Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Спецификация задания 1 6 Задание 15. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами.
Слайд 2
Образец задания 1 6 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал. 2) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия. 3) М. В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов и в дальнейшем это разграничение поддерживалось представителями науки. 4) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу переписки Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным. 5) А. С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.
Слайд 3
Запятая перед и ставится 1. Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и разделяет простые предложения в его составе Стало холодно, и мы затопили печь. , и Запятая перед и не ставится 1. Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и Белые, красные и жёлтые розы цвели у крыльца. 2. ССП, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член. Зимой на даче холодно и мы топим печь.
Слайд 4
I. Пунктуация при однородных членах предложения Запятая не нужна: 1) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, изучали и систематизировали их. Схема: о, о и о 2) между двумя однородными членами, если они связаны одиночным союзом в пару: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их. Схема: о и о 2) в устойчивых сочетаниях, например: ни пуха ни пера, и смех и грех, ни свет ни заря Примечание: Запятые не ставятся, если несколько определений не являются однородными членами .
Слайд 5
I. Пунктуация при однородных членах предложения Запятая ставится: 1) между однородными членами, не связанными союзами: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. 2) между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (в значении но ), однако, зато: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции, систематизировали, изучали их, но организовать выставку в то время они не могли.
Слайд 6
I. Пунктуация при однородных членах предложения Запятая ставится: 3) между однородными членами, связанными повторяющимися союзами: сочинительными и, да ( и), ни ни и разделительными или, либо, то то, то ли то ли, не то не то): Сотрудники музея и хранили коллекции, и систематизировали, и изучали их, и организовывали выставки, и публиковали научные статьи.
Слайд 7
I. Пунктуация при однородных членах предложения Запятая ставится: 4) перед второй частью двойных союзов не только , но и ; как , так и ; не столько , сколько; хотя и , но ; если не , то и др.: Сотрудники музея не только хранили коллекции, но и систематизировали, изучали их, организовывали выставки, публиковали научные статьи. 5) между парными однородными членами, связанными союзами и, или: Сотрудники музея тщательно хранили коллекции и изучали их, организовывали выставки и публиковали научные статьи.
Слайд 8
II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и Запятая не ставится: 1. Если есть общий член предложения: Осенью природа засыпает и люди готовятся к зиме. (Осенью – общий член: природа засыпает (когда?) осенью, люди готовятся к зиме (когда?) осенью. Запятая не нужна.) 2. Если есть вводное слово, общее для частей: К удивлению, погода резко переменилась и наступила настоящая жара. (к удивлению – вводное слово, оно относится к обеим частям предложения)
Слайд 9
II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и Запятая не ставится: 3. Если у частей сложносочинённого предложения есть общее придаточное или общая бессоюзная часть: Когда мама вошла в комнату, 1 /осколки вазы валялись на полу 2 / и дети пытались их собрать 3 . (каждая из частей сложносочинённого предложения (2) и (3) относится к общему придаточному предложению (1)
Слайд 10
II. Пунктуация в сложносочинённом предложении с союзом и Запятая не ставится: Примечание: В случаях, перечисленных в пп. 1–3, запятые ставятся, если есть повторяющиеся союзы. Осенью и природа засыпает, и люди готовятся к зиме. (есть общий член: осенью , но есть и повторяющийся союз: и и , поэтому запятая нужна) К сожалению, то ли учительница заболела, то ли ребята решили прогулять урок. (есть общее вводное слово, но есть и повторяющийся союз то ли то ли , поэтому запятая нужна)
Слайд 11
1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) В собрании музея были представлены коллекции древних монет византийских икон и мозаик изделий ювелирного искусства. 2) В нижнем этаже располагались парадные комнаты библиотека и портретная галерея владельцев имения. 3) Весь день ливень не прекращался и небо оставалось низким и тяжёлым. 4) Для обороны городов копали глубокие рвы строили высокие валы и деревянные оборонительные сооружения. 5) При новом хозяине был перестроен дом возведены флигели расширен и реконструирован парк.
Слайд 12
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Гора покрыта потрескавшейся серой глиной с белёсыми следами солей и кое-где на поверхности попадаются мелкие кристаллики гипса. 2) Степь в этом районе холмистая и привычные вулканические конусы издалека не видны. 3) Арт-фехтовальщики выходят на сцену и показывают зрителям зрелищный поединок. 4) Сорбит в природе содержится в плодах рябины калины шиповника и других растений. 5) Аспартам сахарин цикломат дульцин и многочисленные другие вещества получены синтетическим путём.
Слайд 13
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Культура сахарного тростника и способ получения из него сахара пришли в Китай из Индии. 2) С середины XVII века в связи с ростом употребления чая кофе и кондитерских изделий в России увеличился спрос на сахар. 3) Сок калины понижает кровяное давление снимает головокружения укрепляет стенки кровеносных сосудов и успокаивает нервную систему. 4) Внизу, около самой земли, горело всё: и сухая трава и опавшая листва и валежник. 5) Изучением управлением и оптимизаций пассажиропотоков в метро занимаются с первых дней его существования.
Слайд 14
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Импульсный радиолокатор помогает отыскивать людей под завалами и определять живых существ по самому лёгкому и почти неуловимому движению. 2) Пожарно-спасательный мотоцикл оборудован системой спутниковой навигации стационарной и переносной радиостанциями четырьмя огнетушителями баллоном с маской для дыхания гидравлическим инструментом и аптечкой. 3) В Юсуповском дворце в Москве проводятся музыкальные вечера и выставки благотворительные акции и дипломатические приёмы. 4) Интерьеры дополнялись убранством: венецианскими зеркалами хрустальными люстрами старинной мебелью и коллекциями произведений искусства. 5) Толстые ковры заглушали шаги и тишина прибавляла Юсуповским палатам таинственности.
Слайд 15
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Истинным ценителям театра хотелось видеть «Недоросля» Фонвизина «Горе от ума» Грибоедова и «Женитьбу» Гоголя. 2) Герои Островского жили трудились копили разорялись влюблялись ссорились горевали обманывали и обманывались. 3) Иван Бунин проклял Октябрь и навсегда уехал за границу. 4) Днепрогэс возводила 200-тысячная трудовая армия с помощью кирки лопаты носилок и тачки. 5) Плоды фисташкового дерева не только вкусны но и полезны.