Презентация - Адаптивная школа-Школа для всех


Адаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всехАдаптивная школа-Школа для всех
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Адаптивная школа – школа для всех

Слайд 2

АДАПТИВНАЯ ШКОЛА – ШКОЛА ДЛЯ ВСЕХ
Адаптивная школа - социально-педагогическая система со смешанным контингентом обучающихся, стремящаяся максимально адаптироваться к их индивидуальным особенностям, по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения.

Слайд 3

Базовые черты адаптивной школы:
→ наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся ("Школа для всех"); → ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося; → гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей школы; → создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.); → обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка; → разнообразные формы дифференциации и многопрофильность обучения; → наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития; → здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели; → оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.

Слайд 4

Как это создать? Условия:
Концептуальная система условий и способов построения и развития адаптивной школы: √ наличие общей, принимаемой большинством сотрудников школы педагогической философии, определяющей миссию школы, ее базовые ценности; √ наличие ясной концепции и программы развития школы; √ организация комплексной медико-психолого-дефектологической службы, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся; √ преобразование школы в Центр образования, включающий детский сад, начальную, среднюю и старшую школы с выходом на вузы, что позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития; √ гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизиологические особенности, способности и склонности; √ создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих инфраструктур, призванных обеспечить преобразование школы в действующую адаптивную модель; √ кадровое обеспечение масштабных системных преобразований школы, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т.п.).

Слайд 5

Как управлять? Управление адаптивной школой:

Слайд 6

Что из этого следует?

Слайд 7

Специфика управляющей системы адаптивной школы определяется:

Слайд 8

СТРАТЕГИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ

Слайд 9

Рассматривая противоречия между парадигмами

Слайд 10

Принципы и условия, позволяющие двигаться в направлении гармонизации

Слайд 11

Сохранение за школой необходимых степеней свободы (два параметра):

Слайд 12

Вертикальная и горизонтальная дифференциация

Слайд 13

Дошкольная ступень
Личностная парадигма
Когнитивно-информационная парадигма
Культуроло-гическая парадигма
Компетент-ностная парадигма

Слайд 14

Начальная школа
Личностная парадигма
Когнитивно-информационная парадигма
Культурологическая парадигма
Компетентностная парадигма

Слайд 15

Основная школа
Личностная парадигма
Когнитивно-информационная парадигма
Культурологическая парадигма
Компетентностная парадигма

Слайд 16

Старшая школа
Личностная парадигма
Когнитивно-информационная парадигма
Культурологическая парадигма
Компетентностная парадигма

Слайд 17

Личностный рост ребенка
Парадигматическая дифференциация (вертикальная)
Личностная дифференциация (горизонтальная)
Личностный рост ребенка

Слайд 18

Гармонизация педагогических парадигм не самоцель, а всего лишь средство и одновременно условие, обеспечивающее гибкость и целостность учебно-воспитательного процесса. Без соблюдения этого условия велика опасность перекосов в развитии личности

Слайд 19

В основании всех трех парадигм лежит КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
Она наиболее полно выражает глубинные, конечные цели образования. Вытекающий ценностный взгляд на качество образования позволяет правильно расставить акценты при отборе его содержания, а при выборе методов и способов обучения и развития ребенка руководствоваться личностными, гуманистическими подходами. Нельзя не отметить, что ключевые компетенции вытекают из той же культуры.
Если мы добиваемся построения целостного образовательного процесса на ценностных основаниях, культурологическую парадигму следует признать ведущей и доминирующей.

Слайд 20

Нахождение полей пересечения парадигм и правильное определение удельного веса каждой из них в решении конкретных задач
Диспозиция педагогических парадигм в начальной школе
Культурологическая парадигма
Личностная парадигма
Когнитивно-информационная парадигма
Компетентностная парадигма
задает тон в отборе содержания образования
стоит на страже физического и психического здоровья ребенка, определяя дозировку материала, формы и методы работы, отвечающие возрастной норме и индивидуальным особенностям конкретных учеников
придает содержанию образования отчетливые, внятные контуры, предохраняя от верхоглядства, приучая к сложной и трудной учебной работе
проявляется в двух ипостасях: компьютерной поддержке предметов и начальном этапе систематического изучения иностранного языка

Слайд 21

Основная школа – дифференциация горизонтальная
Горизонтальная дифференциация – построение всего учебно-воспитательного процесса при МАХ возможном учете индивидуальных психофизических особенностей детей, их способностей и склонностей
Если ВД ориентируется на возрастные нормы, то ГД учитывает индивидуальные личностные особенности детей в широком диапазоне: от эмоционально-волевой сферы личности до когнитивной.
Темп созревания психических функций: память, мышление, речь, преобладающие интересы и склонности, избирательные способности ребенка – важно при определении траектории его развития.
В начальной школе, где набирает обороты когнитивно-информационная парадигма, становится очевидным гетерохронное (неодновременное) созревание детей. Т.е. ГД – важнейшее условие построения парадигматической кооперации.

Слайд 22

Две формы горизонтальной дифференциации
Центральная задача основной школы – создание системы разноуровневого дифференцированного обучения.

Слайд 23

Композиция педагогических парадигм в основной школе
Ключевое понятие здесь - КОНКРЕТНОСТЬ
Конкретность учебного материала, совпадающая с конкретностью мышления учащихся на данном возрастном этапе развития. Высокий уровень абстрактного мышления взрослых людей затрудняет у многих из них усвоение деталей, подробностей, которые легко впитывают и прочно запоминают шестиклассники.
В итоге остаются спекулятивные схемы. Вот почему важно своевременно в основной школе воспитать ребенка всем тем, что составляет строительный раствор культуры, чтобы постоянно пользоваться этим надежным материалов и заниматься самостроительством личности.
Все важно, но за деревьями не должен исчезать лес, теряться целостность. Приближение духовно-нравственных ценностей культурологической парадигмы позволяет дополнить когнитивно-информационную парадигму.

Слайд 24

Композиция парадигматической кооперации в основной школе

Слайд 25

Композиция педагогических парадигм в старшей школе
Мастерство и компетентность – необходимые качества, без которых невозможна модернизация образования и вступление в сообщество развитых стран. Здесь на первый план выступает компетентностная парадигма.
1. Распространенный результат: знания обширные, но смутные.
2. Именно в старшей школе актуализируется задача приведения содержания образования в соответствии с изменившимися условиями жизни.
3. Прагматическая заостренность старшей школы очевидна и по-своему обоснована. Молодые люди уже представляют свой будущий маршрут и концентрируют все усилия в избранном направлении. Ибо объять необъятное нельзя.
Такая избирательность в старшей школе преобразует горизонтальную дифференциацию: разноуровневость обучения дополняется многопрофильностью

Слайд 26

Интеграция и дифференциация: две стороны одной медали
В свою очередь, процедура перераспределения позволяет осуществить переход учащихся из одного потока обучения в другой после каждой учебной четверти на протяжении всего процесса обучения в основной школе. Эти процедуры позволяют решать как задачу максимального учета склонностей и способностей «сильных» учащихся в процессе, так и задачу сохранения мотивации менее успешных учеников, у которых постоянно, на протяжении всего процесса обучения, сохраняется возможность перехода на более высший уровень освоения учебного материала.

Слайд 27

Этапы процедуры распределения учащихся по потокам обучения

Слайд 28

Педагогическая диагностика включает в себя несколько этапов

Слайд 29

Сопровождение учащихся в УВП, как условие преодоления школьной неуспешности

Слайд 30

Желаем творческих успехов!