Презентация - Московская биеннале современного искусства


Московская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусстваМосковская биеннале современного искусства
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Московская биеннале современного искусства Кузнецова Ирина УГИЗМ-272206

Слайд 2

Моско вская биенна ле совреме нного иску сства — международная выставка современного искусства, проходящая в Москве по нечётным годам начиная с 2005 года.

Слайд 3

Цели проекта: Основными целями проекта являются: удовлетворение интереса российского общества к современной художественной культуре; укрепление статуса Москвы, как одной из культурных столиц мира, центра притяжения художественной общественности Восточной Европы, стран бывшего Советского Союза, Дальнего Востока и Центральной Азии, вхождение в единую сеть мировых художественных форумов: биеннале в Венеции (Италия), Сан-Паулу(Бразилия), Берлине (Германия), Кванджу (Ю. Корея), Стамбуле (Турция), общеевропейская «Манифеста», документа в Касселе (Германия), а также молодые Шанхайская биеннале (Китай) и триеннале в Иокогаме (Япония).

Слайд 4

Организаторы. Официально Московская биеннале была учреждена Министерством культуры в 2003 году в рамках Федеральной целевой программы «Культура России. 2001 — 2006 гг.», организаторами Первой биеннале выступили Министерство культуры, ФАКК и РОСИЗО . Начиная со второй биеннале к организаторам присоединился специально созданный под биеннале художественный фонд «Московская биеннале», а с 2009 года — правительство Москвы . В 2016 году команда биеннале была переформатирована: позиция комиссара биеннале упразднена (при этом Иосифу Бакштейну было «выдано» звание «почётного комиссара Московской биеннале»), фонд «Московская биеннале» (работавший над 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й биеннале) заменён на фонд «Биеннале современного искусства», сформирован Экспертный совет, объявлены планы по созданию Наблюдательного совета. Министерство культуры России и Правительство Москвы остались в числе организаторов биеннале.

Слайд 5

До Биеннале. Идею создания Московской биеннале со второй половины 1990-х продвигали два российских куратора с международным именем — Иосиф Бакштейн и Виктор Мизиано, но ещё до открытия Первой биеннале между ними произошёл конфликт, в результате чего Виктор Мизиано полностью покинул проект. Ио сиф Ма ркович Бакште йн (1945, Москва) — советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. Директор Института проблем современного искусства. Постоянно входит в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника». Ви ктор Алекса ндрович Мизиа но (31 декабря 1957, Москва, СССР) — российский куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала». Главный куратор российского павильона на Венецианской биеннале 1995 и 2003 гг., а в 2005 г. — главный куратор первого павильона Центральной Азии. Основатель и первый главный редактор международного издания о теории и практике кураторства Manifesta Journal. Внук известного итальянского коммуниста Франческо Мизиано.

Слайд 6

Первая биеннале-2005 Первая Московская биеннале современного искусства проводилась в январе-феврале 2005 года. Всего в проекте приняли участие около сорока молодых художников из разных стран мира. Комиссар биеннале — Евгений Зяблов . Председатель оргкомитета — Михаил Швыдкой . Куратор-координатор: Иосиф Бакштейн. Кураторы основного проекта: Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Ярослава Бубнова (болг.), Николя Буррио, Роза Мартинес (англ.) и Ханс-Ульрих Обрист. Михаи л Ефи мович Швыдко й (5 сентября 1948, Кант, Чуйская область, Киргизская ССР, СССР) — советский и российский искусствовед, телеведущий, медиаменеджер, общественный, государственный и культурный деятель.

Слайд 7

Ярослава Бубнова. Родилась в Москве в 1961 году и окончила МГУ им. М. В. Ломоносова » в 1983 году по специальности история искусств . Затем эмигрировала в Болгарию , где живет и работает до сегодняшнего дня. Даниэ ль Бирнба ум (род. 10 июля 1963, Стокгольм) — шведский арт-критик, куратор, искусствовед, ректор Высшей художественной школы «Штедель» (Städelschule), директор выставочного зала«Портикус» во Франкфурте-на-Майне, директор Стокгольмского музея современного искусства (с 2010). Николя Буррио (фр. Nicolas Bourriaud; род. 1965) — французский куратор, искусствовед и художественный критик. В 1990 г. дебютировал как куратор на Венецианской биеннале (проект «Unmoving Short Movies»), в дальнейшем готовил выставки в различных художественных центрах Франции, США, Швейцарии, Греции и др. В 2000—2006 гг. содиректор музея современного искусства в Токийском дворце в Париже. В 2007—2009гг. куратор современного искусства в художественном центре Тейт Британия. В январе 2010 г. вернулся в Париж, работал в Министерстве культуры Франции. С октября 2011 г. директор Национальной высшей школы изящных искусств.

Слайд 8

Роза Мартинес (род. Сория , Испания) - независимый куратор , искусствовед и международный арт-консультант из Барселоны , Испания . В качестве независимого куратора Роза Мартинес организовала международные выставки, в том числе 51-ю Венецианскую биеннале с «Всегда немного дальше» в Арсенале (2005). Кроме того, в 1997 году она курировала 5-ю Международную Стамбульскую биеннале «О жизни, красоте, переводах и других трудностях» и курировала выставку «Chacun à son gout», которая отмечала 10-летие Музея Гуггенхайма в Бильбао (2007). Как консультант по искусству, Роза Мартинес расширила коллекцию Стамбульского музея современного искусства , где она была главным куратором с 2004 по 2007 год. Ханс-Ульрих Обрист (нем. Hans-Ulrich Obrist, 24 мая 1968, Вайнфельден, Швейцария) — куратор, критик, историк искусства, директор лондонской галереи «Серпентайн». Ханс-Ульрих Обрист ведет специальную выставочную программу Migrateurs в Музее современного искусства Парижа. Читает лекции на искусствоведческом факультете IUAV в Венеции. В 2009 году Ханс-Ульрих Обрист был признан журналом Art Review номером один в рейтинге людей искусства во всем мире.

Слайд 9

Тема биеннале — «Диалектика надежды». Бори с Ю льевич Кагарли цкий (род. 29 августа 1958, Москва) — российский социолог, левый публицист, кандидат политических наук. С 1977 — левый диссидент, участвовал в издании самиздатовских журналов «Варианты», «Левый поворот» (потом «Социализм и будущее»). В1979 году стал кандидатом в члены КПСС. В 1980, после отлично сданного госэкзамена, был допрошен в КГБ и исключён из ГИТИСа и кандидатов в члены партии «за антиобщественную деятельность». Работал почтальоном. В апреле 1982 арестован по «Делу молодых социалистов» и год с небольшим провёл в Лефортовской тюрьме по обвинению в антисоветской пропаганде. С 1983 по 1988 Борис Кагарлицкий работал лифтёром, писал книги и статьи, публиковавшиеся на Западе, а с началом перестройки и в СССР. В 1988 году восстановлен в ГИТИСе и окончил его. В том же году его книга «Мыслящий тростник», вышедшая на английском в Лондоне, получила Дойчеровскую мемориальную премию. в 2006 возглавил Институт глобализации и социальных движений (ИГСО). а также читал лекции в университетах России и США. Член научного сообщества Транснационального института (TNI, Амстердам) с 2000 года. Ассоциированный с темой мыслитель — Борис Кагарлицкий. 1988 — Диалектика надежды-первая книга Кагарлицкого.

Слайд 10

Площадки основного проекта Музей В. И. Ленина (Москва) Музей архитектуры имени А. В. Щусева Воробьёвы горы (станция метро)

Слайд 11

Площадки специальных проектов Государственный музей Изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Государственная Третьяковская галерея Центральный дом художника Московский музей современного искусства (ММо Ма)

Слайд 12

Специальные гости Кристиан Болтанский (фр. Christian Boltanski; род. 6 сентября 1944, Париж, Франция) — французский художник, скульптор, фотограф, кинорежиссёр. Главная тема Болтанского — уничтожение и утрата прошлого, будь то индивидуального, биографического, или коллективного, исторического, его зияющее отсутствие в настоящем. Искусство при этом выступает своеобразным ритуалом воскрешения или хотя бы выкликания отсутствующего, и прообразом подобного уничтожения, взывающего к общей памяти, для Болтанского остаётся холокост. Родился в семье еврейского иммигранта русского происхождения и католички из Корсики. В 12 лет бросил школу, систематического художественного образования тоже не получил. Фигуративной живописью начал заниматься самостоятельно в 1958; в 1967 порвал с этой формой, предпочтя ей инсталляции, театр марионеток и теней с активным использованием старых фотографий, одежды, «найденных вещей». Именно такие произведения, вместе с короткометражным фильмом «Невозможная жизнь Кристиана Болтанского», он представил на первой персональной выставке в парижском театре Ранелаг в 1968 году. В 1969 появился его первый альбом «Исследование и представление всего, что осталось от моего детства». В 1972 Болтанский впервые участвовал в Международной выставке documenta в Касселе, секция «Индивидуальные мифологии»; с тех пор он её постоянный участник, как и венецианской Биеннале. В 1984 году в Государственном музее современного искусства в Париже состоялась большая ретроспективная экспозиция Болтанского.

Слайд 13

Специальные гости Билл Виола (англ. Bill Viola, род. 25 января 1951, штат Нью-Йорк) — современный американский художник, работающий в жанре видеоарт. Детство и юность Виола провёл в городах штата Нью-Йорк, где в Сиракузском университетеполучил степень бакалавра (а в 1995 — и доктора) изящных искусств. Там же были выставлены его первые работы. После окончания обучения Виола увлекается музыкой, затем уезжает в Италию, где знакомится с Нам Джун Пайком и Вито Аккончи. В 1970-е художник много путешествует, посещает Соломоновы Острова, Индонезию, Австралию, Японию, интересуется традиционным искусством и восточной мистикой, женится на австралийке. Наконец, Виола возвращается в США, где к нему постепенно приходит вначале американское, а затем и мировое признание. Сейчас его работы выставлены в лучших музеях земного шара. Стиль Виолы достаточно эклектичен, он заимствует мотивы европейского Ренессанса, мусульманского и буддийского искусства. Основная проблематика — эмоциональные состояния человека, время, границы бытия и небытия, искусства и жизни. Активно используются свет, цвет, музыка. Наиболее известные работы и серии — «Five Angels for the Millennium», «Nantes Triptych», «Raft», «Passions».

Слайд 14

Специальные гости Илья Ио сифович Кабако в (род. 30 сентября 1933, Днепропетровск, УССР, СССР) — советский и американский художник современности, представитель московского концептуализма. В последнее время работает в соавторстве со своей племянницей (впоследствии женой) Эмилией. В 2008 г. вместе с супругой удостоен художественной премии императора Японии. Работы Кабакова «Жук» ($5,8 млн, 2008) и «Номер люкс» ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства (обе — аукцион Phillips de Pury, Лондон).

Слайд 15

Начиная с первой же биеннале в параллельную программу стали включать практически все московские выставки современного искусства, совпавшие по времени, включая выставки в частных галереях. Ю. Васильев. «Отец наш».2004. Реальная запись молитвы глухонемых людей.

Слайд 16

На видеоинсталляции ряды из крохотных человеческих фигурок идут, взявшись за руки, создают и разрушают все новые ритмические рисунки. Михаль Ровнер первая использовала движущееся изображение не для рассказа истории, а для создания образа. Работы "Трещины времени" и "Переходы" в МАММ — символ иллюзорности человеческой памяти, которая живет только абстрактными образами и снами. Художница говорит: "Мне интересно, как люди ищут место в единой вселенской цепочке". Михаль Ровнер. Смещения. «Трещины времени» .

Слайд 17

Михаль Ровнер. Смещения. «Трещины времени». «Переходы»

Слайд 18

А. Гарев. Из серии «Субтитры». 90 180. Ч б фото, акрил.2004 В основе реальные иллюстрации из газет. Художник «разгоняет» их до огромного размера, так что становится виден газетный растр, и «дополняет» надписями краской от руки. Картины Гарева-хлесткая критика в адрес масс-медиа, газетных и телевизионных новостей, подменяющих собою истинную реальность.

Слайд 19

Татьяна Головизнина. Flying. Продолжающийся проект. 2003-2004. Детская мечта человека-летать как птица. Т. Головизнина занимает позицию социолога: с помощью специальных анкет она опросила множество людей в разных странах о том, как и когда они летают- в мечтах, во сне, на яву. По полученным данным изготовила видео и фотоколлаж, в буквальном смысле запустив своих респондентов в небо.

Слайд 20

Филипп Донцов. Подглядывающие. 100 100 10. Свет, полиэстер.2003. Человеческие фигуры, то ли следящие за нами то ли умоляющие выпустить их на волю просвечивают под поверхностью молочно-белых пластиковых кубов. Деликатная недосказанность сквозящая в этих объекта –характерная черта всего творчества Донцова .

Слайд 21

Группа «Зер Гут» (Евгений Гольцов, Владимир Селезнёв, Иван Снигирев, Стас Черва) «Всевидящее око». Видео. 9 43. 2003. «Всевидящее око» устроено очень просто: видеокамера стоит в окне, выходящем в обычный двор. Субтитры регистрируют ничем не примечательную жизнь соседей: «Бабушка Нина Семёновна идет за молоком для кошки Мурки, единственного утешения в жизни Подросток Клестов Сергей ждет друга, Олега Балкина и т.д.» однако эта камера-еще и всевидящее око Божье, а сам фильм-образец, нового гуманизма в искусстве, построенного на внимании и сочувствии и повседневной жизни обычных людей.

Слайд 22

Надежда Зубарева. «Человеческий размер». Стальная проволока. 50 50 50. 2004 В стеклянном боксе-сплетённый из алой проволоки человеческий эмбрион. Художник позволяет зрителю увидеть то, что в обычной жизни скрыто в глубине человеческой плоти: зарождение нового существа. Плетёное вручную проволочное кружево- «визитная карточка» скульптора Надежды Зубаревой.

Слайд 23

Ольга Егорова (Цапля). Голубая жемчужина. Видеоинсталяция на четырех мониторах. 2005 Художница пародирует телевизионную «мыльную оперу». С четырех экранов она произносит стандартные тексты телесериала: монолог героя-любовника, монолог злодея, монолог влюбленной героини- «золушки» Смысл видеоинсталяции очевиден и прост: любовник и предатель, юная влюбленная героиня и седой резонёр-все это разные стороны одной души, живущие в каждом из нас.

Слайд 24

Программа Escape ( Лиза Морозова, Богдан Мамонов, Валерий Айзенберг, Антон Лтивин) Головокружение. Видеоинсталяция. 2004 Зритель входит в тёмный бокс и сует голову в отверстие в низком потолке. Там он вдруг понимает, что его голова лежит на блюде посреди стола, вокруг которого четверо художников ведут странный разговор. Ироничный хо зрителя никогда д художников: если искусство было и остается пищей для глаз, эмоций и ума зрителей, то внутри этого единственного бокса все наоборот, зритель становится для художника. «Головокружение» поднимает вопрос о том, что позиция зрителя никогда не бывает ни пассивной ни безопасной.

Слайд 25

Группа «Куда бегут собаки» (Влад Булатов, Наталия Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин) Антивиртуальный шлем. Интерактивная инсталяция (5 интерактивных обьектов-шлемов, подиум, аудиосистема). 2004. «Посмотреть себя»-на всех языках это означает задуматься о собственном поведении, прийти к самопознанию. «Антивиртуальный шлем» екатеринбургских художников выглядит как высокотехнологичный компьютерный прибор. Однако на самом деле внутри просты зеркала, а сам шлем (который смогут примерить посетители выставки) дает зрителю шанс в буквальном смысле посмотреть на себя, вернуться из виртуального мира мелькающих картинок и событий в реальность.

Слайд 26

Наталья Першина-Якиманская (Глюкля). Говорящие платья. Фрагмент инсталяции.2004 Инсталяция Глюкли проводит зрителя сквозь темный лабиринт, в котором его встречают необычные собеседники-женские платья. Они разговаривают со зрителем, рассказывают истории и дают советы. Глюкля много лет разрабатывает тему одежды как мистической границы тела и внешнего мира. В этой работе говорящие платья предстают магическим воплощением души их владелицы. Это тайное «второе я» существует в каждом из нас , чтобы мы услышали его голос, нужно вмешательство в нашу судьбу высших сил или художницы Глюкли

Слайд 27

Группа «Prov Myza» (Галина Мызникова и Сергей Проворов). Скольжение. Видеоинсталяция. 2004 Молодые люди, ползующие по экрану в виде дуги, должны, по мнению авторов, наполнить зрителям как об ужасах снов, где каждому приходилось безнадёжно карабкаться и скользить по крутому обрыву, так и об абсурдных усилиях мифологического Сизифа. Актуальное искусство, предполагают художники есть та самая-бесконечна. Но, как говорил Камю, одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека надеждой.

Слайд 28

Виталий Пушницкий. Из серии «Свет». «Свет IV» Х.,м., стальная проволока, люминисцентная лампа. 120 100 120. 2001 Серия «Свет» состоит из десятка картин изображающих человека в ключевые моменты его жизни (младенец в колыбели, юная девушка, расстрелянный повстанец.) Картины заключенные в металлические клетки и освещены лампами, которые приближены вплотную к холсту или даже протыкают холст. Это мощное высказывание о свете истины пронизывающем человеческую жизнь и позволяющем человеку быть человеком.

Слайд 29

Керим Рагимов. Из серии «Человеческий проект». Портрет №21. Х., м. 206,5 282.2004 Эта живописная серия дала название всей выставке. «Человеческий проект» Рагимова-групповые портреты, написанные по мотивам иллюстраций из современных журналов. Вместе они составляют впечатляющий портрет современного человечества-таким, каким оно представляет само себя при помощи фотокорреспондентов.

Слайд 30

Олег Хвостов. Автопортреты. Картон, гуашь.30 30 (каждый). 1997-2004. Живописец Олег Хвостов уже много лет ежедневно рисует себя и сегодня число его автопортретов перевалило за пять тысяч. На выставке представлена была лишь малая часть из них, но и её достаточно, чтобы изумиться маниакальному желанию художника посмотреть на себя, запечатлеть и предъявить свое «я» всему миру и каждому зрителю.

Слайд 31

вторая биеннале (2007).«Примечания: геополитика, рынки, амнезия». Вторая Московская биеннале современного искусства проходила с 1 марта по 1 апреля 2007 года . В основном проекте (нескольких основных проектах) приняли участие 111 художников. Общая выставочная площадь составила около 10 000 квадратных метров. Комиссар биеннале — Иосиф Бакштейн . Кураторы основного проекта: Иосиф Бакштейн, Даниэль Бирнбаум , Ярослава Бубнова ( болг. ), Николя Буррио , Гуннар Кваран, Роза Мартинес ( англ. ), Ханс-Ульрих Обрист и Фулия Эрдемчи. Во Второй биеннале кураторы разбились на пять групп и создали пять отдельных экспозиций. Общая тема пяти основных экспозиций (тема биеннале) — «Примечания: геополитика, рынки, амнезия».

Слайд 32

Пять основных экспозиций: Иосиф Бакштейн, «Только примечания? Искусство в эпоху социального дарвинизма» (башня « Федерация »), Ярослава Бубнова, «История в настоящем времени» (башня «Федерация»), Николя Буррио, «Фонд ноль или Ледяная вода эгоистических подсчетов» (башня «Федерация»), Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи, «После всего» (башня «Федерация» и Музей архитектуры ), Даниель Бирнбаум, Гуннар Кваран и Ханс Ульрих Обрист, «Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия» ( ЦУМ ). Площадки пяти основных экспозиций — башня « Федерация », ЦУМ и Музей архитектуры . Специальные гости: Даррен Алмонд , ВАЛИ ЭКСПОРТ ( англ. ), Йоко Оно , Лука Панкрацци, Пипилотти Рист ( англ. ), Роберт Уилсон и Джефф Уолл . Экспонаты проводившейся в рамках биеннале выставки « Соц-арт . Политическое искусство в России и Китае» в Третьяковской галерее были позже запланированы к показу 21 октября 2007 года в парижской галерее «Мезон Руж». Вывоз части работ, включая особо отмеченную министром культуры России фотографию « Эра милосердия » (группа « Синие носы »), был запрещён Министерством культуры.

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Слайд 37

Слайд 38

Слайд 39

Слайд 40

Слайд 41

Слайд 42

Третья биеннале (2009) Тема биеннале — «Против исключения». Третья Московская биеннале современного искусства проходила с 24 сентября по 1 ноября 2009 года и, благодаря площадке, оказалась наиболее посещаемой из всех Московских биеннале. Комиссар биеннале — Иосиф Бакштейн . Кураторы основного проекта — Жан-Юбе р Марте н и Оливье Варенн (сокуратор). Тема биеннале — «Против исключения». Площадка основного проекта: Центр современной культуры «Гараж» . Специальные гости: Энтони Гормли , Михаил Гробман , Бертран Лавье , Владимир Сычев , Владимир Тарасов , Люк Тюйманс , Ольга Чернышева .

Слайд 43

Участники: Марина Абрамович , Аджи В. Н. , Юрий Альберт , Гада Амер , Эль Анацуи , Хосе Бедиа , Мишель Блази , Александр Бродский , Берлинде де Бруйкере , Фредерик Брюли Буабре , Кристоф Бюхель , Селест Бурсье-Мужено , Кун Ванмехелен , Станислав Волязловский , Эрвин Вурм , Альфредо Джаар , Стивен Дин , Ян Цзечан , Вим Дельвуа , Атул Додия , Анита Дюбе , Дмитрий Гутов , Роман Зигнер , Сэмюель Кане Квеи , Аниш Капур , Уильям Кентридж , Кимсуджа , Валерий Кошляков , Тони Крэгг , Жан-Жак Лебель , Хайнц Мак , Эстер Махлангу , Эрина Мацуи , Аннет Мессаже , Дорин Рид Накамарра , Анатолий Осмоловский , Павел Пепперштейн , Юлиус Попп , Маркус Ретц , Синие носы , Хаим Сокол , Вольфганг Тильманс , Тунга , Спенсер Туник , Фиона Холл , Дмитрий Цветков , Иван Чуйков , Шери Шерен , Тихару Шиота , Йинка Шонибаре , Конрад Шоукросс , Герда Штайнер и Йорг Ленцлингер , Джейсон Шульман , Сунь Юань и Пэн Юй , Соити Ямагучи .

Слайд 44

Четвертая биеннале (2011) «Переписывая миры» Четвертая Московская биеннале современного искусства проходила с 22 сентября по 30 октября 2011 года. В основном проекте приняли участие 81 художник из 33 стран. Помимо этого было осуществлено 64 специальных проекта, часть из них — в Лондоне и Киеве. Комиссар и художественный руководитель биеннале — Иосиф Бакштейн. Куратор основного проекта — Петер Вайбель . Тема биеннале — «Переписывая миры» — отражает феномен переосмысления и трансформации различных систем — от политических, экономических до культурных. 4 Площадки основного проекта: « Артплей » и ЦУМ . Специальные гости: Уильям Кентридж , Яннис Кунеллис , Ирина Нахова , Бертран План ( фр. ) и Семён Файбисович .

Слайд 45

Пятая биеннале (2013) «Больше света». Проходила с 20 сентября по 20 октября 2013 года. В основном проекте принимали участие 72 художника и творческих коллектива, включая творческий коллектив Вонгечи Муту . Специально для биеннале было создано около 30 работ. Комиссар биеннале — Иосиф Бакштейн. Куратор основного проекта — Катрин де Зегер . Тема биеннале — «Больше света». Ассоциированный с темой мыслитель — Михаил Бахтин . Площадка основного проекта: Манеж . Специальные гости: Джон Балдессари , Мирослав Балка , Эрвин Вурм , Вадим Захаров , Илья и Эмилия Кабаковы , а также Андрей Ройтер.

Слайд 46

Шестая биеннале (2015) «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Проходила с 22 сентября по 1 октября 2015 года. В основном проекте принимали участие 74 художника, творческих коллектива и лектора. Комиссар биеннале — Иосиф Бакштейн. Кураторы основного проекта — Барт де Баре (Bart de Baere), Дефне Айас и Николаус Шафхаузен . Площадка основного проекта: ВДНХ , павильон № 1. Специальные гости: Андрей Бартенев , Луиз Буржуа , Петер Вайбель , Иржи Давид , Аниш Капур , Александр Пономарев , Михаль Ровнер и Андрей Филиппов .

Слайд 47

Седьмая биеннале (2017) «Заоблачные леса». Проходила с 19 сентября 2017 года по 18 января 2018 года. Было заявлено об участии в основном проекте 52 художников либо творческих коллективов. Куратор основного проекта — Юко Хасегава, она же арт-директор Музея современного искусства, Токио ( MOT) . Ассистент куратора — Сейха Куросава. Должность комиссара биеннале с лета 2016 г. упразднена, теперь за организацию отвечают Экспертный совет (творческие решения) и фонд «Биеннале современного искусства». Тема биеннале — «Заоблачные леса». Площадка основного проекта: Новая Третьяковка на Крымском валу. 7-я биеннале стала первой Московской биеннале, у которой не было ни специальных проектов (только основной проект и параллельная программа), ни специальных гостей. Каталог биеннале был подготовлен, но так и не отпечатан.

Слайд 48

источники: Официальный сайт Московской биеннале современного искусства. URL: http :// / (Дата обращения: 30.06.2019) Human project. Человеческий проект. Спец. Проект 1 Московской биеннале совр. Иск-ва. М.-2005 (Инв. №1353996 М Ч-342) 1 московская биеннале совр. Иск-ва. Сообщники. Коллективные и интерактивные произведения в русском искусстве 1960-х-2000-х гг. М.-2005 (инв.№-1354024 Б С634 Щ10) Каталог 2 московской биеннале современного искусства. Выставки галереи pop off art в рамках 2-й Московской биеннале совр. Иск-ва. Кирилл Чёлушкин, виталий Пушницкий, аладин гарунов. М.-2007 (инв. №1353994 Щ10 М824) 3 московская биеннале современного искусства « Ситуация». url: http :// (дата обращения 30.06.2019) ММОМА. Проекты 3 московской биеннале. url: http :// / . (Дата обращения 01.07.2019) Гараж. 3 московская биеннале: «Против исключения». url: https :// (Дата обращения 01.07.2019) Арт-инфо. 3 московская биеннале. Url: http:// (дата обращения 01.07.2019)

Слайд 49

Арт.инфо.4 московская биеннале. url : http :// (дата обращения: 02.07.2019) Номер четыре: Отчет с открытия 4-й Московской биеннале современного искусства. url: http:// (дата обращения: 03.07.2019) Look at me 4 московская биеннале. url: (дата обращения: 03.07.2019) Московский манеж. 5 московская биеннале. /url : / (дата обращения: 04.07.2019) Новый музей. 5 биеннале. url: https:// (дата обращения: 04.07.2019) Арт. Инфо. 5 московсукая биеннале. «больше света» url: https:// (дата обращения: 04.07.2019) Юнгарт. 6 московская биеннале. URL: / (Дата обращения: 06.07.2019) 6 московская биеннале. URL: / (дата обращения: 07.07.2019) 7 московская биеннале. URL: https:// ( Дата обращения 07.07.2019) 7 московская биеннале. URL: / (Дата обращения 07.07.2019) Арт гид. 8 московская биеннале. URL: http:// (Дата обращения:08.07.2019) 8 московская биеннале. URL: / (дата обращения: 08.07.2019) 8 московская биеннале. URL: https:// (дата обращения: 08.07.2019)

Слайд 50

Спасибо за внимание.