Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Активизирующие техники в управлении педагогическим коллективом
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Чулымский лицей
Чулымского района Новосибирской области
Сафронова Н.А., педагог-психолог
Слайд 2
Тема «Активизирующие техники в управлении педагогическим коллективом»
Целевая аудитория Администрация, педагоги.
Типовые особенности проекта По продолжительности: среднесрочный.
По содержанию: социально-психологический.
По цели: практико-ориентированный.
Цель проекта Активизация вовлеченности и заинтересованности педагогов в управлении педагогическим коллективом.
Задачи проекта Выявить и использовать способности каждого члена педагогического коллектива;
Подобрать активизирующие техники для включения педагогов в управление педагогическим коллективом;
Предоставить возможность участия педагогов в управлении ОО, в выработке и принятии решений.
Ресурсы проекта 1.Методические: менеджмент управления;
2.Информационные: интернет-ресурсы, литература;
3. Мотивационные: материальное стимулирование педагогов, награждение учителей грамотами и наградами за высокое качество, обусловленное работой в режиме инноваций.
4.Материально-технические: материально-техническая база лицея.
Сроки и этапы реализации 1-й этап – подготовительный (сентябрь 2017г.) Аналитико-диагностическая деятельность. Разработать и представить активизирующие техники.
2-й этап – практический (ноябрь 2017г. - март 2018г). Реализовать проект.
3-й этап – обобщающий(март 2018г.). Интерпретировать данные этапов.
Паспорт проекта
Слайд 3
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРИ ВЫБОРЕ ТЕМЫ ПРОЕКТА В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ
тема должна быть такой, ЧТОБЫ РАБОТА БЫЛА ВЫПОЛНЕНА КАЧЕСТВЕННО, но относительно быстро;
ТЕМА ДОЛЖНА ВЫЗЫВАТЬ ИНТЕРЕС не только у руководителя, но и у педагогов;
работа над темой должна быть ОБЕСПЕЧЕНА РЕСУРСАМИ.
Слайд 4
Аннотация проекта
Педагог-психолог призван помочь руководителю в формировании благоприятного психологического микроклимата, оптимального стиля деятельности и управления, в диагностике педагогического коллектива, правильном подборе и расстановке. Запрос администрации: активизировать деятельность педагогов в управлении лицеем, в выработке и принятии решений (из анализа деятельности лицея за 2016-2017 учебный год).
Самоуправление в педагогическом коллективе - форма организации его жизнедеятельности, обеспечивающая развитие самостоятельности педагогов в принятии и реализации решения для достижения общих целей. Условия: руководитель сам демонстрирует установку на развитие и саморазвитие [7].
Принятие решения педагогическим коллективом и последующая его реализация при активном участии педагогов обеспечивают их включенность в процесс развития совместной деятельности. В реальности процессы развития педагогической практики не воспринимаются педагогами как следствие инновационной деятельности. Проблемная ситуация: педагогический совет - высший орган самоуправления с ведущей ролью в коллективном управлении и отсутствие возможности у педагогов в управлении (из анализа удовлетворенности педагогов).
Актуальность: использование активизирующих техник в работе с педагогами поможет развить у них навыки самопрезентации, коммуникации, активного социального поведения и управления.
Практическая значимость: улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе, где каждый сотрудник начинает понимать и здраво оценивать свой труд и свою значимость.
Слайд 5
Участники проекта и их роль
Заказчик проекта - Шалонько Татьяна Анатольевна, директор МКОУ Чулымский лицей;
Автор главной идеи проекта, его предварительного обоснования – Сафронова Наталья Анатольевна, педагог-психолог;
Руководитель проекта – Колекционок Галина Витальевна, заместитель директора по УВР;
Команда проекта: Колекционок Галина Витальевна, заместитель директора по УВР; Рудасева Ирина Николаевна, заместитель директора по ВР; Хайкова Елена Анатольевна, учитель-куратор маркетинговой группы; Королькова Евгения Александровна, учитель-куратор муниципального ресурсного центра по работе с одаренными детьми; Гриднева Олеся Викторовна, учитель – куратор работы по информатизации;
Участники проекта – 40 педагогов МКОУ Чулымский лицей.
Слайд 6
Психологическая основа управления педагогическим коллективом
АДМИНИСТРАЦИЯ
выстраивает систему управленческого и организационного обеспечения работы с кадрами.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
рекомендует администрации использовать методики, направленные на исследование взаимоотношений администрации и педагогического коллектива, на выявление факторов, стимулирующих и препятствующих развитию и саморазвитию педагогов, на анализ мотивации деятельности педагогов, изучение взаимоотношений в педагогическом коллективе;
способствует формированию у педагогов социально-психологической компетентности.
участвует в совместном планировании стратегии и тактики развития образовательной организации.
Слайд 7
Прогнозируемые результаты
Самоуправление в педагогическом коллективе будет эффективным, если реализовать ряд мер, предусматривающих создание следующих условий:
руководителем лицея инициируется процесс поиска личностных смыслов в управленческой деятельности педагогов;
осуществляется опора на внешнюю и внутреннюю мотивацию;
реализуется технология согласования целей участников образовательного процесса;
у педагогов формируются механизмы самоуправления собственной педагогической деятельностью;
осуществляется включение педагогов в инновационную деятельность, способствующую саморазвитию педагогического коллектива.
Создание данных условий обеспечит положительную динамику удовлетворенности педагогов возможностью участия в управлении лицеем, в выработке и принятии решений и будет способствовать их самореализации в самоуправлении.
Слайд 8
Критерии оценки эффективности проекта
Показатели Критерии
Деятельность администрации по психологической и методической поддержке самоуправления.
Показатели: умение вовлекать педагогов в работу по самоуправлению, организация активных и увлекательных форм такой работы. Функционирует система психологической и методической поддержки самоуправления.
Оценивание руководителем результатов своей деятельности и своевременное исправление допущенных просчетов
Показатели: умение увидеть свою работу «со стороны», терпимость к критике, демократический стиль, конструктивная реакция на ошибки. Открытое, коллегиальное, критическое обсуждение управленческих решений и исправление их нежелательных последствий, делегирование полномочий.
Администрация умело использует педагогические советы и управленческие совещания для решения текущих проблем.
Сотрудничество педагогов, ориентация на совместные достижения.
Показатели: отношение педагогов к сотрудничеству; традиции обсуждения лицейских дел и обмена опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами педагогов.
В лицее утвердились организационные формы обмена достижениями, коллектив представляет собой слаженную команду.
Учителя тяготеют к сотрудничеству.
Слайд 9
№ Составляющие образовательного процесса Показатель удовлетворенности Показатель удовлетворенности Показатель удовлетворенности Показатель удовлетворенности Степень удовлетворенности Степень удовлетворенности Степень удовлетворенности Степень удовлетворенности
№ Составляющие образовательного процесса 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017
9. Возможности участия в управлении ОО, в выработке и принятии решений 3.8 3.9 3.8 3.3 средняя средняя средняя средняя
Общая удовлетворенность Общая удовлетворенность 3.7 3.8 4.0 3.8 средняя средняя высокая средняя
Анализ удовлетворенности педагогов состоянием образовательного процесса в МКОУ Чулымский лицей
Опрос и обработку анкет провела педагог-психолог Н.А.Сафронова
Слайд 10
Мероприятия проекта
№ Мероприятия Сроки Ответственные
1. Проведение педагогического совета «Анализ деятельности МКОУ Чулымский лицей за 2016-2017 учебный год и задачи на новый учебный год» Август 2017г. Шалонько Т.А., директор
2. Проведение Дня диагностики, развития, коррекция (ДРК) Сентябрь 2017 г. Сафронова Н.А., педагог-психолог
3. Разработка сценариев проведения заседаний педагогических советов Сентябрь, декабрь 2017г., февраль 2018 г. Шалонько Т.А., директор;
Колекционок Г.В., заместитель по УВР; Рудасева И.Н., заместитель по ВР.
4. Подборка активизирующих приемов Сентябрь, декабрь 2017 г., февраль 2018 г. Сафронова Н.А., педагог-психолог
5. Проведение заседаний педагогического совета. Ноябрь 2017г.; январь 2018 г.; март 2018г. Шалонько Т.А., директор
6. Организация и проведение открытых занятий «Школы проектов» в рамках окружного семинара начальников управлений образования муниципальных районов Новосибирской области «Баркемп: муниципальный ресурсный центр по работе с одарёнными детьми» Январь 2018 г. Шалонько Т.А., директор
7. Определение степени удовлетворенности педагогов условиями и результатами труда. Февраль 2018 г.
Хайкова Е.А., педагог-куратор маркетинговой группы;
Сафронова Н.А., педагог-психолог
Слайд 11
Мотивация вовлеченности педагогов в самоуправление
Объект развития Мотивационная структура педагогического коллектива, которая обусловливает его профессиональное развитие – 1 этап;
Объект развития Профессиональная компетентность - 2 этап.
Фундаментальное
условие Проработана система управленческого и организационного обеспечения работы с кадрами.
Движущая сила Собственная деятельность по разрешению коллективной проблемы.
Психологический
механизм Преобразование внешней мотивации во внутреннюю, создание ощущения внутренней необходимости действия.
Результат Сообщество педагогов, развиваясь в совместной деятельности, превращается в группу высокого уровня развития - коллектив, отличающийся профессиональной направленностью, подготовленностью, организованностью, интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативностью.
Слайд 12
Информация о результатах опроса педагогов МКОУ Чулымский лицей о психологической готовности к принятию инноваций
Опросник «Шкала готовности к творческо-инновационной деятельности» (автор С.Ю. Степанов);
Выводы: 37% педагогов не осознают мотивационный компонент профессионально-педагогического саморазвития. При внедрении инновационной деятельности может возникнуть риск, связанный с осознанием необходимости учиться, повышать свое профессиональной мастерство. Существуют риски, связанные с недостаточной поддержкой значимых людей, уверенностью в себе.
«Диагностика функционально-ролевых позиций в управленческой команде» (автор Н.П.Фетискин).
Выводы: выслушать мнение об организации процесса групповой работы и принять решение могут 4% педагогов; в процессе групповой работы 44% педагогов склонны к преобразованию идей в конкретные задания и организации их выполнения; идеи вырабатывают 11% педагогов; 26% педагогов способствуют согласованности действий группы, улаживают разногласия, знают потребности, проблемы членов группы; 11% педагогов связывают лицей с внешней средой. В коллективе отсутствуют педагоги, которые соединяют усилия членов группы в единое целое и побуждают доводить начатое дело до конца.
Опрос и обработку анкет провела педагог-психолог Н.А.Сафронова
Слайд 13
Педагогический совет № 1 от 31.10.2017г.
Цель: подготовка к независимой оценке качества образования.
Задачи: -изучить нормативные документы, которые регламентируют независимую оценку качества образования; -выявить критерии независимой оценки качества образования;
- организовать деятельность рабочих мастерских , распределив педагогов в соответствии с результатами диагностики; -провести экспертизу сайта ОО по критериям независимой оценки качества образования и собрать основные сведения о качестве образовательной деятельности; -спроектировать программу повышения качества образования; - разработать образовательный проект, который улучшит имидж ОО.
Форма проведения: рабочие мастерские (воркшоп).
Активизирующие техники: упражнение «Мой потенциал»; методический прием «Мозговой штурм», «Фрирайтинг».
Тема: «Управление качеством образовательной деятельности в условиях
независимой оценки качества образования»
Слайд 14
Педагогический совет № 2 от 10.01.2018г.
Цель: совершенствование внутришкольной системы оценки качества образования в условиях ФГОС.
Задачи: - разработать программу повышения качества образования;
- обеспечить информационное, аналитическое, экспертное сопровождение мониторингов по вопросам качества образования;
- создать условия для равного доступа обучающихся к современным условиям обучения в соответствии с ФГОС общего образования;
- развивать сетевое взаимодействие и партнерство с ОО Новосибирской области;
Форма проведения: деловая игра с кейсами, группы: «Эксперты», «Администрация», «Педагоги», «Родители», «Учащиеся»: смена роли через 10 минут.
Активизирующие техники: упражнения «Вертушка», «Дебаты»; игра «Профессиональный путь»; дискуссия «Педагогический рейтинг - пути решения»
Тема: «Качество и результаты образования: система оценки»
Слайд 15
Педагогический совет № 3 05.03.2018г.
Цель: повышение социального статуса и профессионального уровня классного руководителя.
Задачи:
-организовать работу с профессиональным стандартом педагога; -выявить необходимый комплекс качеств, которые требуются для овладения педагогом определенными рабочими функциями и успешной деятельности в образовании или духовной жизни; -провести тренинг; -спроектировать индивидуальный образовательный маршрут педагога.
Форма проведения: семинар с элементами тренинга.
Активизирующие техники: проектное рисование «Я - педагог»; упражнения «Агентство классных руководителей»; «Продажа»; групповая дискуссия «Психологический портрет классного руководителя».
Тема: «Слагаемые успеха классного руководителя в условиях реализации профессионального стандарта педагога»
Слайд 16
№ Составляющие образовательного процесса Показатель удовлетворенности Показатель удовлетворенности Показатель удовлетворенности Показатель удовлетворенности Показатель удовлетворенности Степень удовлетворенности Степень удовлетворенности Степень удовлетворенности Степень удовлетворенности Степень удовлетворенности
№ Составляющие образовательного процесса 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
9. Возможности участия в управлении ОО, в выработке и принятии решений 3.8 3.9 3.8 3.3 4.0 ср. ср. ср. ср. выс
Общая удовлетворенность Общая удовлетворенность 3.7 3.8 4.0 3.8 3.9 ср. ср. выс ср. ср.
Анализ удовлетворенности педагогов состоянием образовательного процесса в МКОУ Чулымский лицей
Опрос и обработку анкет провела педагог-психолог Н.А.Сафронова
Слайд 17
Результаты реализации проекта
Из анкетирования педагогов МКОУ Чулымский лицей (февраль 2018г.):
Вопросы Ответы
Наиболее значимые и полезные изменениях в работе лицея в 2017-2018 учебном году.
Участие в работе муниципального ресурсного центра с одаренными детьми; ГИА-2017; родительская конференция; педсовет в январе 2018г.
Наиболее значимые события учебного года для себя Прохождение аттестации, руководство проектами в рамках НПК школьников, работа в составе рабочей мастерской, профессиональная переподготовка, семинар в Школе молодого педагога.
Проблемы, которые не удалось пока еще решить Наличие второй смены, отсутствие обновления МТБ, большая нагрузка, прием в 10 класс; обновление системы стимулирования; совершенствование образовательного мониторинга.
Предложения для дальнейшего улучшения работы лицея Замена старых компьютеров; второй спортзал; привлечение молодых кадров; писать о достижениях в «Чулымскую газету»; уменьшить количество планируемых мероприятий в комплексной программе; ведение отчетности по СМК; выстроить систему информирования о профессиональных и творческих достижениях педагогов в СМИ; актовый зал; оснащение кабинетов.
Опрос и обработку анкет провела педагог-психолог Н.А.Сафронова
Слайд 18
Риски проекта и их минимизация
№ Риск Минимизация
1. Отсутствие позитивной мотивации у педагогов к участию в проекте. Организация психологической поддержки участников проекта, мотивация их на активное участие в проекте.
2. Снижение интереса участников к данному проекту. Подбор интересных, новых , совместных мероприятий, повышение внимания администрации к созданию соответствующего отношения к планируемой работе.
3. Изменение отношения администрации к продолжению проекта.
Определение одного администратора-куратора за подготовкой и проведением заседания педсовета.
5. Обучение педагогов управлению ОО неэффективно, т.к. педагоги относятся к нему как к «наказанию». Смена способа взаимодействия с опорой на личностные особенности педагога.
Слайд 19
Список использованной литературы
Баркер А. Как еще лучше управлять людьми. М.2002.
Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности / А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - с. 138-139.
Коваленко С. А. Психологическое обеспечение работы руководства школы по управлению педагогическим коллективом // Молодой ученый. -2017. - №20. - С. 403-406
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. Учебное пособие. Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Изд-во: Центр педагогического образования, 2009.
Самойлова Е. А. Проблема руководства коллективом в психологической науке // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 820-824.
Щербинина Е. А. Особенности работы школьного психолога с педагогическим коллективом школы // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1049-1055.