Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
урок русского языка в 7 классе по теме:
«Причастие как часть речи»
Слайд 2
Цели:
Деятельностные - создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций обучающихся, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные - формировать умения отличать причастия от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие, познакомить обучающихся с основными грамматическими признаками, которые свойственны причастию, и его типичными суффиксами, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать и обрабатывать информацию.
Слайд 3
II.Актуализация знаний:
создать ситуацию успеха и положительного эмоционального настроя,
актуализировать опорные знания учащихся, подготовить мышление учащихся к построению нового способа действий.
Учитель: Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился интересным и познавательным. На этом уроке мы постараемся открыть новые секреты русского языка. Сегодня вы узнаете удивительную историю о бесприютных суффиксах, которые обрели свое место. Мы познакомимся с новой для вас частью речи, рассмотрим, как она образуется. Для этого мы вспомним морфологические признаки прилагательного.
Слайд 4
Заполним кластеры:
прилагательное
глагол
Вопрос: какой? какая? какое? какие?
Форма: полная и краткая
Род, число, падеж
Вид
Время
Слайд 5
-Знание об этих частях речи пригодятся нам для определения той части речи, о которой мы будем с вами говорить. Как вы думаете, с какой целью мы вспоминали эти признаки?
-Та часть речи, о которой пойдет речь, имеет признаки глагола и прилагательного.
-В связи с этим определите, какая цель стоит перед вами на уроке?
-Узнать новую часть речи, ее морфологические признаки.
- Определить отличительные признаки этой части речи.
Слайд 6
III. Изучение нового материала (познакомить с новым материалом).
Учитель: Для достижения поставленных нами целей я предлагаю вам отправиться в лингвистическое путешествие.
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Морфология жил-был король. Однажды собрал он на бал своих подданных. Во дворец прибыли Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма почему-то откладывалось. Оказалось, что к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились незнакомые гости. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс –енн– был ему знаком.
делающий
любящий
читавший
везший
озаряемые
гонимый
прочитанный
увиденная
бритый
Слайд 8
- Получилась самостоятельная часть речи. И назвали её причастием.
Итак, запишем тему нашего урока «Причастие как часть речи». На доске прочитайте, что сказал о причастиях В.И.Даль, автор знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».
- «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- В.И. Даль обратил внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку своим «внешним видом» оно действительно напоминает прилагательное. Запишите это высказывание.
Слайд 9
Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
В.И. Даль.
Слайд 10
Работа в парах
Имя прилагательное
маленький мальчик
1. Вопрос: какой
2. Признак предмета
3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р.
4. Изменяется по родам, падежам, числам
(маленькая девочка, маленького мальчика,
маленькие мальчики)
5. Окончания –ий, -ая, -ого, -ие.
Причастие
читающий мальчик
1. Вопрос: какой
2. Признак предмета по
действию
3. Начальная форма: им. п., ед. ч., м. р.
4. Изменяется по родам, падежам, числам
(читающая девочка, читающего мальчика,
читающие мальчики )
5. Окончания –ий, –ая, –ого, –ие.
Вывод(делает ученик): Причастие имеет признаки
прилагательного.
Слайд 11
Работа в парах
Причастие
любящий
1. Признак предмета по действию
2. Время (наст.)
3. Вид (несов.)
4. Возвратность (невозв.)
5. Зависимые слова (любящий кого?)
Глагол
любит
1. Действие предмета
2. Время (наст.)
3. Вид (несов.)
4. Возвратность (невозв.)
5. Зависимые слова (любит кого?)
Вывод (делает ученик): Причастие похоже и на глагол, только у него 2 времени: настоящее и прошедшее.
Слайд 12
Причастие совмещает признаки
Слайд 13
Учитель: Опираясь на данную схему и материал параграфа, дайте определение причастию.
Ученик: ПРИЧАСТИЕ:
Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Изменяются по временам, числам и падежам.
Слайд 14
Узнаём причастие
- Ребята, я вам открою секреты причастия. Чтобы легче было узнать причастия среди других частей речи, запомните суффиксы.
Суффиксы
-ущ- (-ющ-)
-ащ- (-ящ-)
-вш-, -ш-
-ом- (-ем-), -им-
-нн-, -енн-, -т-
От глагола (можно сказать «тот, который…»)
Летящий – тот, который летит
Слайд 15
IV. Формирование новых умений.
(Взаимопроверка задания).
Найдите словосочетания
с причастиями.
1) лаявшая собака 2) волнистые волосы 3) крикливый ребёнок 4) дремлющий ребёнок 5) старший брат 6) растаявший снег 7) построенный дом 8) дремучий лес 9) плывущие облака 10) пожелтевший лист
Слайд 16
Учитель:
-Второй секрет: причастие можно заменить сочетанием «тот, который + глагол», от которого причастие образовано.
Например: летящий – тот, который летит.
Проверим ваши знания!
1. Это причастия?
Кричащий Тот, который кричит
Бегущий Тот, который бежит
Спасенный Тот, которого спасли
Принесший Тот, который принес
Забытый Тот, которого забыли
Ведомый Тот, которого ведут
Уставший Тот, который устал
Слайд 17
Причастие обыкновенно избегаются в разговоре.
Мы не говорим «карета, скачущая по мосту»,
«слуга, метущий комнату». Мы говорим, которая скачет,
который метет, заменяя выразительную краткость
причастия вялым оборотом.
А.С.Пушкин.
Слайд 18
Итак, все секреты причастия вы знаете.
V. Применение новых знаний и умений.
Задание1.
Учитель: Найдите причастия в предложениях, которые мы запишем на доске и в тетрадях.
Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.
Учитель: Как найти причастие?
Ученик: Ищу существительное и от него задаю вопрос какие?: громкие и раздавшиеся.
Учитель: Как узнать, какое из них причастие?
Ученик: Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы: причастие раздавшиеся.
Слайд 19
Задание 2
Дифференцированная работа.
Определите признаки глагола и прилагательного у причастия,
заполнив таблицу(раздаточный материал с таблицей).
1-я группа заполняет таблицу словами: пронизанных (туч),
озаривший, гаснувший (луч).
2-я группа выполняет работу под руководством учителя: летящий,
спешащий (лист).
Слайд 20
Прич. + сущ.От какого глагола образо-вано.Признаки глагола.Признаки прилагательного
вид.время.воз-врат-ность.число.род.падеж
пронизанных туч.прони-зать.сов..прош..не -возвр..мн..–.Род.
озаривший луч.озарить.сов..прош..не -возвр..ед..муж..Им.
гаснувший луч.гаснуть.несов..прош..не -возвр..ед..муж..Им.
летящий лист.лететь.несов..наст..не -возвр..ед..муж..Им.
спешащий лист.спе-шить.несов..наст..не -возвр..ед..муж..Им.
Слайд 21
VI. Систематизация знаний.
Учитель:
С какой частью речи мы сегодня познакомились на уроке?
Что мы о ней узнали?
Давайте выразим это в форме синквейна.
Синквейн
1. Причастие
2. Полное, краткое.
3. Изменяется, обозначает, отвечает.
4. Имеет признаки глагола и прилагательного.
5. Форма
(Проверка работ учащихся).