Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Почему сельское хозяйство XVII-XVIII вв. называют рутинным? Свой ответ проиллюстрируйте примерами. Какое значение имели огораживания для развития капитализма в сельском хозяйстве? Подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение о том, что аграрные преобразования в Англии XVII-XVIII вв. можно назвать революцией.
Слайд 2
1. Почему сельское хозяйство XVII-XVIII вв. называют рутинным? Свой ответ проиллюстрируйте примерами. Его называют рутинным, потому что оно было склонно к использованию уже устоявшихся технологий, постоянному повторению уже известного (рутине). Так далеко не во всех странах Европы начали использовать плуг, в большинстве продолжали обходиться сохой, лишь в некоторых странах перешли с двуполья на трёхполье. 2. Какое значение имели огораживания для развития капитализма в сельском хозяйстве? Огораживание позволило создать рынок свободной рабочей силы (ею стали крестьяне, которых согнали с земли). Также оно позволило увеличить поголовье овец, что дало больше сырья для текстильной отрасли, с которой и началось развитие капитализма (одежда нужда всем, потому была весьма ходовым товаром). То есть во многом благодаря огораживанию в Англии стал развиваться капитализм, чему помогало также законодательство этой страны и мировоззрение её жителей, включая дворянство. 3. Подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие мнение о том, что аграрные преобразования в Англии XVII-XVIII вв. можно назвать революцией. Эти аграрные преобразования помогли перейти на капиталистические отношения в деревне (что доказано в ответе на вопрос 2 во II блоке вопросов к данному параграфу). Кроме того, они полностью изменили даже её внешний облик, превратив нарезанные полосками поля в обширные угодья (которые стали разделять столь характерными зелёными изгородями). Потому их безусловно можно назвать революцией, аграрной революцией.
Слайд 3
Тема: «Промышленная революция и индустриальное общество» 16.10.19 Всеобщая история, 10 класс
Слайд 4
Начало промышленной революции в Великобритании Именно в Великобритании во втор.пол. XVIII в. начинается промышленный переворот. Он связан, прежде всего, с техническими изобретениями в хлопчатобумажной промышленности.
Слайд 5
В 1733 г. англичанин Джон Кей изобрел движущийся челнок для ткацкого станка. В результате выработка ткацкой машины выросла в 4 раза, а размер полотнищ увеличился.
Слайд 6
В 1765 г. другой англичанин- Джеймс Харгривс- изобрел первую механическую прядильную машину , которая увеличила производительность труда прядильщиц в 120 раз.
Слайд 7
Первая фабрика появилась в 1771 г. это была хлопкопрядильная фабрика английского изобретателя Аркрайта . На фабрике Аркрайта машины приводились в движение водяным колесом. В 1779 г. здесь работали уже 300 человек, а колесо приводилось в движение тысячу веретен.
Слайд 8
В 1777-1784 гг. английским инженером Джеймсом Уаттом был изобретен универсальный паровой двигатель . В 1785 г. первая из машин этой системы была установлена на прядильной фабрике.
Слайд 9
Предпосылки промышленной революции: В Великобритании раньше Сложились принципы гражданского равенства и рыночной экономики; Произошла аграрная революция; Рост спроса на промышленные изделия.
Слайд 10
Особенности промышленной революции в других странах. Не предшествовала аграрная революция; Огромное влияние Великой французской революции конца XVIII в. в странах Западной Европы - разрушение феодального строя кон. XVIII – нач. XIX вв.; в России и Вост. Европе сохранение дворянского землевладения, личной зависимости крестьян (перемены только в сер. XIX в.); 3. В Америке благоприятные условия для пром. Рев. Сложились в северных штатах США и Канаде;
Слайд 11
Особенности промышленной революции в других странах. 4. В южных штатах США и ЛА были большие поместья с использованием рабского труда; 5. Т.к. в Европе и Америке не было аграрной революции, экономика нуждалась в поддержке государства. В Европе и сев. штатах США: Протекционизм; Меркантилизм. На юге США: До отмены рабства – поощрение импорта, после – протекционизм. 6. Заимствование технических достижений Англии.
Слайд 12
Революция в средствах транспорта В 1803 г. в Париже прошел испытание первый пароход, построенный Р. Фултоном. В 1807 г. – первый коммерческий рейс из Нью-Йорка в Олбани по р. Гудзон парохода «Клермонт» , построенного Р. Фултоном.
Слайд 13
1803 г. – первый пароход в Южном Уэльсе. 1814 г. первый паровоз Джорджа Стефенсона.
Слайд 14
В 1825 г. под его руководством в Ю-З Англии построили ж/д более 56 км для перевозки угля.
Слайд 15
1829 г. первый рейс отправился железнодорожный локомотив США. 1832 г. строится первая железная дорога во Франции. 1835 г. – в Бельгии. 1837 г. – в России (Санкт-Петербург – Царское село).
Слайд 16
Крупная машинная индустрия Задание: прочитайте с.203, 204 и ответьте на вопросы: В чём отличие завода от мануфактуры? Кто мог основать небольшое предприятие? За счёт чего они развивались? Когда появились более дорогие машины, какие появляются формы объединения капиталов?
Слайд 17
Фондовый, финансовый и товарный рынки Начиная с сер. XIX в. фондовый ранок переживает второе рождение и становится барометром экономики. В XIX в. появляются банки, занимающиеся кредитованием промышленности. Формируется рынок финансовых услуг. Товарный рынок. Оптовая торговля была сосредоточена на товарных биржах. В XIX в. биржевая торговля охватила широкий круг товаров. В розничной торговле появляются универсальные магазины.
Слайд 18
Завершение промышленной революции Великобритания – 2 четв. XIX в. Западная Европа – 3 четв. XIX в. В. Европа и С. Америка – посл. четверть XIX в. В большинстве стран Азии, Африки, ЛА промышленная революция так и не развернулась, т.к. не было для этого условий.
Слайд 19
Итоги: Таким образом, промышленный переворот начинается в Великобритании в 30-е гг. XVIII в., затем и в остальных странах. Завершение промышленного переворота у ведущих стран мира происходит к концу XIX в.
Слайд 20
Новые общественные классы и группы. 1. Буржуазия (рост экономического могущества) Торговая; Ростовщики; Промышленная. 2. Наемные рабочие (рост численности до четверти населения) Женщины; Дети; Квалифицированные рабочие. 3. Дворянство (снижается экономическая роль, но сохраняет позиции на государственной службе); 4. Крестьяне (сокращение доли в составе населения); 5. Фермеры ; 6. Батраки ; 7. Инженеры и техники ; 8. Служащие промышленных предприятий, банков и т.д.; 9. Управляющие акционерными компаниями.
Слайд 21
Социальный вопрос С одной стороны, в связи с промышленным переворотом, развивался капитализм, наблюдался рост экономики. Но с другой стороны в упадок пришли ремесло, мануфактура, лавочная торговля. Положение рабочих на заводах было очень тяжелым. Задание: на с.209 посмотрите график «Заработная плата рабочих в Западной Европе» и ответьте на вопросы: Что означал для рабочих разрыв между стоимостью жизни и реальной заработной платой? В какие годы разрыв был наиболее резким?
Слайд 22
Демографический рост В XIX в. рост населения в странах Европы и Америки достиг наивысших показателей за всю историю. Причины роста населения: Резкое снижение смертности, особенно детской в связи с успехами медицины, развитию системы здравоохранения; Высокий уровень рождаемости. Задание: посмотрите на карту и ответьте на вопросы: На какие территории больше всего эмигрировали европейцы? Как вы думаете, каковы были причины эмиграции?
Слайд 23
Индустриализация В результате индустриализации доля промышленности перевесила долю сельского хозяйства в экономике ( кон. XIX в. индустриальные страны – Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, США ). Подъем базовых отраслей : металлургии, энергетики, машиностроения и т.д.
Слайд 24
Изобретения: Бессемеровский, затем мартеновский, томасовский способ перегонки стали; Электрическая лампочка; Электродвигатель; Двигатель внутреннего сгорания; Дизель и т.д. металлургия стала ведущей отраслью промышленности; появились новые отрасли промышленности: электроэнергетика, нефтехимия; Теперь уровень индустриализации страны определяли не по количеству переработанного хлопка, а по объёму производства чугуна и стали; Машиностроение стало самостоятельной отраслью.
Слайд 25
«Великая депрессия» и её последствия 70-е гг. XIX в. – затяжной экономический кризис в европейских странах – «великая депрессия». Задание: прочитайте про «великую депрессию» (с. 215-216) и составьте логическую цепочку причин кризиса.
Слайд 26
Новая техническая революция В XIX в. многие научные достижения находили применения в быту, промышленном производстве, средствах транспорта связи.
Слайд 27
Сэмюэл Морзе, изобретения: электромагнитный пишущий телеграф («аппарат Морзе», 1836) и код (азбука) Морзе.
ТЕЛЕГРАФЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ II. 1. Электрический звонок. 2 и 3. Двойной изолятор для проводов. 4. Изолятор в железной оправе. 5. Звонок для переменных токов. 6. Соединение проводов. 7. Реле. 8. Пишущий телеграфный прибор, обыкновенный немецкий. 9. Сифонный отметчик Томсона. 10. Поляризованный пишущий телеграфный аппарат Сименса и Гальске. 11. Приемный аппарат Морзе. 12. Ключ Морзе.
Слайд 28
Основные телеграфные линии на 1891 г.
Слайд 29
1876 г. И. Грей и А. Белл изобрели телефон Копия оригинального телефона Александра Белла из Музея искусств и ремёсел ( англ. ) , Париж
Слайд 30
Старинный телефон Телефон 1896 г. (Швеция) Старинный телефон
Слайд 31
Никола Тесла на лекции демонстрирует принципы радиосвязи, 1891 г.
Слайд 32
Приемник Маркони с когерером
Слайд 33
Приемник А. С. Попова
Слайд 34
Вагон конки в Швеции (появились в 30-е гг. XIX в.)
Слайд 35
1880-е гг. XIX в. в городах появились трамваи
Слайд 36
Метрополитен на электротяге в Будапеште — первый в континентальной Европе.
Слайд 37
Паровая тележка Кюньо, вторая (1771) модификация
Слайд 38
Первый американский автомобиль — машина-амфибия Оливера Эванса
Слайд 39
1870 год, Вена, Австрия: Первый в мире транспорт на бензине. «Первая машина Маркуса»
Слайд 40
Вторая машина Маркуса 1888 (Технический музей Вены)
Слайд 41
Автомобиль Бенца, 1885 год. Первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания.
Слайд 42
Франция, 1898 год. Рено Voiturette ( англ. )
Слайд 43
Машина Ford T, припаркованная у Джелонгской библиотеки к её открытию. Австралия, 1915 год.
Слайд 44
Austin 7 коробка-седан, 1926 год
Слайд 45
Итоги: Таким образом, изобретения и открытия дали толчок НТР, развернувшейся на рубеже XIX – XX вв.