Презентация - Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку

Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 1

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РОДНОГО ЯЗЫКА Материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку

Слайд 2

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 2
Создание славянской азбуки
Византия, IX век Город Солунь (Фессалоники) на границе с Болгарией Братья Константин и Михаил (при пострижении в монахи – Кирилл и Мефодий) Константин, благодаря живому уму, страсти к учению, получил блестящее образование. По преданию, он владел 22 языками. Мефодий обладал большим даром организатора. В 862 году Константин и Мефодий были отправлены в Болгарию для просвещения людей. Но обучение славян оказалось невозможным без книг на родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Мефодий начал переводить на язык славян церковные книги, написанные латынью. В 863 году братья огласили изобретение славянского алфавита. В том же году они прибыли в Моравию, крупнейшее государство славян, для просвещения людей. В начале 11 века, после принятия христианства, первые книги на славянском языке появились в Киевской Руси.

Слайд 3

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 3
ГЛАГОЛИЦА
38 букв Самобытное начертание букв Возможно, глаголица являлась тайнописью

Слайд 4

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 4
КИРИЛЛИЦА
Основа – греческий унциал 44 буквы Древняя кириллица легла в основу графики 108 языков (русского, белорусского, украинского, болгарского, македонского, сербского и др. )

Слайд 5

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 5
Задания.
Напишите, как называлась в кириллице каждая из букв в следующих словах. Обратите внимание на то, что написание некоторых слов, а также количество букв в них изменилось: а) судить: _______________ ; б) соль: _________________; в) свет:_________________; г) рука:________________ ; д) жена: _______________; е) листва: ______________; ж) книга: ______________.

Слайд 6

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 6
Завещание потомкам
Теория Ярослава Кеслера (книга «Русская цивилизация. Вчера и завтра»)
Азъ - «я» Буки (букы) – «буквы, письмена»  Веди (веде) – «познал», прошедшее время от «ведити»- знать Глагол – «слово»  Добро – «достояние, богатство»  Есть (есте) - 3 л. ед. ч. от глагола «быть»  Живѣте  - мн. ч. от «жить»  Зело - «усердно, со рвением» Земля – «планета Земля и ее обитатели»  И - союз «и»  Иже – «те, которые, они же» Како – «как», «подобно»  Люди – «существа разумные, люди»  Нашъ – «наш»  Онъ – «оный» в значении «единственный, единый» Покои – «основа (мироздания)»  Рцы (рци) - повелительное наклонение «говори, изрекай, читай вслух» Слово – «слово, то, что передаёт знание»  Твердо – «уверенно, убежденно»  Укъ – «основа знания». Ср. наука, учить, навык.  Фертъ, ф(ъ)ретъ – «оплодотворяет»  Составьте текст азбучного послания, опираясь на перевод и толкование названий букв древнего алфавита

Слайд 7

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 7
В какой фразе выделенное слово представляет собой старинное название буквы Ф? а) Прикидываясь моей добычей, этот враг хочет меня погубить, но я разгадал его фортель, и придёт время, когда я с ним посчитаюсь. (И. Ф. Анненский). б) Рабочий, что первый завёл речь о расчёте, картуз надел и фертом подбоченился. (П. И. Мельников-Печерский). в) Я сделал финт левой рукой, а ударил правой, и противник попался на эту простую уловку. (В. П. Михайлов). г) Три прохожих офицера стали на Невском проспекте во фрунт. (Ю. Н. Тынянов). д) «Застрекотала стрекоза, ходит франтом, сапоги с рантом», — сказал ей Самсон по-русски. (Ю. Н. Тынянов).

Слайд 8

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 8
Приведите примеры древнерусских букв, которых нет в современном русском алфавите. (Зело, и-десятеричное, омега, ять, юс большой, юс малый, кси, пси, фита, ижица) Как в древнерусском алфавите называлась буква М? Название какой буквы в русского алфавита говорит о её доброте?

Слайд 9

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 9
Буквы кириллицы Буквенные дублеты, буквы-дублеты – это буквы, обозначающие один и тот же звук.
Ѕ (зело) И Ʒ (земля) = [з] Ф (ферт) и Ѳ (фита) = [ф] Н (и восьмеричное), І (и десятеричное), Ѵ (ижица) = [и] О (он) и Ѡ (омега) = [о]
Ѯ (кси) – царевич АЛЕѮНН, но крестьянин АЛЕКСНН Ѱ (пси) – ѰАЛЪМЪ (псалом), но увидел ПЬСА

Слайд 10

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 10
Буквы кириллицы
Ѣ (ять) = [и][э] ДѢТИ – ДЕТИ – ДИТЯ Ъ (еръ) – сверхкраткий [О], произносился в сильной позиции Ь (ерь) – сверхкраткий [Э], произносился в сильной позиции Ѧ (юс малый) – носовой звук, превратился в [А] Ѫ (юс большой) – носовой звук, превратился в [У] Ѥ Ѭ Ѩ – йотированные звуки, соответствуют Е, Ё, Я ~, ҃ (титло) – надстрочный знак, который использовался для сокращения слов и обозначения цифр: ГОСПОДЬ = Ѿ = ОТ

Слайд 11

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 11
ЗАДАНИЕ. Объясните значение пословиц и поговорок, в которых встречаются забытые названия букв кириллицы
Сперва аз да буки, а там и науки. Начать с азов. Не суйтесь, буки, поперёк аза. Стоять глаголем. Сам оником, ручки фертом. Ерь да еры упали с горы, ерь да ять никому не поднять. Сделать на ять. У нея ротик фитою. От аза до ижицы. Пропишу я тебе ижицу. Расставить покоем.

Слайд 12

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 12
Числовое значение букв кириллицы
Тьма – 10 000 Легион – 10 тем Леодр – 10 легионов Ворон – 10 леодров Колода - 10 воронов

Слайд 13

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 13
Из истории 40.
Перед вами отрывок из повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Тот покровитель, к которому я насчет карьеры был прислан, в адресный стол справщиком определил, а там у всякого справщика своя буква есть. <…...> Иные буквы есть очень хорошие, как, например, «буки», или «покой», или «како»: много на них фамилиев начинается, и справщику есть доход, а меня поставили на «фиту». Самая ничтожная буква, очень на нее мало пишется, и то еще из тех, кои по всем видам ей принадлежат, все от нее отлынивают и лукавят: кто чуть хочет благородиться, сейчас себя самовластно вместо «фиты» через «ферт» ставит. Ищешь-ищешь его под «фитою» – только пропащая работа, а он под «фертом» себя проименовал. Когда и почему «ничтожная буква» была устранена из алфавита?

Слайд 14

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 14
Из истории 40.
«Фита» дважды устранялась из алфавита (после первой, петровской реформы 1708 года она вернулась в алфавит и дожила до реформы 1918 года, после которой исчезла окончательно), так как из двух букв, обозначающих один и тот же согласный [ф], должна была остаться только одна.

Слайд 15

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 15
Задание.
Запишите арабскими цифрами числа, обозначенные древнерусскими буквами: е҃___________ к҃f _________ рн҃в_________ ф҃ __________ то҃г_________ и҃ __________ хл҃в_________ j҃п _________ s҃і __________ k҃s _________ ц҃а _________ s҃ __________ ó҃___________ ц҃е _________ ^м҃е ________ сз҃і _________ сч҃з _________ ф҃п _________ jп҃е ________ тk҃д ________

Слайд 16

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 16
РЕФОРМА ГРАФИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ПЕТРА ПЕРВОГО 1708-1710 гг. Были устранены буквы кириллического алфавита, которые не передавали звуков живой славянской речи: Ѱ, Ѯ, Ѡ Буква Э была узаконена и зафиксирована в азбуке Была предпринята попытка исключить буквы-дублеты. Окончательно исчезла из азбуки буква «зело» Были отменены числовые значения славянских букв и окончательно введены арабские цифры Отменены были все надстрочные знаки Были установлены строчные и прописные начертания букв, существующие поныне Буквы приобрели более округлые и простые начертания. Все изменения были направлены на то, чтобы облегчить обучение письму и способствовать широкому распространению грамотности в русском обществе. В 1710 г. гражданская азбука была окончательно утверждена специальным указом Петра I, который написал: «Сими литерами печатать исторические и мануфактурные книги…»

Слайд 17

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 17
Реформа русской орфографии 1918 года
В соответствии с реформой: из алфавита исключались буквы Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И; исключался твёрдый знак (Ъ) на конце слов и частей сложных слов, но сохранялся в качестве разделительного знака (подъём, адъютант); изменялось правило написания приставок на з/с: теперь все они (кроме собственно с-) кончались на с перед любой глухой согласной и на з перед звонкими согласными и перед гласными (разступиться → расступиться); в родительном и винительном падежах прилагательных и причастий окончание -аго после шипящих заменялось на -его (лучшаго → лучшего), во всех остальных случаях -аго заменялось на -ого, а -яго на -его (например, новаго → нового, ранняго → раннего), в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего родов -ыя, -ія — на -ые, -ие (новыя (книги, изданія) → новые); словоформы женского рода множественного числа онѣ, однѣ, однѣхъ, однѣмъ, однѣми заменялись на они, одни, одних, одним, одними; словоформа родительного падежа единственного числа ея (нея) — на её (неё).

Слайд 18

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 18
Задания.
В каких годах была проведена первая реформа русской графики и орфографии? Кто был её инициатором? Что до революции было у Фёдора и у Федота, но не было у Филиппа? Какие буквы славянской азбуки были упразднены реформой 1708—1710 гг., а какие — реформой 1917—1918 гг.? Соотнесите фразеологические обороты с устаревшими названиями букв и их значения. Подберите к ним синонимические фразеологизмы. А) (Начать) с азов. 1) От самого начала до самого конца. Б) От аза до ижицы. 2) О необразованном человеке. В) Азов не разбирает. 3) Совершенно ничего (не знать). Г) Ни аза в глаза. 4) С самого начала, с самых основ.

Слайд 19

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 19
Исторические чередования.
В древнерусском языке были особые краткие гласные звуки, которые назывались редуцированными. В древних текстах для обозначения редуцированных звуков использовались буква ъ («ер») после твердых согласных, буква ь («ерь») после мягких согласных. В древнерусских словах редуцированные звуки могли быть в ударных и безударных слогах. Это значит, что они могли встречаться в разных позициях в слове, среди которых выделяются сильные и слабые. Фонетическая система изменилась, и постепенно в слабых позициях редуцированные ъ и ь перестали произноситься, а в сильных позициях стали произноситься как нередуцированные гласные (полного образования) О, Е. Так в формах некоторых слов и появилось чередование звуков [о] и [е] с нулём звука: сънъ - сон, съна - сна.

Слайд 20

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 20
Задания.
Напишите слова по-древнерусски, объясните, каким образом в них появились беглые гласные. Зов — звать, кусок — куска, брать — беру, посол — посла, ужасен — ужасно, умён — умна, конец — конца, день — дня, сон — сна, платок — платка, со мной — с тобой, льстить — лесть, мстить — месть, честь — чтить, бездна — донья, сотня — сотенный, рожь — во ржи, ко мне — к тебе. В каких позициях на месте О писался редуцированный Ъ? Напишите слова по-древнерусски. Торг, волк, колкий, полка, долг, корка, молния, вольный, горка, горло, горький, солнце, корм, коморка, гордый. В каких позициях на месте Е (Ё) писался редуцированный Ь? Напишите слова по-древнерусски. Жёлтый, червь, мерка, твёрдый, мелкий, сердце, верба, верный, зеркало, тельце, зернистый, сернистый, пернатый, верста, мельница.

Слайд 21

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 21

Слайд 22

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 22
Задания.
Выпишите из четверостишия старославянизмы, укажите их признаки и объясните значение. Из какого произведения взят этот отрывок и кто его автор? Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво… В каких словах русского языка наблюдаются следующие исторические чередования? Напишите эти слова: а) свет // свеч // свещ б) гащ // гост // гощ в) мк // мок // моч // мык г) мин // мн // мя д) г // гб // ги // гиб

Слайд 23

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 23
Из истории наречий.
Наречия образовывались в языке в разное время, этот процесс продолжается и сейчас. Многие наречия сохраняют словообразовательные и смысловые связи со словами других частей речи. Есть наречия, образовавшиеся еще в глубокой древности, в дописьменную эпоху. Такими, например, являются образованные от местоимений наречия: — куда, туда, сюда. Образованы от местоимений къ (ср. къто), тъ, сь при помощи наречного суффикса -да; — когда, тогда, иногда, всегда. От местоимений къ, тъ, инъ, вьсь с помощью суффикса -гда; — где, здесь, везде. От местоимений къ, сь, вьсь и частицы де; — всюду, повсюду, отовсюду. От местоимения вьсь с помощью предлогов и суффикса -уду. Конечно, эти наречия подверглись значительным фонетическим изменениям. Например, современное где происходит от къде, в котором в результате падения редуцированных сначала утратился гласный после [к], а затем звук [к] перешел в [г] под влиянием следующего звонкого [д].

Слайд 24

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 24
Проще выяснить происхождение наречий, появившихся позже, уже в древнерусскую эпоху. У них лучше прослеживается связь со словами, от которых они образованы.Часто наречия этимологически представляют собой «застывшие» формы существительных или прилагательных в косвенных падежах, с предлогами или без. Некоторые из этих существительных не зафиксированы ни в каких памятниках письменности и восстанавливаются только путем анализа соответствующих наречий. Вдребезги. Образовано из сочетания предлога в и слова дребезги «осколки, мелкие куски» (форма винительного падежа множественного числа существительного дребезг). Слово дребезг этимологически родственно глаголу дробить. Внутрь. Праславянское по происхождению. Образовалось из сочетания предлога *vъn «в» и формы винительного падежа существительного *ǫtrь (> оутрь) «внутренность». Однокоренным к этому существительному является слово утроба (носовой гласный перешел в звук [у]).

Слайд 25

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 25
Вопреки. Из старославянского въпрѣкы. По происхождению является сочетанием предлога въ и слова прѣкы. Последнее, по всей видимости, — форма винительного падежа множественного числа от не зафиксированного в памятниках существительного *прѣкъ. В древнерусском языке было слово перекъ «ширина», «поперечина», в украинских диалектах зафиксировано перека «противоречие». Исконно русское слово, близкое наречию вопреки, — поперёк. Восвояси. Церковнославянское по происхождению (въ своѩси), калька с греческого выражения eis ta idia, где eis — предлог «в», idia — форма винительного падежа множественного числа существительного idion «собственность», ср. idios «собственный». При переводе с греческого использован предлог въ, слово своѩ (субстантивированная форма винительного падежа множественного числа местоимения свои или своѥ «свой, свое», а также си — форма дательного падежа единственного числа возвратного местоимения сѧ. Употребление си в данном случае является болгарской языковой особенностью.

Слайд 26

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 26
Дотла. Образовалось путем сращения в одно слово предлога до и формы родительного падежа единственного числа существительного тьло «почва, пол». Таким образом, первоначальное значение наречия дотла — «до основания». Завтра. Общеславянское; древнерусская форма — заутра. Представляет собой сращение предлога за и родительного падежа единственного числа существительного утро. Буквальное значение — «то, что будет за (ближайшим) утром». Ударение падало первоначально на звук [у], но затем переместилось на первый слог, из-за чего [у] стал произноситься кратко, потерял слогообразующую функцию и перешел в [в]. Замуж. Восточнославянское. Сочетание предлога за и старой формы винительного падежа единственного числа существительного мужь. Такой была эта форма до развития категории одушевленности у существительных (современный вариант — мужа).

Слайд 27

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 27
Искони. Старославянское. Образовалось из сочетания предлога изъ (> ис-) и формы родительного падежа существительного *конь «начало». Это существительное не сохранилось, но имеется много родственных ему слов. В древнерусском языке было слово конъ в значении «предел, рубеж, начало, конец» (этот же корень содержится в нынешних антонимах конец и начало). Изъ кони — «из начала». Исподтишка. Собственно русское, в словарях фиксируется с XVIII века. Сращение сложного предлога из-под и формы родительного падежа единственного числа существительного тишок «тишина». Кубарем. Собственно русское, в словарях отмечается с XVIII века. Застывшая форма творительного падежа единственного числа существительного кубарь «волчок» (детская игрушка).

Слайд 28

Страницы истории родного языка материал для подготовки учащихся к предметным олимпиадам по русскому языку, слайд 28
Лишь. Первоначальная форма — лише «больше, сверх чего-либо, свыше, излишне, кроме, только». Это сравнительная степень древнерусского прилагательного лихъ «лишний». Мельком. Застывшая форма творительного падежа единственного числа диалектного существительного мельк «миг, мгновение», производного от глагола мелькать и зафиксированного в словаре В. И. Даля. Мимоходом. По всей видимости, общеславянское. Изначально — форма творительного падежа единственного числа существительного мимоходъ. Такое слово зафиксировано в древнерусских памятниках письменности с XII века. Мимоходъ означало «проходящий мимо, прохожий, странник».
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.