Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Внутренняя политика Александра III 1881–1894 гг
Слайд 2
Способности "ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования; по наружности походил на большого русского мужика из центральных губерний, и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно импонировал» (С. Ю. Витте).
Слайд 3
«У Императора Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Как семьянин — это был образцовый семьянин; как начальник и хозяин — это был образцовый начальник и образцовый хозяин был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в Царской семье, но и у сановников, никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал Император С . Ю. Витте
Слайд 4
Проект М. Т Лорис-Меликова: - продолжение реформ предыдущего царствования, создание законосовещательного органа для разработки законопроектов с привлечением выборных земств Позиция К. П. Победоносцева: - усиление самодержавной власти, незыблемости самодержавного принципа правления, отказ от «крайностей» реформ 1860-1870-х гг, ужесточение полицейских мер по борьбе с революционным движением
Слайд 5
«Если бы я могла представить сына злодеем, у меня бы хватило мужества отречься от него Сын мой всегда был ненавистником терроризма». Из прошения вдовы действительного статского советника Марии Ульяновой о помиловании сына «Хорошо же она знает сына!» - Александра III А. И. Ульянов
Слайд 7
Контрреформы - название мероприятий правительства Александра III по пересмотру итогов реформ 1860-1870-х годов.
Слайд 8
Цели контрреформ:
Необходимость усиления государственных устоев и царской власти, так как реформирование и европеизация расшатали и ослабили их. Искоренение и подавление «крамолы», свободомыслия. Пересмотр законов и учреждений, появившихся в период «эпохи реформ»
Слайд 9
Реакционный характер правления Игнатьев Н. П Дми трий Андре евич Толсто й —государственный деятель , историк, обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода, министр народного просвещения, министр внутренних дел и шеф жандармов. член Государственного совета, сенатор
Слайд 10
Идеологи нового политического курса:
обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев министр внутренних дел Д. А. Толстой публицист и общественный деятель М. Н. Катков.
Слайд 11
«Не все консерваторы дураки, но все дураки – консерваторы». Эпиграмма на Победоносцева: Победоносцев для Синода Обедоносцев при дворе Он Бедоносцев для народа Доносцев при дворе.
Слайд 13
Основные направления внутренней политика Борьба с революционным движением Политика контрреформ Русификации национальных окраин. Поддержка лояльных властям слоев населения
Слайд 14
Контрреформы Усиление административно-полицейского контроля Ограничение местного самоуправления. Изменение судебной системы
Слайд 15
Усиление административно-полицейского контроля:
29 апреля 1881 года был обнародован Манифест «О незыблемости самодержавия». 1881 г.- принятие «Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». По нему в любой части страны могло быть объявлено чрезвычайное положение. Это давало право местным властям арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность и предавать военному суду, закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств. Введение института Земских начальников в 1889 г.: из местных дворян-помещиков министром внутренних дел назначались земские начальники. Их полномочия: контроль за соблюдением порядка крестьянами, за сбором податей. Арест, телесные наказания за неповиновения - всё это было приметой той эпохи. Власть земских начальников способствовала не только укреплению позиции правительства на местах, но и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам. Создание охранных отделений, введение политического сыска в 1882.
Слайд 17
Ограничение местного самоуправления.
Земская реформа 1890:увеличилось число гласных (депутатов)от помещиков, для них был снижен имущественный ценз; список гласных от крестьян утверждался губернатором. Данные меры укрепляли позиции дворянства в органах местного самоуправления. Городовое положение 1892 г.: из числа избирателей были исключены приказчики и мелкие торговцы, преимущества получали владельцы крупной городской недвижимости- дворянство и крупная буржуазия; все постановления Городской думы санкционировались губернскими властями; резко уменьшилось число заседаний Думы. Всё это свидетельствовало о том, что местное самоуправление находилось под строгим контролем со стороны правительства.
Слайд 18
Изменение судебной системы
Повышение имущественного и образовательного ценза для присяжных заседателей в 1887. Это значительно увеличило количество представителей дворянства. С 1889 г. дела, касающиеся сопротивления властей, стали изыматься из ведения суда присяжных. Ликвидация мировых судов. С 1887 г. была ограничена публичность и гласность судебных заседаний, изъятие политических дел из судебного ведения.
Слайд 19
Меры в системе образования и печати
Ужесточение контроля над высшими учебными заведениями. Упразднение автономии университетов по уставу 1884 г.: ректоры и преподаватели вновь стали назначаться правительством, почти в два раза возросла плата за обучение, осуществлялся строгий надзор за студентами особой инспекцией. В 1887 году был издан «циркуляр о кухаркиных детях», рекомендовавший закрыть двери гимназий недворянам. 1882- введение «Временных правил о печати», которые усиливали карательную цензуру, в результате чего ряд изданий был закрыт.
Слайд 20
А. А. Краевский М. Е. Салтыков-Щедрин
Слайд 21
Меры в области идеологии, культуры, национальных отношений
Ужесточение отношения к религиозному инакомыслию. Ограничение прав лиц неправославного вероисповедания. Проведение насильственной русификации национальных окраин. Преследование буддистов – бурятов и калмыков; католиков – поляков; евреев, исповедовавших иудаизм. Это делалось путем различных ограничений: запрещение покупки частной собственности, запреты на получение образования и занятия государственных должностей и др.
Слайд 22
Итоги контрреформ
Негативные итоги Отказ от либеральных преобразований замедлил экономическое развитие страны Замедлилось социальное развитие страны.
Слайд 23
Позитивные итоги
Решение крестьянского вопроса: С 1881 г.крестьяне переводились на обязательный выкуп, выкупные платежи были снижены Отменено временнообязанное состяние в 1881г. 1882-учреждение Крестьянского банка для льготного кредитования крестьян. В 1883-1885 гг. была снижена, а затем отменена подушная подать с крестьян; утверждались правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал (1889). Несмотря на вышеизложенные меры, положение крестьян не улучшилось
Слайд 24
Решение рабочего вопроса:
1882 г. – принятие законов о запрете труда малолетних (до 12 лет), ночной работы несовершеннолетних и женщин (1885); 1886- учреждение инспекции для надзора за соблюдением фабричного законодательства ; 1886 г. – издание закона, определяющий условия найма и порядок расторжения договоров рабочих с предпринимателями; 1887 г. - ограничение максимальной продолжительности рабочего дня: для взрослых мужчин она составила 11,5 часов.
Слайд 25
Таким образом , политика Александра III была противоречивой. Именно в годы его правления был проведён ряд контрреформ, который свёл на нет многие реформы Александра II. Однако впервые стал решаться рабочий вопрос, был проведён ряд мер по улучшению положения крестьян. Была создана индустриально- техническая база российского капитализма.