Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Серебряный век
русской культуры
Слайд 2
План урока Погружение в атмосферу Серебряного века. Неоднозначность её оценки современниками. Новые явления в литературе, живописи, театральной культуре. Ориентирование учеников в направлениях искусства. Игра «Угадайте кто это?».
Слайд 3
Понятие «Серебряный век» Серебряный век – это такой период человеческой истории, на котором заканчивается развитие строгой классики и начинается время смелых экспериментов и совершенно новых подходов, хронологически это период от 1890-ых до 1920-ых гг.
Слайд 4
Человек «Серебряного века».
Какой он? Образованный Начитанный Свободный Позиционирует себя вне социальных и политических проблем Отстраненный мистификатор
Слайд 5
Арт-подвал «Бродячая собака» Да я любила их - те сборища ночные: На маленьком столе стаканы ледяные, Над черным кофием пахучий, тонкий пар, Камина красного тяжелый зимний жар, Веселость едкую литературной шутки И друга первый взгляд, беспомощный и жуткий. А. Ахматова 1912 г. Внутри «Бродячей собаки»
Слайд 6
«Пощечина общественному вкусу» Владимир Маяковский в черном банте Разрисованный Василий Каменский В цилиндре и с деревянной ложкой в петлице
Слайд 7
Сердцу не прикажешь «Так звали женщину, которую я больше всех женщин на свете любила. А может быть – больше всех. Я думаю – больше всего». (М. Цветаева о Софии Парнок) София Парнок Марина Цветаева Осип Брик, Лиля Брик, Владимир Маяковский
Слайд 8
Литература «Серебряного века»
Слайд 9
Течения в литературе Модернизм Символизм Футуризм Имажинизм Акмеизм
Слайд 10
Символизм (от греч. simbolon – знак, символ) – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Зародилось во Франции.
Слайд 11
Символизм « Старшие » «Младшие» аппелируют тайнами мира, воспевают Душу мира, Красоту, Прекрасную деву мифичность, восхваление человека, обращение вглубь веков Д. Мережковский К. Бальмонт В. Брюсов З. Гиппиус Ф. Сологуб В. Иванов А. Блок А. Белый
Слайд 12
Хвала человеку! (Отрывок) Молодой моряк вселенной, Мира древний дровосек, Неуклонный, неизменный, Будь прославлен, Человек! По глухим тропам столетий Ты проходишь с топором, Целишь луком, ставишь сети. Торжествуешь над врагом! Камни, ветер, воду, пламя Ты смирил своей уздой, Взвил ликующее знамя Прямо в купол голубой. Вечно властен, вечно молод, В странах Сумрака и Льда, Петь заставил вещий молот, Залил блеском города. Сквозь пустыню и над бездной Ты провел свои пути, Чтоб нервущейся, железной Нитью землю оплести. В древних, вольных Океанах, Где играли лишь киты, На стальных левиафанах Пробежал державно ты. В. Брюсов
Слайд 13
Среди миров Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя... Не потому, чтоб я Ее любил, А потому, что я томлюсь с другими. И если мне сомненье тяжело, Я у Нее одной ищу ответа, Не потому, что от Нее светло, А потому, что с Ней не надо света. И. Анненский
Слайд 14
Стихи о Прекрасной Даме Вхожу я в темныe храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты. А. Блок
Слайд 15
Акмеизм «акме» - от греч. вершина, высшая точка равновесия и гармонии. Основоположники: Н. Гумилев С. Городецкий
Слайд 16
Акмеисты Характерна: Понятность и ясность смыслов Точность слова Остальные представители: В. Набут А. Ахматова М. Зенкевич О. Мандельштам
Слайд 17
Акмеисты Нет, не луна, а светлый циферблат Сияет мне,— и чем я виноват, Что слабых звезд я осязаю млечность? И Батюшкова мне противна спесь: Который час, его спросили здесь, А он ответил любопытным: вечность! О. Мандельштам
Слайд 18
Футуризм (от англ. c лова future – будущее) – термин зародился в Италии. Манифест «Пощечина общественному вкусу»: отказ от старой культуры; поиски новой формы выразительности; противостояние насмешкам .
Слайд 19
В. Хлебников В. Маяковский
Слайд 20
«А вы могли бы?» Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? В. Маяковский
Слайд 21
Имажинизм (от лат. Imago – образ) – термин заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии – имажизма Представители: А. Мариенгоф С. Есенин Р. Ивнев В. Шершеневич
Слайд 22
«Береза» Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, обсыпает ветки Новым серебром. С. Есенин
Слайд 23
Мужество Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки. А. Ахматова
Слайд 24
Живопись «Серебряного века»
Слайд 25
«Мирискуссники» Картина Кустодиева «Мир искусства» «Мы пытаемся передать не реалии, а мы пытаемся передать ощущения. Мы пытаемся сконструировать новую форму».
Слайд 26
Авангардизм (от фр. передовые войска) - стремление к коренному обновлению художественной практики, разрыву с устоявшимися традициями. абстракционизм, сюрреализм, супрематизм, футуризм, дадаизм, примитивизм, конструктивизм, экспрессионизм
Слайд 27
Абстрактное искусство стремление выразить стихийность творчества в динамике пятен или объемов. Василий Кандинский
Слайд 28
Кандинский «Москва»
Слайд 29
Супрематизм сочетания простых геометрических фигур, окрашенных в схожие по гамме цвета Казимир Малевич
Слайд 30
К. Малевич «Супрематизм 1916-1917»
Слайд 31
Примитивизм реальность в представлении ребенка М. Шагал
Слайд 32
М. Шагал «Над городом»
Слайд 33
К. Малевич «Черный квадрат»
Слайд 34
Музыка «Серебряного века»
Слайд 35
Композиторы С. Рахманинов А. Глазунов И. Стравинский А. Скрябин
Слайд 36
Знаменитые голоса Знаменитый певец и артист А. Вертинский. Впервые в образе Пьеро появился в арт-кафе «Бродячая собака» Знаменитый бас Ф. Шаляпин
Слайд 37
Театр «Серебряного века»
Слайд 38
Мэтры театрального искусства В. Э. Мейерхольд К. С. Станиславский Е. Б. Вахтангов
Слайд 39
Удивительный и неповторимый, не гаснущий отсвет оставил Серебряный век не только в русской, но и в мировой культуре, что вызывает глубокое уважение и гордость за свою страну.
Слайд 40
Игра «Угадай кто это?» Материал : фотографии, стихотворения, музыка Задача : обосновано ответить на поставленные вопросы
Слайд 41
Символ. Карикатура моды Ясность. Образ. Точность слова Будущее. «Пощечина общественному вкусу» Прекрасная дама Для начала определим: Что относится из данного к символизму, акмеизму, футуризму и имажинизму?
Слайд 42
Кто здесь изображен?
Ответ обоснуйте.
Слайд 43
Проанализируйте стихотворения и определите: К какому направлению модернизма они относится? Кто автор? Подтвердите свой ответ доказательствами.
Слайд 44
Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». 1911
Слайд 45
Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - кто-то хочет, чтобы они были? Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной? И, надрываясь, в метелях полуденной пыли, врывается к Богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит чтоб обязательно была звезда! клянется не перенесет эту беззвездную муку! А после ходит тревожный, но спокойный наружно. Говорит кому-то: «Ведь теперь тебе ничего? Не страшно? Да?!» Послушайте! Ведь, если звезды зажигают значит - это кому-нибудь нужно? Значит - это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! ПОСЛУШАЙТЕ!
Слайд 46
Домашнее задание . ответить на вопрос 4, страница 75 учебника: как взаимосвязаны процессы развития российского общества в различных сферах жизни и идейные искания мастеров художественной культуры? В форме эссе на 1 страницу. Выберите какое-либо течение искусства или его представителя, если конкретнее, и поразмышляйте какие идеи они несут и в каких условиях могли эти идеи родиться?