Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Уроки литературы в 11 классе
участника районного конкурса
«Учитель года России – 2010»
учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 8 с. Тахта
Шкуринской Елены Алексеевны
Слайд 2
Урок 1. «Культура серебряного века. Истоки. Сущность. Рассвет».
Урок 2. «Русский модернизм. Основные литературные течения и направления».
Урок 3. «Константин Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце».
Слайд 3
Урок 1.
«Культура серебряного века. Истоки. Сущность. Рассвет».
Слайд 4
Культура серебряного века. Истоки. Сущность. Расцвет.
Размышляем ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОЗНАЁМ
Хоть мы навек незримыми цепями
Прикованы к нездешним берегам,
Но и в цепях должны свершить мы сами
Тот круг, что боги очертили нам.
Всё, что на волю высшую согласно,
Своею волей чуждую творит,
И под личиной вещества бесстрастной
Везде огонь божественный горит.
Владимир Соловьёв
Понятие «серебряный век»;
Хронологические границы;
Основное содержание эпохи:
философия;
живопись;
поэзия;
музыка;
Слайд 5
В серебряном веке русской поэзии есть несколько главных особенностей, отличающих его от века золотого.
Меняется русская действительность.
Меняется состав, так сказать, классовый, социальный русских писателей.
Меняется сам писатель как человек.
К худшему или к лучшему все эти изменения?
Н. А. Оцуп
Слайд 6
Наум Коржавин: «Серебряный век начался в 10-е годы XX века…»
Ефим Эткинд: «Серебряный век робко начинался в 90-х годах(XIX века)…»
Вадим Крейд: «Всё кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны>…<сама эпоха кончилась…»
Слайд 7
Владимир Соловьёв
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий —
Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете —
Только то, что сердце сердцу
Говорит в немом привете?
Основной идеей его религиозной философии была идея Софии — Душа Мира. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире.
ФИЛОСОФСКАЯ
МЫСЛЬ
Слайд 8
Как жить человеку перед лицом
надвигающихся катастроф?
Несёт ли человек ответственность
за всё совершённое им?
Д. С. Мережковский
(1866-1941)
Н. А. Бердяев
(1879-1948)
Подвластны ли обстоятельства
человеку?
П. А. Флоренский
(1882-1932)
В.В. Розанов
(1856-1919)
Слайд 9
Врубель М.
ЖИВОПИСЬ
«Царевна-лебедь»
«Демон»
«Жемчужина»
«Фантастический пейзаж»
«Демон поверженный»
«Шестикрылый серафим»
Слайд 10
Николай Рерих
Знамение
Святой остров
Великая жертва
Легенда
Витязь
Баян
Знаки Христа
Слайд 11
Мирра Лохвицкая
ПОЭЗИЯ
В кудрях каштановых моих
Есть много прядей золотистых, –
Видений девственных и чистых
В моих мечтаньях огневых.
Слилось во мне сиянье дня
Со мраком ночи беспросветной, –
Мне мил и солнца луч приветный,
И шорох тайн манит меня.
И суждено мне до конца
Стремиться вверх, скользя над бездной,
В тумане свет провидя звездный
Из звезд сплетенного венца.
Слайд 12
ЕГИПЕТСКИЙ РАБ
Я жалкий раб царя. С восхода до заката,
Среди других рабов, свершаю тяжкий труд,
И хлеба кус гнилой — единственная плата
За слезы и за пот, за тысячи минут.
Когда порой душа отчаяньем объята,
Над сгорбленной спиной свистит жестокий кнут,
И каждый новый день товарища иль брата
В могилу общую крюками волокут.
Я жалкий раб царя, и жребий мой безвестен;
Как утренняя тень, исчезну без следа,
Меня с земли века сотрут, как плесень;
Но не исчезнет след упорного труда,
И вечность простоит, близ озера Мерида,
Гробница царская, святая пирамида.
Валерий Брюсов
«Быть может,
всё в жизни
лишь средство
для ярко-певучих стихов»
Слайд 13
Константин Бальмонт
Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны.
Я — внезапный излом,
Я — играющий гром,
Я — прозрачный ручей,
Я — для всех и ничей.
Слайд 14
Фёдор Сологуб
Я - бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах,
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.
Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.
Слайд 15
В ЧЁМ ВИДЕЛИ СВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА?
Мы в слепоте как будто бы не знаем,
Как тот родник, что бьётся в нас,-
Божественно неисчерпаем,
Свежее и нежнее каждый раз.
Михаил Кузьмин
Слайд 16
Серебряный век русской литературы. Истоки. Сущность. Расцвет.
Понятие «серебряный век»;
Хронологические границы;
Основное содержание эпохи;
Основные
Подводим
итоги
Слайд 17
Урок 2.
«Русский модернизм. Основные литературные течения и направления».
Слайд 18
Урок - практикум
Литература серебряного века.
Модернистские течения.
Слайд 19
Направления работы:
Анализ литературных направлений и течений в поэзии начала XX века;
Сопоставление и сравнение модернистских художественных направлений в поэзии серебряного века;
Анализ лирического произведения.
Слайд 20
акмеизм
символизм
Серебряный век
футуризм
имажинизм
Слайд 21
Поэтика символизма
Поэтика намёка и иносказания;
Смерть – начало жизни;
Мир мимолётен, в нём отражается вечность;
Знаковое наполнение обыденных слов;
Слово – многосмысленное послание, шифр духовной тайнописи;
Символ неисчерпаем, беспределен, многолик и всегда тёмен в последней глубине…
Поэтика символизма изысканна, образна и музыкальна.
Слайд 22
Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon — знак, символ)
Излюбленные темы: смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий.
“Символ - окно в
бесконечность”.
Ф. Сологуб
символ
Сюжеты:
сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
“Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении”.
Вяч. Иванов
Слайд 23
Поэты-символисты
Владимир
Соловьёв
Зинаида
Гиппиус
Фёдор
Сологуб
Валерий
Брюсов
Александр
Блок
Андрей
Белый
Слайд 24
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски В звонко-звучной тишине Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне.
Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуки реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.
Валерий Брюсов «Творчество»
Символы:
тени, сон, тишина, ночь, тайны, луна
Цветопись:
фиолетовый, лазоревый
Звукопись:
аллитерация «л», «м», «н», «р»
Способ связи строф:
Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине.
Слайд 25
АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила)
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Слайд 26
Поэты-акмеисты
Анна
Ахматова
Осип
Мандельштам
Николай
Гумилёв
Сергей
Городецкий
Слайд 27
"На бледно-голубой эмали…"
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, —
Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
1909.
Образы:
Конкретика:
Параллели:
Слайд 28
ФУТУРИЗМ (от лат. futurum — будущее)
Пощёчина общественному вкусу
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Слайд 30
Поэты - футуристы
Владимир
Маяковский
Алексей
Кручёных
Велимир
Хлебников
Слайд 31
А вы смогли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
смогли бы
на флейте водосточных труб?
1913
Слайд 32
Имажинизм (от фр. и англ. image — образ)
«…единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов… Образ, и только образ <...> — вот орудие производства мастера искусства… Только образ, как нафталин, пересыпающий произведение, спасает это последнее от моли времени. Образ — это броня строки. Это панцирь картины. Это крепостная артиллерия театрального действия. Всякое содержание в художественном произведении так же глупо и бессмысленно, как наклейки из газет на картины…»
Из декларации имажинистов.
Слайд 33
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть...
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!
Город, город, ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.
Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.
Поэты - имажинисты
Анатолий
Мариенгоф
Вадим
Шершеневич
Сергей
Есенин
Слайд 34
.Цель творчества.Отношение к миру.Отношение к слову.Особенности формы
Символисты....
Акмеисты....
Футуристы....
Имажинисты....
Слайд 35
Чему мы научились на уроке?
Анализировать литературные направления и течения в поэзии начала XX века;
Сопоставлять и сравнивать модернистские художественные направления в поэзии серебряного века;
Анализировать лирическое произведение.
Слайд 36
Урок 3.
«Константин Бальмонт. «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце».
Слайд 37
Константин Бальмонт
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!
Слайд 38
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
Слайд 39
Лабораторная работа
Исследовать биографию Константина Бальмонта;
Проанализировать стихи «самого солнечного» поэта.
Проследить отражение и преломление философии символизма в творчестве мэтра.
Постичь смысл положительной жизненной концепции поэта.
Слайд 40
Детство;
Образование;
Первый поэтический сборник;
Ссылка в Шую;
Литературно-переводческая деятельность;
Политическая эмиграция;
Возвращение в Москву, революция;
Путешествия по миру;
Возвращение на Родину;
Эмиграция.
Теоретическая часть
Слайд 41
Ни радости цветистого Каира,
Где по ночам напевен муэдзин,
Ни Ява, где живёт среди руин,
В Боро-Будур, Светильник
Белый мира,
Ни Бенарес, где грозового пира
Желает Индра, мча огнистый клин
Средь тучевых лазоревых долин,
Ни все места, где пела счастью
лира,
Ни Рим, где слава дней ещё жива,
Ни имена, чей самый звук –
услада,
Тень Мекки, и Дамаска, и Багдада,-
Мне не поют заветные слова,
И мне в Париже ничего не надо,
Одно лишь слово нужно мне:
Москва.
Вывод:
Слайд 42
Практическая часть
Запах солнца? Что за вздор!
Нет, не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы,
Все слились в единый хор,
Все сплелись в один узор.
Так утверждает Константин Бальмонт. А вы соглашаетесь или оспариваете мысль о том, что солнце обладает ароматом?
Слайд 43
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробуждённою весной
И смолистою сосной,
Нежно-светлоткаными
Ландышами пьяными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Что символизирует солнце?
Так молви всем слепцам:
Будет вам!
Не узреть вам райских врат,
Есть у солнца аромат,
Сладко внятный только нам,
Зримый птицам и цветам!
Слайд 44
Сонеты солнца, мёда и луны.
В пылании томительных июлей
Бросали пчёлы рано утром улей,
Заслыша дух цветущей крутизны.
Был гул в горах. От солнца ход струны.
И каменный баран упал с косулей,
Сражённые одной и той же пулей.
И кровью их расцвечивал я сны.
От плоти плоть питал я, не жалея,
Зверей, которым смерть дала рука.
Тот мёд, что пчёлы собрали с цветка,-
Я взял. И вся пчелиная затея
Сказала мне, чтоб жил я, не робея,
Что жизнь смела, безбрежна и сладка.
Сонет – стихотворение из 14 строк, построенное по схеме: два катрена, и два терцета.
Какие образы создаёт автор в своём сонете?
Почему поэт избрал именно эту форму?
Слайд 45
Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолётность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.
В нём кажется ошибкой полдень знойный, —
С ним больше сродны грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.
В последний раз пред остриём серпа
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.
Отраден вид тяжёлого снопа,
А в небе — журавлей летит толпа
И криком шлёт “прости” в места родные.
«Август»
Стихотворный размер;
Художественно-изобразительные и стилистические средства;
Основные мотивы сонета;
Символы и образы;
Чувства.
Слайд 46
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
В чём видит поэт своё предназначение?
Слайд 47
Исследовательская часть
“Когда слушаешь Бальмонта — всегда слушаешь весну. Никто не опутывает души таким светлым туманом, как Бальмонт. Никто не развевает этого тумана таким свежим ветром, как Бальмонт. Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе»”
Александр Блок.
Слайд 48
Теоретические основы символизма:
(от гр. symbolon - знак, символ)
мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности.
Связь с мировой культурой.
Интерес к отечественной классике.
Интуитивное постижение мира, ведущее к
познанию идеала. Ощущение хаоса.
Особая роль творчества.
Поэт - пророк.
Слайд 49
Как я понимаю…
Чем для поэта наполнен символ «Солнце»?
Какую идею несут в себе стихи Бальмонта?
Как выражена авторская позиция?
Какую формулу жизни в своих стихах утверждает «самый солнечный» поэт?
Слайд 50
Символ солнца в поэзии Бальмонта.
Слайд 51
Какую формулу жизни в своих стихах утверждает «самый солнечный» поэт?
Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведёт по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!
Слайд 52
В заключении хочу сказать…
Творческое наследие Константина Бальмонта оставило в моей душе неизгладимый свет, потому что…