Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Большое космическое путешествие в Морфологическую галактику к планете Причастий
Слайд 3
Эпиграф к уроку.
Тот (кто жизнью живёт настоящей) (Кто к поэзии с детства привык) Вечно верует в животворящий Полный разума русский язык .
Н.Заболоцкий.
«Читая стихи».1948г.
,
,
,
,
Слайд 4
Николай Алексеевич Заболоцкий
Русский советский поэт (1903 – 1958).
Автор сборника «Столбцы» и лучшего поэтического перевода «Слова о полку Игореве».
Слайд 5
Проверка на межпланетной станции
1. Прочитать выразительно эпиграф. Найти причастие и выполнить морфологический разбор (инд.задание)
2. О каких свойствах слова, речи, русского языка здесь говорится?
3. Расставьте и объясните знаки препинания (есть подсказки).
4. Почему слово «настоящей» не причастие?
( НЕ образовано от глагола;
НЕ обладает признаками причастия: возвратностью, временем, видом, разрядом; нельзя задать вопрос что делающей?)
(Это гимн мудрости русского слова, разумной одухотворённости художественной, поэтической речи).
Слайд 6
Проверка морфологического разбора.
(в) животворящий (язык) - прич., т.к. 1) обозначает признак предмета по действию, какой?
2) н.ф. животворящий; пост.пр.: действ., наст.вр., несов.в., невозвр.;
непост.пр.: в ед.ч., м.р.; В.п.
3) в язык какой? Животворящий (соглас.опред.)
Слайд 8
Воздушная разведка.
Задание. Обозначить все орфограммы, связанные с причастиями : 1)контуженый воин, 2)не пропускающий ни дня, 3)неиссякаемый интерес, 4)полученные результаты, 5)у борющейся за 1-е место спортсменки, 6)лишённый радости
Слайд 9
Задание классу.
1. Подобрать на каждую орфограмму, изучавшуюся в теме «Причастие», по 1-му примеру из упражнения 202.
(бьющее (солнце),
вяжущий, видящий,
мыслимый, называемый,
искажённый,
изученный, исписанный,
задуманный,не сделана,
не_сделанная вовремя работа)
Слайд 10
Проверка воздушной разведки.
Контуженый воин ( прич. 1.от гл.контузить – не
на –ать, -ять; 2.искл.),
Не пропускающий ни дня (1.част.с прич.,есть зав.слово. 2.от гл.1-го спр.),
Неиссякаемый интерес (1.не употр. без НЕ, 2.от гл.1-го спр.не иссякать),
Полученные результаты (1.от гл.получить – не на
-ать, -ять, 2.сов.вид),
У борющейся за 1-е место спортсменки (1.от гл.1-го спр.бороться, 2. у какой? Р.п., ж.р.),
Лишённый радости (прич., есть зав.слово и сов.вид).
Слайд 12
Текст с ошибками.
…Если бы не испытаный конструкторский талант Ирии Гай и не исчерпаемое терпение Тадеуша, взявшие на себя все заботы о малышке, если бы не трудолюбие Аркаши, неделями неуходящего с ремонтной площадки, если бы не помощь Лукьяныча и всех членов технического кружка школы, если бы не самоотверженность Пашки два раза летавшего в Австралию и один раз в Шанхай, чтобы добыть нужные детали, если бы, наконец, не старания Алисы, умеящий успокоить и утешить кораблик, если бы не общие титанические усилия, ранянный кораблик никогда бы не поднялся в воздух.
Слайд 13
• Кто автор книги, из которой взят текст? • Что вы о нём знаете? • Из какого произведения текст? • О каком корабле идёт речь?
Историк.
Переводчик.
Писатель – фантаст.
Повесть «Гай-до», глава «Перед гонками».
Корабль Гай-до
Слайд 14
1.Найти слова с ошибками (7 ошибок), выписать столбиком правильно, обозначить орфограммы. 2.Найти 1 пунктуационную ошибку, выписать правильно предложение, прокомментировать.
Слайд 15
Д./З. (для тех, кто не сдал).
! ! !
Написать сочинение о причастии. Оформить красочно.
Д./З. (всем):(
Всем
1. Принести контрольную тетрадь.
2. Подготовка к К./Д.:
Повторить ВСЁ о причастии (*орфограммы, *морфологический разбор, *морфемный разбор, *суффиксы причастий, *причастные обороты).