Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Местное самоуправление в зарубежных странах
Преподаватель кафедры Юриспруденции
ПОЧУ «ВГКК ПКС»
Григорьева Эвелина Андреевна
+79644527043 prepodeva@gmail.com
Слайд 2
Англосаксонская муниципальная система
Существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии
В научной литературе именно её традиционно называют - первой муниципальной системы
Слайд 3
Основные признаки
англосаксонской муниципальной системы:
Органы MCУ имеют право предпринимать только те действия, которые прямо предписаны им законом.
Органы MCУ напрямую не подчинены органам государственной власти.
В компетенцию органов MCУ входит: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт.
Слайд 4
Французская (континентальная)
вторая основная муниципальная система
Такая система используется в государствах с традициями централизации власти, значительным контролем органов государственной власти за местными органами власти
Слайд 5
Окончательные «контуры» этой системы определились во Франции
после принятия в 1982-м году Закона «О правах и свободах местных коллективов», согласно которому:
Основной единицей МСУ является коммуна, население которой избирают муниципальный совет сроком на 6 лет;
Избирательное право имеют граждане Франции, достигшие 18 лет;
В компетенцию муниципального совета входит решение всех вопросов местного значения, за исключением тех, которые представляют непосредственно полномочия мэра;
Муниципальный совет на своей первой сессии избирает мэра, который является председателем коммуны.
____________________
Коммуна - административно-территориальная единица в нек-рых странах.
Коммуна - коллектив лиц, объединившихся для совместной жизни
Слайд 6
В зарубежных странах встречаются и иные системы, как разновидности двух основных систем, так называемые «смешанные» системы
Слайд 7
Местное (коммунальное) управление Германии
В основном законе Германии (п.2, ст.28) гарантируется МСУ и закреплено, что общинам должно быть предоставлено право самостоятельного решения всех проблем в рамках закона и под собственную ответственность
К предметам ведения относятся: местные дороги, планирование и обустройство территории, социальная помощь и поддержка молодёжи, строительство и содержание школ, обеспечение безопасности;
Слайд 8
«Прямое государственное управление на местах»
Голландия
Бургомистр являющийся председателем исполнительного органа муниципалитета, назначается королевским указом, по рекомендации королевского комиссара, по делам данной провинции, после консультации с муниципальным советом.
Он наделён некоторыми государственными полномочиями.
На нём, в частности, лежит ответственность, за полицию и пожарные службы.
Слайд 9
«Важнейшим источником муниципального права стран Европы является - Европейская хартия о местном самоуправлении»
Разработанна и принята - Советом Европы.
По инициативе - Постоянной Конференции местных и региональных органов власти в Европе.
(В настоящее время – конгресс местных и региональных властей Европы)
Слайд 10
История развития местного самоуправления в России
Слайд 11
Важнейший этап реформирования МСУ, связан с деятельностью Александра II
Реформы были направлены на децентрализацию управления и развитие начал МСУ
Крестьянская реформа (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861 г.)
Земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864г.)
Городская реформа (Городовое положение 1870 г.)
Необходимость образования особых местных органов возникла в 50-х годах 19-го века, одновременно с разработкой положений об освобождении крестьян от крепостной зависимости
Слайд 12
В соответствии с положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 ноября 1864г., к ведению земств относилось: устройство и содержание местных путей сообщения, земская почта, земские школы, больницы, приют и богадельни, развитие местной торговли и промышленности, народное продовольственное дело, ветеринарная и грономическая службы, взаимное страхование, постройки церквей , тюрьм и сумасшедших домов.
Слайд 13
Реформа городского самоуправления началась со вступления в силу - Городового положения
1870 г.
Слайд 14
Последний этап МСУ
в дореволюционной России
осуществлялся на основании:
Положения о земских учреждениях 1890 г. и Городского положения 1892 г.
Реформа имела цель устранения недостатков, которые выявила практика земского и городского самоуправления.
Органы самоуправления попали под контроль правительственных чиновников, с точки зрения не только законности своей деятельности, но и целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций.
Слайд 15
Последний этап МСУ
в дореволюционной России
осуществлялся на основании:
Положения о земских учреждениях 1890 г. и Городского положения 1892 г.
Реформа имела цель устранения недостатков, которые выявила практика земского и городского самоуправления.
Органы самоуправления попали под контроль правительственных чиновников, с точки зрения не только законности своей деятельности, но и целесообразности тех или иных действий по осуществлению своих функций.
Слайд 16
3 марта 1917 г. временное правительство приняло декларацию, в которой в качестве цели определялась реформа местного МСУ с установлением всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права для всех граждан, достигших 20 лет.
5 марта 1917г. было издано распоряжение Временного правительства о передаче власти в губерниях и уездах комиссарам Временного правительства, которыми в основном становились представители земских прав. При Министерстве внутренних дел было создано - Особое совещание. Его задачей была подготовка необходимых материалов по реформе МСУ.
15 июля 1917г. было утверждено Положение о поселковом управлении, которое должно было вводиться в железнодорожных, фабрично-заводских, рудничных, дачных и иных населённых пунктах при условии наличия там необходимых местных потребностей благоустройстве.
Слайд 17
Новый этап в развитии местного самоуправления
связан с принятием
9 апреля 1990г. Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»
и
6 июля 1991г. Закона РСФСР «О местном самоуправлении РСФСР»
Слайд 18
Контрольной точкой в развитии МСУ
стало принятие Конституции РФ 1993 г.
После принятия новой КРФ, президентом России (Ельцин Б.Н.), в целях дальнейшего осуществления реформы МСУ, обеспечения его государственной поддержки, был издан Указ от 22 декабря 1993г. «О гарантиях МСУ в РФ»
Слайд 19
Разработка ФЗ «Об б общих принципах организации МСУ в РФ»
и его принятие ознаменовали новый этап в развитии муниципального права.
В настоящее время идёт процесс совершенствования законодательства
о местных органах самоуправления.
Слайд 20
Принципы местного самоуправления
- это обусловленные природой местного самоуправления идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление муниципальными делами
Слайд 21
1. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
Статья 12 и 130 КРФ
Самостоятельность реализуется гражданами путём: референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.
Население самостоятельно определяет организационную форму, структуру и наименование органов МСУ.
МСУ в приделах своих полномочий самостоятельно. Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Слайд 22
2. Обособленность
Статья 12 КРФ
Органы МСУ не входят в систему органов государственной власти.
Между муниципальными образованиями исключается взаимоподчиненность.
Должностные лица местного самоуправления не состоят на государственной службе.
Слайд 23
3. Обеспечение деятельности местного МСУ необходимыми материально-правовыми ресурсами
Статья 132 КРФ
Самостоятельное распоряжение муниципальной собственностью, самостоятельное формирование, утверждения и исполнение бюджета.
Компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Слайд 24
4. Многообразие организационных форм осуществления МСУ
Статья 131 КРФ
Особенности организации местного самоуправления в Российской Федерации обусловлены, разнообразием основных типов поселений, которых можно выделить несколько типов.
Многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления связано с возможностью самого населения избрать ту или иную организационную модель МСУ.
Слайд 25
5. Гарантия право на судебную защиту
Статья 133 КРФ
Граждане, проживающие на территории МО, органы и должностные лица МСУ могут предъявлять в суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений
Слайд 26
6. Ответственность органов и должностных лиц перед населением
Ответственность наступает не только за принимаемые решения, но и за действия.
Несут ответственность перед населением МО, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
Слайд 27
7. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
Местное самоуправление как деятельность в интересах населения
Избирать и быть избранным в органы МСУ, обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращение, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, обжаловать в суде решение и действия органов, получать образование, медицинскую помощь.
Слайд 28
8. Законность
Прокурорский надзор
Обжалования в судебном порядке решений и действий органов и должностных лиц местного самоуправления, ущемляющих права юридических и физических лиц
Слайд 29
9. Гласность
Обязательность опубликования законов и любых нормативных актов
Обязанность обеспечить каждому возможность знакомиться с документами и материалами, непосредственно касающимся прав и свобод человека
Обязанность давать ответ по существу обращений граждан в течение месяца
Слайд 30
10. Коллегиальность и единоначалие
Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований. Коллегиальный порядок деятельности выборного органа.
Свобода определения в уставе организации и деятельности иных органов местного самоуправления.
Слайд 31
11. Использование местных обычаев и традиций
Обращение к местным обычаям и традициям, учёт местных особенностей народностей, проживающих на территории МО, при выборе модели МСУ.
Обусловленность организации и деятельности историческими традициями, которые привели к образованию на данной территории специфических институтов самоуправления.