что? Отвечать оно должно.

Слайд 25

Распредели сам.
Распредели слова по вопросам.
Что?
Кто?
строитель
постройка
комбайн
комбайнёр
курица
курятник
чтение
читатель

Слайд 26

Найди слово
К данным словам подбери слова, противоположные по значению. Соедините их. Назови существительные отвечающие на вопрос Кто?
белизна
богач
встреча
восход
сказка
великан
доброта
веселье
мудрец
жадность
глупец
чернота
быль
бедняк
карлик
заход
скука
разлука

Слайд 27

Сложи тетрадки.
Собери тетрадки в портфель. Сколько получилось в каждом?
животное
аллея
зверь
М.Р.
медведь
конь
метро
Ж.Р.
север
сердце
степь
СР.Р.
ремень
яблоко
тетрадь

Слайд 28

Закончи сам
Закончи по смыслу. душистая …………….. морская …………. тёплое ………………. облачный …………. известная ……………. зелёное ……………. субботний ………….. липовая …………… тёплое ……………… звёздный ………….. дружный ………….. удачная …………… жареный …………… крутой ……………. красная ……………… доброе …………….
ж.р.
ж.р.
ср.р.
м.р.
ж.р.
ср.р.
м.р.
ж.р.
ср.р.
м.р.
м.р.
ж.р.
м.р.
м.р.
ср.р.
ж.р.

Слайд 29

Что где?
Найдите «слова-карандаши», которые употребляются только во множественном числе. Расставьте их в нужные стаканы.
Парные предметы
Отрезки времени
щипцы
опилки
прятки
клещи
сутки
каникулы
чернила
сливки
игры
вещества
дрожжи
санки
сумерки
шахматы
брюки
ножницы

Слайд 30

Сочини сам.
Составь словосочетания с существительными в нужных падежах. Используйте предлоги.
ходить
крыша
берег
дом
море
музей
школа
побежать
пролетел
вершина
плыть
озеро
земля
поле
гора
перелететь
находился
граница
полюс
река

Слайд 31

Восстанови
Прочитайте стихотворение, используя слова для справок. Что вы ещё добавите, чтобы стихотворение восстановить полностью. Что где? Дерево прячет корни __ ________, Искры таятся ___ тёплой _______. __ ______ зрелом спрятан дубок. __ белой _______ спрятан желток. (О. Дриз) Слова для справок: зола, скорлупа, земля, жёлудь.

Слайд 32

Имя прилагательное
- Я - слово замечательное,- Художницу нашу знает весь свет, Сказало Прилагательное.- Раскрасит Художница всякий предмет. Я равного себе не знаю: Ответит всегда на вопросы такие: Я признаки обозначаю. Чей? Чьё? Чьи? Без признаков предмета нет- Какой? Какая? Какое? Какие? Об этом знает целый свет.

Слайд 33

Назови признаки
К данным существительным подбери по три имени прилагательных, обозначающих разные признаки.
Какой?
стол
По форме, размеру
Какое?
яблоко
По цвету
Какой?
цветок
По месту, где он растёт

Слайд 34

Подбери пару
Соедини пары прилагательных, близких по значению. пасмурный печальный Радостный твёрдый тяжёлый (путь) хмурый грустный весёлый жёсткий смелый отважный трудный

Слайд 35

Пословицы и поговорки
Прочитайте, вставляя нужные имена прилагательные. 1._______сторона __ мать, а _______ - мачеха. 2.Верёвка хороша _________, а речь - __________. 3._________ дело лучше __________ безделья. 4. Платье хорошо ________, а друг ________. 5. _______ слово лечит, а _______ - калечит. 6.Оснью дни _______, а весной _______. Слова для справок: длинная, новое, ненастье, злое, старый, ясные, маленькое, родная, короткая, доброе, чужая, большого.

Слайд 36

Составь сам
Прочитайте прилагательное с каждым из существительных.
лесной
золотой
край
озеро
зуб
кольцо
поляна
брошь
широкий
поле
улица
простор
синий
родной
цветок
лента
страна
село
небо
город

Слайд 37

Что это?
Восстанови окончания прилагательных. Напишите к ним названия предметов, у которых есть такие признаки.
бархатн…..
нов…..
высок…..
каменн…..
красн…..
нарядн…..
сильн…..
кудряв…..
белоствольн…..
стройн…..
внезапн…..
летн…..

Слайд 38

В чём разница
К словосочетаниям, записанным в столбике, подберите такие, где прилагательные употреблены в переносном значении. Объясните причину.
стальной характер
прозрачный воздух живые цветы сладкая ягода светлая вода золотое кольцо стальной обруч
сладкая речь
прозрачный намёк
золотое сердце
живая беседа
светлая память

Слайд 39

Составь сам
Из данных слов составьте словосочетания.
чудесный
картина
жирный
пятно
щавелевый
кислота
душистый
сено
чуткий
камыши
жилой
дома
пушистый
белка

Слайд 40

Слайд 41

Другими словами.
Данные сочетания слов измените на словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного.
доска для класса прилаг. + сущ. вилки из металла занятия в группе вечер в субботу поля для хоккея работа в коллективе мячи для тенниса
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.