Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Культура XVII-XVIII веков Барокко
Слайд 2
Родиной барокко считается Рим, а наиболее
яркие образцы архитектуры этого
стиля были созданы в Италии, Испании,
Португалии, Южной Германии, Чехии,
Польше, Литве, испанских и португальских
колониях в Латинской Америке. Во всех
этих странах католическая церковь имела
очень большое влияние и, таким образом,
барокко стал стилем, который она взяла на
вооружение.
Слайд 3
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви
ордена иезуитов — Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту
Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на
выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По
проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к
другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность
фасада перегружается сильными ритмическими элементами.
Слайд 4
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,
Слайд 5
И Франческо Борромини, по проектам которого были
построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь
Сант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.
Слайд 6
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко — это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
Слайд 7
Во Франции, создан один из самых замечательных
Барочных дворцовых ансамблей — Версаль (1668-
1689), ставший образцом для роскошных загородных
резиденций европейских монархов, включая и русских.
Слайд 8
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и
Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с
барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи,
рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты,
скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом
архитектуры барокко . В плафонной живописи изображение небесного свода с
ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить,
где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
Слайд 9
В XVIIIв барокко
приживается и в России.
Новые манеры царского
двора и нового русского
дворянства, которые со
времен Петра I настойчиво
вводили в обиход на Руси,
требовали и европейского
типа дворцов, где можно было
устраивать роскошные балы,
торжественные приемы,
давать богатые обеды. Сам
Петр I больше тяготел к
Протестантской
сдержанности архитектуры
Голландии, но его дочь,
Елизавета Петровна,
склонялась к формам пышного
итальянского барокко . В годы
ее правления (1741-1761) были
созданы лучшие образцы
русского барокко ,
отличавшегося от
итальянского мирской
жизнерадостностью и
отсутствием религиозного
мистицизма, а от немецкого
или австрийского —
подчеркнутой
масштабностью и
монументальным размахом
архитектурных ансамблей.
Слайд 10
Самым выдающимся
архитектором
русского барокко был Франческо
Бартоломео Растрелли. Только
он смог построить для Елизаветы
такой дворец в Царском Селе,
который соответствовал бы ее
запросам и вкусу. Сам фасад
дворца настолько сильно
ритмически расчленен мощными
«ударами» белых колонн,
выделяющихся на голубом фоне,
что ни о какой монотонности не
может быть и речи. Только
присмотревшись, можно увидеть
за хором колонн и пилястров
традиционное трехризалитное
построение здания дворца.
Слайд 11
Главный зал дворца —
Большая
галерея (17 м
шириной, 47 м длиной, 7 м
высотой, общей площадью
800 кв. м) без единой
внутренней опоры. Помимо
настоящих окон, здесь еще
есть фальшивые — зеркала,
искусственно расширяющие
огромное внутреннее
пространство. Узоры
наборного паркета,
деревянная позолоченная резьба,
роспись плафона — все в этом зале
поражает изысканностью, выдающей
руку гениального мастера. Все
комнаты во дворце разные, есть и
китайская, и малиновая, и знаменитая
Слайд 12
И знаменитая
Янтарная
комната —
чудо света,
подаренное Петру I в 1716г
прусским королем.
Слайд 13
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый
Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор
использовал те же эффекты фальшивых окон — зеркал для зрительного расширения
пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не
узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он
сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и
цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
Слайд 14
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых — в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
Слайд 15
Человек эпохи барокко
Барочный человек отвергает естественность, которая
отождествляется с дикостью, бесцеремонностью,
самодурством, зверством и невежеством — всем тем,
что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина
барокко дорожит бледностью кожи, на ней
неестественная, вычурная причёска, корсет и
искусственно расширенная юбка на каркасе из китового
уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху
барокко становится джентльмен от англ. gentle:
«мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он
предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и
носить напудренные парики. К чему сила, если теперь
убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В
эпоху барокко естественность — это синоним зверства,
дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа
Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) —
это состояние, которое характеризуется анархией и войной
всех против всех.
Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко
Слайд 16
Барокко в живописи
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — творчество Рубенса и Караваджо.
Рубенс.Венера и Адонис.
Караваджо. Святой Иероним