Презентация - Культурология. Предмет и основные понятия

Нажмите для просмотра
Культурология. Предмет и основные понятия
Распечатать
  • Последний IP: 213.180.203.81
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 74
  • Просмотров: 2066
  • Скачиваний: 1435
  • Размер: 20.23 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Слайд 2

КУЛЬТУРОЛОГИЯ НАУКА О КУЛЬТУРЕ Культурология наука, изучающая закономерности мирового и национального культурных процессов, явления материальной и духовной культуры.

Слайд 3

Как видим объект культурологии достаточно обширен, если не сказать огромен. И он настолько емок насколько емким является понимание самого слова культура. Действительно значений у этого слова множество.

Слайд 4

Чтобы лучше разобраться в их многообразии попробуем проследить историю возникновения понятия. Первоначальным смыслом слова «культура», имеющего латинское происхождение было возделывание, обработка почвы, выращивание различных видов растений. Впоследствии оно было перенесено и на сами виды растений, до сих пор мы говорим «культура риса», «культура картофеля», окультуренный участок. Однокоренными словами здесь являются культивация, культиватор.

Слайд 5

В дальнейшем понятие «культурный» становится тождественным понятию «рукотворный, сделанный человеком, а также обученный, улучшенный».

Слайд 6

В современном языке в этом значении слово «культура» употребляется для названия различных микроорганизмов и живых тканей, выращенных в лабораторных условиях, например культуры микроорганизмов.

Слайд 7

Затем под «культурой» начинают понимать уровень, степень развития, достигнутый в какой-либо отрасли знаний или деятельности, а также уровень развития, образованности, воспитания отдельного человека. Мы говорим этот человек культурный, а тот некультурный.

Слайд 8

Самым обобщенным пониманием культуры является совокупность материальных и духовных ценностей, созданных неким человеческим обществом. Родственными словами здесь являются культ (религия, поклонение чему-либо, вера), культуризм, физическая культура.

Слайд 9

С 19 в. культура становится близким по значению к понятиям «цивилизация» «общественно-экономическая формация», что дает новый импульс к изучению культур как целостных систем жизнедеятельности обществ. В начале 20 в. понятия «цивилизация» и «культура» размежевываются и даже противопоставляются. Представление о культуре окончательно лишаются идеализированности, осознается общность и целостность культуры «высокой» и повседневной, материальной и духовной. Утверждается понимание того, что культура сама по себе не спасает и не оправдывает, она рукотворна и в ней человек просто осознает себя «может увидеть свое лицо». ( Жан Поль Стар французский философ).

Слайд 10

Культурология на сегодняшний день это хотя и общепризнанная, но еще молодая наука. Попытка дать первые определения культуры, обозначить ее место в жизни общества и человека были сделаны только в 18 в. Например, просветители 18 в. понимали культуру как «разумность политических порядков и учреждений», а Жан Жак Руссо видел в культуре еще и средство закабаления одних слоев общества другими, средство подчинения.

Слайд 11

Близких взглядов на культуру, как на систему подавляющую устремления отдельного индивида, сдерживающую общественное развитие придерживались и известные ученые 19 и 20 века Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Эрих Фромм. Фридрих Ницше Зигмунд Фрейд Эрих Фромм (1844 1900) (1856-1939) (1900-1980)

Слайд 12

В связи с множественностью и обширностью смыслов общее понятие культура принято разделять на более дробные понятия. Например, различают материальную и духовную культуру. МАТЕРИАЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА

Слайд 13

Под материальной культурой понимают все многообразие предметов, окружающих человека в быту, созданных им для обеспечения своей жизни. Материальную культуру изучают комплексами: пища

Слайд 14

жилище

Слайд 15

Транспорт

Слайд 16

костюм

Слайд 17

орудия труда

Слайд 18

Под духовной культурой понимают нормы и правила поведения, законодательство, ритуалы и церемонии, обычаи, верования, религию, знания, идеи и т.д.

Слайд 19

Важно помнить, что материальная и духовная культуры тесно связаны и структурируются только для удобства их изучения. В жизни подчас трудно четко разделить материальную и духовную культуры, так, например интерьер православного храма тесно связан с основными постулатами и идеями христианства, костюм определенной эпохи или народа соответствует нормам морали принятым в этом обществе, а также представлениям о красоте и моде.

Слайд 20

Культура подразделяется во времени. Выделяя существенные качественные отличия, мы говорим о древних культурах, культуре средневековья и современной культуре.

Слайд 21

В мире выделяется колоссальное множество национальных культур как культур ныне существующих народов и археологических культур как культур народов живших в прошлом. Это естественно не значит, что все археологические культуры вместе со своими создателями и носителями утрачены безвозвратно.

Слайд 22

КУЛЬТУРНЫЕ АРЕАЛЫ -зоны территориального распространения определенных лок альных культурных типов и черт. Подразделяется культура и в пространстве и здесь актуален термин культурные ареалы.

Слайд 23

Культуре свойственны изменчивость, способность к видоизменению под воздействием объективных, например природных, климатических факторов и субъективных, например развитие науки, техники и т.д. Многие культуры известные нам по археологическим источникам пережили эпоху древности и видоизменяясь благополучно дожили до наших дней.

Слайд 24

Изучением различных культур, а также процессами формирования культуры, влияния на нее различных факторов занимается такой раздел культурологии как культурная антропология. Она же изучает процессы адаптации в инокультурной среде и взаимодействие культур.

Слайд 25

Процесс складывания национальных или региональных культур в науке принято называть культурогенезом. Как правило, культурогенез это процесс достаточно долгий, может охватывать период от нескольких веков и более. Этот процесс достаточно трудно поддается изучению, но сейчас уже усилиями различных наук истории, этнографии, археологии, лингвистики, генетики, антропологии выработаны методики, позволяющие раскрывать основные закономерности этого процесса, даже если речь идет о временах давно прошедших. КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

Слайд 26

Выделение национальных культур условно и служит цели выявить особенности культурного наследия данного этноса. В действительности в различные стороны жизни любого народа в ходе его истории привносились различные элементы других культур. Исключением могут считаться только народы природными условиями изолированных от прочего человечества. Элементы других культур принимались в первозданном виде, творчески перерабатывались или вообще отвергались, но так или иначе оказывали свое влияние.

Слайд 27

Например, если бы мы сейчас вдруг захотели убрать из нашего родного русского языка все слова не только «нерусского», но хотя бы «неславянского происхождения», то мы наверное мы с трудом бы смогли объясниться друг с другом, утратив значительную часть своего словарного запаса. тюркизмы сарай А. С. Пушкина: « .но панталоны, фрак, жилет. Всех этих слов славянизмы на русском нет». икона латинизмы разруха территория балтизмы галлицизмы скандинавизмы алгебра арабизмы грецизмы пельмени

Слайд 28

Причем некоторые отрасли, например, область одежды пострадали бы катастрофически. юбка (польский) Джинсы (американский) Халат (турецкий) Пальто(французский)

Слайд 29

Безусловно, наша отечественная культура не является в этом плане чем-то из ряда вон выходящим. Заимствования из других культур присущи практически всем национальным культурам. Некоторые своеобразные культуры сложились и приобрели свой неповторимый колорит как раз на стыке различных культур. балтийские БЕЛОРУССКИЙ ЯЗЫК р п у о с л с ь к с и ки й й шиди

Слайд 30

Необходимо также отметить, что в культурогенезе , как правило, участвует несколько «культур». Например, относительно единые в древние времена славяне, расселившись по огромной территории, утратили свое единство и приобрели существенные различия в языке, одежде, кухне и т.д. Украинцы, например, испытали сильное влияние степных народов, поляки и белорусы, соседствуя с народами Прибалтики унаследовали частично их культуру и т.д.

Слайд 31

В культурах отдельных наций и стран принято выделять доминирующую культуру, т.е. господствующую или преобладающую культуру систему ценностей, которой руководствуется большинство членов данного общества. Отдельные культурные сообщества, имеющие культурное своеобразие по отношению к доминирующей культуре являются субкультурами. субкультуры СУБКУЛЬТУРА - система норм и ценностей, отличающих гру ппу от большинства общества

Слайд 32

Субкультуры могут выделяться по различным признакам: - национальному

Слайд 33

- возрастному

Слайд 34

- социальному

Слайд 35

Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, а противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями носит название контр-культуры. Несовместимость культур друг с другом ведет или к отделению контркультуры от доминирующей культуры или к подавлению доминирующей культурой контркультуры. Например, субкультура преступного мира, которая живет по своим законам и некоторые проявления жизни по этим законам преследуются законодательством, постоянно осуществляется изоляция от общества носителей этой культуры.

Слайд 36

В зависимости от создателя культуры, уровня культуры ее подразделяют на элитарную, народную и массовую. Элитарная (профессиональная) отличается большей утонченностью и меньшей аудиторией, создается в основном профессиональными поэтами, художниками и т.д. для относительно немногочисленной группы ценителей их творчества. Оперный театр в Милане

Слайд 37

В отличии от нее народная или любительская, коллективная, культура предназначена для более широкого круга менее искушенных потребителей.

Слайд 38

Очень часто образцы народной культуры не имеют авторства, например вышивка, декоративное искусство, т.д. Для народной культуры, особенно давних времен характерна анонимность автора культурных ценностей. А на ранних стадиях развития человеческого общества элитарная культура и вовсе отсутствует.

Слайд 39

Учитывая современные тенденции в культуре выделяют еще массовую культуру, которая отличается от элитарной более широкой аудиторией, а от народной четким представлением об авторстве. На мой взгляд, выделение отдельно массовой культуры не имеет большого смысла, это та же народная культура, но в информационном обществе, где авторство скрыть достаточно трудно, да и не целесообразно.

Слайд 40

Деление культуры на элитарную и народную также условно, поскольку всем известно, что культурные ценности, присущие некогда лишь привилегированным слоям общества стали впоследствии общедоступны. Эдмунд Лейтон (1852-1922). Урок фортепиано Например, если раньше игре на фортепьяно, иностранным языкам могли обучиться только дети дворян, то сейчас практически любой желающий.

Слайд 41

С другой стороны элитарная культура будь то литература, музыка, живопись довольно часто черпает вдохновение в народной культуре, а некоторые ее образцы становятся народным достоянием. В. М. Васнецов. Ковёр-самолёт»

Слайд 42

В мировом масштабе выделяют культурные универсалии нормы, ценности, правила присущие всем культурам независимо от географической и временной привязки и социального устройства общества. В настоящее время выделяют более семидесяти таких культурных универсалий.

Слайд 43

Мировой культурой принято называть синтез лучших достижений всех национальных культур, населяющих нашу планету. А особенно выдающиеся произведения искусства, изобретения, философские идеи и т.д. Например: фарфор, бумага, Нифертитти, Венера Милосская, презумпция невиновности, международное право и т.д. Есть международная организация, которая призвана охранять ценности мировой культуры ЮНЕСКО.

Слайд 44

Как видим культура это достаточно сложная многослойная система. И у нас возникает вопрос: «Для чего нам нужно изучение культуры?». Наш интерес к культуре обусловлен теми функциями, которые она призвана выполнять и выполняет в обществе.

Слайд 45

Дело в том, что культура является не только ценностью сама по себе, но и обладает очень важной способностью. Она подвигает человека познавать и может аккумулировать социальный опыт человеческих обществ. В этом заключается одна из важнейших функций культуры познавательная или (гноссиологическая). Чтобы наполнить свою палитру люди должны были познакомится со многими объектами в окружающем мире. оранжевый лимонный гранатовый малиновый бирюзовый бордо фиолетовый горчичный персиковый коралловый салатовый сиреневый

Слайд 46

Естественно, что не все что изобретается и осваивается человеком накапливается в культуре. Часть культурного наследия со временем утрачивает свою актуальность, исчезает из системы культурных ценностей. Многие тупиковые неудачные варианты неких предметов или моральных установок, нецелесообразность которых выясняется сразу в процессе их использования и вовсе не вносятся в «копилку» культуры. Здесь идет постоянный отбор и смена «репертуара».

Слайд 47

Мало того, что культура помогает нам собирать, скапливать все ценное, что выработано человечеством она еще и является способом передавать эти навыки и знания. В действительности именно культуру принято считать социальной памятью человечества. В этом заключается еще одна функция культуры функция исторической преемственности или трансляционная.

Слайд 48

Нормативная или (регулятивная) функция культуры заключается в том, что наш культурный багаж позволяет нам регулировать взаимоотношения между людьми в различных малых и больших коллективах и в различных сферах жизни. Освоение норм своей культуры начинается с самых детских лет

Слайд 49

Действительно большая часть народного творчества построена таким образом, что мораль, правила общежития прививаются не в назидательной форме, а в форме игры, сказки, легче и с интересом воспринимаются. Этот механизм отработан в течение веков и по сей день не утратил своей актуальности. Ту же потешку о сороке вороне, внушающую мысль о том, что каждый должен трудиться, позже революционеры озвучат явственнее и грубее «Кто не работает тот не ест».

Слайд 50

Осваивая культуру в виде сказок, детской литературы, рисунков ребенок через эмоции получает опыт взаимодействия с окружающими людьми.

Слайд 51

Освоение любого опыта и знаний человеком идет через различные системы знаков, которые воздействуют на наш мозг, эмоции. Не владея знаковыми системами невозможно освоить достижения культуры. Знаковые системы существуют самые разные, например для точных наук разработана своя система знаков, специальные формулы, единицы измерения и т.д. Системой знаков для музыки являются ноты. Речь, письменность тоже знаковые системы.

Слайд 52

Наукой, занимающейся изучением знаковых систем является семиотика, а в культуре выделяют семиотическую или знаковую функцию. Удивительно, а может и закономерно, что согласно данным семиотики не только человеческие общества, но и сообщества животных имеют свои более или мене сложные знаковые системы. Таким образом, общение с помощью системы знаков присуще человеку как биологическому виду. В современной семиотике утвердилось также очень важное для понимания нашего курса представление о том, что развитие знаковых систем в человеческом обществе шло одновременно и параллельно.

Слайд 53

Предполагается, что в далекой древности человек желая обозначить предмет или действие, явление показывал его и одновременно называл, т.е. зрительный рад был не отделим от звукового. Сюда же добавлялся язык жеста. Само по себе слово еще ничего не значило. Остатки тех далеких времен к нашему удивлению встречаются в нашем современном языке например мы говорим «отвратительный» т.е. тот от которого хочется отвернуться, «ненаглядный» тот на который хочется смотреть, невозможно наглядеться, сюда же можно отнести такие глаголы как «поддакивать», имеющий один смысл с глаголом кивать.

Слайд 54

К остаткам былой взаимосвязи этих систем можно отнести такие явления как сопровождение некоторых слов, особенно междометий характерными жестами. Возможность общаться языком жестов, имея довольно малый запас слов имеет литературные примеры, Эллочка Людоедка, Робинзон Крузо и Пятница и др. Немало таких примеров и в современности.

Слайд 55

Позже с развитием языка и появлением в нем более абстрактных обобщенных понятий продолжало сохраняться представление о том, что произнесение определенных слов может произвести эффект появления этого предмета или явления. Например, еще в начале XIX в. проводя ревизию пожарных инструментов писали: на пожарный случая (отчего Боже сохрани) имеется . Само выражение «на всякий пожарный случай» или его укороченный вариант « на всякий пожарный» в современном нам языке обладает несколько другим смыслом.

Слайд 56

С этими же представлениями связаны запреты произносить другие слова, например, «чёрт» говорят «не чертыхайся» или поговорка «вспомни чёрта, рога и покажутся». Про появившегося человека, которого только, что упоминали в разговоре мы говорим «легок на помине». Говоря «не к столу будь сказано» полагают, что упоминание неких неприятных вещей может испортить аппетит, «не вспоминай к ночи» будет испорчен сон, «не вспоминай Бога в суе», «не закудыкивай дорогу» и т.д.

Слайд 57

В действительности язык жестов, мимики является для нас более важным и более связанным с другими знаковыми системами помогающими нам общаться, чем мы может быть это осознаем. Мы можем констатировать, что эта особенность речи, сохраняется в нашей культуре как пережиток.

Слайд 58

Понятия пережиток , традиция и новация одни из важных и часто употребляемых понятий при изучении культуры. Пережиток т.е. то, что пережито. В научной трактовке пережитки это сохраняющиеся в новых общественных условиях нравы, привычки, взгляды, унаследованные от ушедших в прошлое социально-культурных систем. Причиной сохранения пережитков считают инертность массового сознания.

Слайд 59

Другой пример, в русской во всяком случае сибирской реальности 18 и 19 века существовало такое понятие как «помочи». Человек, запланировав большую работу, например, постройку дома, заготовку сена, уборку, вывоз урожая приглашал соседей, родственников. После работы обязательно устраивалось угощение. В современное время часто при переезде, например, с квартиры на квартиру мы тоже не нанимаем грузчиков, а приглашаем друзей или родственников, сослуживцев и все это как обычно заканчивается угощением. Это «полезный» пережиток.

Слайд 60

Нужно осторожно говорить о плохих и хороших пережитках, поскольку в свое время тот или иной пережиток выполнял некую важную функцию, сейчас он утратил свое назначение и мы не можем давать ему оценку, а можем лишь констатировать желательность или нежелательность сохранения этого пережитка. Пример того, как опасно бороться с пережитками показало нам наше недавнее прошлое. Время воинствующего атеизма, когда вера в Бога и исполнение религиозных обрядов всячески преследовалось и высмеивалось, был запрещён даже Новый год. Поэтому бороться с пережитками надо очень осторожно, а может и вообще не надо.

Слайд 61

Традиция — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение. Например, в каждой культуре существуют традиции праздника.

Слайд 62

Очень важным понятием при изучении культуры является такое понятие как новация появление, привнесение в культуру чего-либо нового ранее неизвестного. Судьба новаций в культуре может разной, новации могут быть приняты , выдоизмениться или вообще быть отвергнуты. Достаточно интересно наблюдать за новациями в области пищи.

Слайд 63

Особенностью усвоения культуры является то, что часть нашего национального культурного наследия, или инонационального наследия мы воспринимаем на уровне сознания, а часть на уровне подсознания. Часть культуры воспринимаемой нами на уровне подсознания принято называть архетипами.

Слайд 64

Это те знания и навыки о владении которыми, мы сами часто и не имеем представления. Очень интересно в этой связи наблюдать за детьми. Девочка никогда не державшая в руках куклы очень часто берет и качает ее правильно, так же как мальчик целится из лука или ружья. Никто не учит детей драться, но буквально с малолетнего возраста они уже пытаются постоять за себя. Довольно часто маленькие дети пытаются кусаться.

Слайд 65

Рассматривая взаимодействие культур нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых при постоянном взаимообмене на протяжении многих столетий мы так прочно усвоили достижения других культур, что также прочно забыли об их заимствовании и не осознаем некой общности и того, что мир по большому счету един и является взаимозависимым и взаимодополняемым.

Слайд 66

С другой стороны в настоящее время обмен информацией идет с такой интенсивностью, что нас постоянно преследует две опасности вторгнуться в другую культуру, как говориться «не зная броду» и просто выглядеть смешным или неловким здесь не самое страшное. С другой стороны нас реально преследует опасность утратить если не все, то значимую часть своего культурного наследия.

Слайд 67

Обобщая свои знания о таких функция культуры как познавательная, нормативная, трансляционная, знаковая мы можем сказать, что культура это наш «защитный скафандр», наш проводник, защитная оболочка, которая помогает нам выжить и наиболее комфортно устроиться в мире.

Слайд 68

Кроме того, культура обладает и собственной ценностью формирует у человека определенные ценностные ориентации, облагораживает его эту ее функцию принято называть ценностной или аксиологической. Это одна из важнейших функций. В процессе создания материальной и духовной культуры формируется мир ценностей, который является своеобразным стержнем общественной жизни и развития. Не случайно говорят, что культура это мир ценностей.

Слайд 69

Необходимость изучения культуры была осознана человечеством не сразу. Длительное время, осознавая ценность культуры, человек не стремился к ее изучению. Собирая древние книги, фольклор, музыкальные произведения и живопись и т.д. люди не видели в них единой системы и не делали попыток ее изучения. Шел период накопления эмпирических знаний. Затем вопросами изучения культуры духовной долгое время занималась философия, а культуры материальной такие науки как этнография, история, искусствоведение. Только на рубеже 19 и 20 веков культурология начала формироваться как самостоятельная наука. Выделяется несколько разделов культурологии: -Теория культуры - Культурная антропология - Социальная антропология - Прикладная культурология

Слайд 70

Теория культуры - это раздел культурологии, в котором эмпирические факты обобщаются на высоком теоретическом уровне, вырабатываются подходы, методы исследования, терминология.

Слайд 71

Социальная антропология раздел культурологии, изучающий влияние на культуру социальных институтов, и сами процессы их формирования и развития в человеческих обществах.

Слайд 72

Дело в конечном счете не в названии, а в объекте исследования и методах исследования. Итак, наука культурология эта наука о культуре, под которой понимается вся сложная система материальных и духовных реалий в которой существует определенная человеческая общность. Она занимается выделением и изучением культурно-исторических типов, архетипов, а также изучением взаимодействия культурных типов. Естественно, что, будучи гуманитарной наукой культурология тесно взаимодействует с другими гуманитарными науками.

Слайд 73

Обязательная литература: История мировой культуры Под. ред. Борзовой Е. П. СПб., 2001 г. Культурология. История мировой культуры: Под ред. А. Н. Марковой. М., 2002. Культурология. История мировой культуры. Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. М.,2003 Культурология. Учебник под ред П. С. Гуревича М., 2006 Культурология. Учебное пособие под ред Ю. Я Малюга, М., 2004. Культурология. Под. ред. Г. В. Драча Любой с 1997 по 2004 г. Культурология. Отв. ред. А. А. Радугин. М., 1996. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. М., 1996. Литература для семинара: Кун Н. А. Мифы и легенды Древней Греции. Любое издание.

Слайд 74

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.