Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Фёдор Михайлович Достоевский 1821 – 1881 Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру М. Горький
Слайд 2
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Слайд 3
Мариинская больница для бедных в Москве – место работы отца. 30 октября по старому стилю, 11 ноября по новому 1821 года родился один из величайших русских писателей Федор Михайлович Достоевский.
Слайд 4
ОТЕЦ ПИСАТЕЛЯ ПРИОБРЕЛ В ЛИЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ДВА СЕЛА. ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ, ОТЕЦ ЯВЛЯЛСЯ ЧЕЛОВЕКОМ НЕЗАВИСИМЫМ. БЫЛ ОБРАЗОВАННЫМ, ЗАБОТЛИВЫМ СЕМЬЯНИНОМ, НО ОБЛАДАЛ ХАРАКТЕРОМ ВСПЫЛЬЧИВЫМ. Михаил Андреевич Достоевский Дед писателя был священником. Отец писателя –Михаил Андреевич. Пятнадцатилетним мальчиком бежал в Москву, где окончил Медико-хирургическую академию, участвовал в Отечественной войне 1812 года, а с 1821 года - состоял главным врачом В Мариинской больнице для бедных в Москве. Дослужившись до чина коллежского асессора, он получил право на потомственное дворянство.
Слайд 5
Мария Фёдоровна Достоевская МАТЬ ДОСТОЕВСКОГО, МАРИЯ ФЕДОРОВНА , УРОЖДЕННАЯ НЕЧАЕВА, ПРОИСХОДИЛА ИЗ МОСКОВСКОГО КУПЕЧЕСТВА. ЖИЗНЕРАДОСТНАЯ, ПРЕКРАСНО ОБОРАЗОВАННАЯ, ОНА ОЧЕНЬ ЛЮБИЛА ПОЭЗИЮ, ИГРАЛА НА ГИТАРЕ, ХОРОШО ПЕЛА И БЫЛА ОЧЕНЬ НЕПОХОЖА НА СВОЕГО МУЖА, УГРЮМОГО, ВСПЫЛЬЧИВОГО И ПОДОЗРИТЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, СТРАДАЮЩЕГО ПРИПАДКАМИ БОЛЕЗНЕННОЙ ТОСКИ, ДЕТИ ВОСПИТЫВАЛИСЬ ПО ТРАДИЦИЯМ СТАРИНЫ В СТРАХЕ И ПОВИНОВЕНИИ, РЕДКО ВЫХОДЯ ЗА СТЕНЫ БОЛЬНИЧНОГО ЗДАНИЯ. ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ СЕМЬЯ ПРОВОДИЛА В НЕБОЛЬШОМ ИМЕНИИ. ДЕТИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПОЧТИ ПОЛНОЙ СВОБОДОЙ, Т. К. ВРЕМЯ ПРОВОДИЛИ ОБЫКНОВЕННО БЕЗ ОТЦА.
Слайд 6
Фасад главного здания бывшей Мариинской больницы для бедных, где служил врачом отец писателя М. А. Достоевский В левом флигеле больнице в 1821 году родился Ф. М. Достоевский, а в правом он провел детские и отроческие годы. Ныне здесь Музей-квартира Ф. М. Достоевского Улица Новая Божедомка, на которой находилась больница, представляла довольно печальное зрелище. Рядом находилось кладбище, где обретали свой последний приют бродяги, преступники и самоубийцы. Здесь же располагалась больница для душевно больных и приют для подкидышей. Именно здесь родился будущий писатель.
Слайд 7
Самым близким человеком во всей жизни писателя был его старший брат Михаил. Они были дружны всегда, помогали друг другу в трудную минуту. В СЕМЬЕ ДОСТОЕВСКИХ БЫЛО ЕЩЕ ШЕСТЕРО ДЕТЕЙ: МИХАИЛ, ВАРВАРА, АНДРЕЙ, ВЕРА, НИКОЛАЙ И АЛЕКСАНДРА.
МИХАИЛ ДОСТОЕВСКИЙ, БРАТ ПИСАТЕЛЯ. Их объединяли общие интересы, оба они рано приобщились к литературе и часто делились друг с другом впечатлениями о прочитанном. Чувство дружбы и привязанности братья сохранили на всю жизнь. Фёдор был вторым ребёнком в семье
Слайд 8
А ЧЕРЕЗ ГОД, ОН ВМЕСТЕ С БРАТОМ МИХАИЛОМ ЕДЕТ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПОСТУПАТЬ В ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ. НО МИХАИЛА ТУДА НЕ МОГУТ ЗАЧИСЛИТЬ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ. МИХАИЛ ВЫНУЖДЕН БЫЛ ПОСТУПИТЬ В ИНЖЕНЕРНЫЕ ЮНКЕРА В РЕВЕЛЕ. ЗИМОЙ 1837 ГОДА УМЕРЛА МАТЬ ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА, И ЭТОТ ПЕРИОД ПРИНЯТО СЧИТАТЬ ОКОНЧАНИЕМ ДЕТСТВА ПИСАТЕЛЯ. Инженерное училище в Санкт-Петербурге
Слайд 9
Учеба Фёдора Михайловича Достоевского в Инженерном училище связана со смертью его отца в начале лета 1839 года. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича, который любил приставать к деревенским женщинам, убили собственные крестьяне. И именно со смертью отца, связан первый приступ эпилепсии, которая преследовала Фёдора Михайловича до конца жизни. Никакого влечения к военной службе Фёдор Михайлович не испытывал, но такого была воля отца. Позднее писатель вспоминал: «Мы с братом стремились тогда в новую жизнь, мечтали о чёт-то ужасно, обо всём «прекрасном и высоком» Мы верили чему-то страстно, и хоть мы оба отлично знали все, что требовалось к экзамену из математики, но мечтали мы о поэзии и поэтах. Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три а я в уме сочинял роман из венецианской жизни» По окончании училища Федор попал в инженерный департамент , и на его практическую работу Николай I наложил резолюцию: "Какой дурак это чертил?"
Слайд 10
1844 - вышел в отставку и занялся литературной деятельностью
«Довольно кругленький, светлый блондин с лицом округленным и слегка вздёрнутым носом. Светло-каштановые волосы были коротко острижены, пол высоким лбом и редкими бровями скрывались небольшие, довольно глубоко лежащие серые глаза; щёки были бледные с веснушками; цвет лица болезненный, землистый, губы толстоватые; Он был далеко живее, подвижнее, горячее степенного своего брата Он любил поэзию страстно, но писал только прозою, потому что на обработку формы не хватало у него терпения; мысли в его голове родились подобно брызгам в водовороте» так вспоминал Доктор Ризенкампф, в одной квартире с которым жил в то время Достоевский
Слайд 11
После окончания училища в мае 1845 года Достоевским написано первое произведение, которое он назвал "Бедные люди" . Но первой пробой пера был перевод романа Бальзака "Евгения Гранде" , который был опубликован в 1844 году. Роман "Бедные люди" был напечатан в "Петербургском сборнике". И именно после этого он стал широко известен. Некрасов и многие другие считали Достоевского продолжателем традиций Гоголя. Но в отличие от Гоголя, Федор Михайлович описывает своих героев глубже с психологической стороны. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ «ПЕТЕРБУРГСКОГО СБОРНИКА», В КОТОРОМ БЫЛА ОПУБЛИКОВАНА ПОВЕСТЬ «БЕДНЫЕ ЛЮДИ» Фёдор Достоевский. 1847год
Слайд 12
В марте 1846 г. на Невском проспекте к писателю подошёл незнакомец в чёрном плаще и спросил : «Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?» - это было знакомство с бывшим служащим министерства иностранных дел М. В. Буташевичем-Петрашевским. И начиная с весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка Петрашевцев. На этих собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярым противником насильственного свержения существующей власти. М. В. Буташевич-Петрашевский. Кружок Петрашевского
Слайд 13
Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Достоевскому , по личному приказу тогдашнего царя Николая I, пришли жандармы , арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев. Петропавловская крепость Но лично император Николай I добавил: "Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни". Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили в Омский острог. На каторге у Достоевского усилились эпилептические припадки, к которым он был предрасположен. КАЗНЬ ПЕТРАШЕВЦЕВ .
Слайд 14
Достоевский был приговорен к каторге на 4 года, которую отбывал в Омском остроге в 1850-1854гг. Омск – гадкий городишко. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишко грязный, военный и развратный в высшей степени» Достоевский Ограда вокруг Омского острога В Омской военно-каторжной тюрьме, писатель задумал Записки из мертвого дома , которые будут опубликованы только в 1861-1862 годах.
Слайд 15
Он унижен, оскорблен, но не может подавить в душе страстной заинтересованности в участии таких же людей, не мог подавить голос сомнения, неверия, протеста, бунта. Он пишет Униженные и оскорбленные – первое крупное произведение после возвращения из Сибири.
Слайд 16
В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон. Писатель начинает бывать в высших кругах, где знакомится с Ч. Ч. Валихановым, видным казахским деятелем, благодаря которому, рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получает офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.
Слайд 17
Среди смрада и грязи каторжного быта, ссор, перебранок, смертей, драк, окружающих его, Достоевский смог увидеть то, что до него никто не увидел, - он «в каторге между разбойниками в 4 года отличил наконец людей». «Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото. И не один, нге два, а несколько. Иных нельзя не уважать, другие решительно прекрасны», - пишет он брату. Все годы каторги Достоевский вел записки, послужившие основой для Записок из Мертвого дома : Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою судил себя один неумолимо и строго Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни ни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде.. И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости, сколько великих сил погибло здесь даром! . Каторга становится для Достоевского важнейшим и решающим периодом в жизни, ценность которого для его духовной и творческой жизни писатель будет осмысливать всю жизнь. Отныне его герои будут носителями его собственного жизненного и духовного опыта.
Слайд 18
В Семипалатинске солдат познакомился с чиновником Александром Исаевым и его женой Марией Дмитриевной. Хрупкая болезненная женщина разбудила в измученном сердце такую нежность, что ее хватило на много лет вперед. Впервые образованная женщина из общества дарила Достоевскому свою благосклонность. Ему казалось: только она с ее чуткой душой увидела, что за нескладной фигурой скрыта ранимая и поэтическая натура. А она целыми часами изливала ему свои обиды и жалобы. Сама же очень скоро привязалась к нему, но о любви говорить не приходилось. Только через год между ними случилась близость. Влюбленный был на седьмом небе. Но - ирония судьбы! - через неделю мужа возлюбленной перевели служить очень далеко .
Слайд 19
Дом Лепухиных, где Достоевский жил с женой после женитьбы. Три ужасных года пережил Достоевский, пока не соединился вновь с любимой женщиной. Муж Марии Дмитриевны спился и умер, оставив ее в нищете. Достоевский (срок солдатской службы как раз окончился) умолил ее согласиться на брак. Никакой радости этот союз не принес.. Оба раздражали и изматывали друг друга. У него стали случаться припадки эпилепсии. Она превратилась в законченную истеричку, которую к тому же сжигал смертельный туберкулез... Оба оказались у могилы своего брака. Тем более что Федор Михайлович - к тому времени известный писатель - однажды получил письмо от 22-летней девушки Аполлинарии Сусловой. Девушка объяснялась в любви, а он уже и забыл, что это такое... У него началась тайная бурная связь с этой молодой особой.
Слайд 20
С 1861 ВМЕСТЕ С БРАТОМ МИХАИЛОМ ДОСТОЕВСКИЙ НАЧИНАЕТ ИЗДАВАТЬ ЖУРНАЛЫ "ВРЕМЯ" И "ЭПОХА" (1864 - 1865). ЛЕТОМ 1862 ПОСЕЩАЕТ ПАРИЖ, ЛОНДОН, ЖЕНЕВУ. ВСКОРЕ ЖУРНАЛ "ВРЕМЯ" БЫЛ ЗАКРЫТ ЗА НЕВИННУЮ СТАТЬЮ Н. СТРАХОВА, НО В НАЧАЛЕ 64 СТАЛА ВЫХОДИТЬ "ЭПОХА". Мы решились основать журнал, вполне независимый от литературных авторитетов - несмотря на наше уважение к ним наш журнал не будет иметь никаких нелитературных антипатий и пристрастий Мы не уклонимся и от полемики Ф. М. Достоевский («Объявление о подписке на журнал «Время» на 1861г.») Достоевским вместе с братом пропагандировал идеологию почвинечества, близкую славянофильству. В них были опубликованы очерки "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863) и повесть "Записки из подполья" (1864).
Слайд 21
16 АПРЕЛЯ 1864 УМЕРЛА ЖЕНА, БОЛЕВШАЯ ЧАХОТКОЙ БОЛЕЕ 4 ЛЕТ, А 10 ИЮНЯ НЕОЖИДАННО СКОНЧАЛСЯ БРАТ ФЕДОРА ДОСТОЕВСКОГО - МИХАИЛ. УДАР ЗА УДАРОМ И МАССА ДОЛГОВ ОКОНЧАТЕЛЬНО РАССТРОИЛИ ДЕЛО, И В НАЧАЛЕ 1865 "ЭПОХА" БЫЛА ЗАКРЫТА. У ДОСТОЕВСКОГО ОСТАЛИСЬ 15000 РУБЛЕЙ ДОЛГУ И НРАВСТВЕННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ СОДЕРЖАТЬ СЕМЬЮ ПОКОЙНОГО БРАТА И СЫНА ЖЕНЫ ОТ ПЕРВОГО МУЖА. ЛЕТОМ 1866 ДОСТОЕВСКИЙ НАХОДИЛСЯ В МОСКВЕ И НА ДАЧЕ В СЕЛЬЦЕ ЛЮБЛИНО, ГДЕ НОЧАМИ ПИСАЛ РОМАН "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ" . ПО СЛОВАМ САМОГО АВТОРА, РОМАН "УДАЛСЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНО" И ПОДНЯЛ ЕГО "РЕПУТАЦИЮ КАК ПИСАТЕЛЯ".
Все сердце мое с кровью положится в этот роман, я задумал его в каторге, в тяжелую минуту грусти, лежа на нарах на нарах Ф. М. Достоевский
Слайд 22
Достоевский задумал новый роман "Игрок". Потребовалась отличная стенографистка, и знакомые порекомендовали двадцатилетнюю Аню Сниткину. Она не сразу осознала, что влюбилась в известного писателя. Ее ужасал его быт - ест деревянной ложкой, не умеет экономить, некому вычистить ему сюртук... И Достоевский привык к душевному спокойствию Анечки, ее рассудительности. Впервые в жизни рядом оказалась не хищница, не мучительница, а любящая душа, помощница. На просьбу стать женой Аня Сниткина ответила: "Буду любить вас всю жизнь", и сдержала слово. Что ж, можно представить себе высоты, на которых парил человек на шестом десятке лет с молодой любимой еще четырнадцать лет, которые ему суждено было прожить... Некоторые ее черты узнаются в Дунечке Раскольниковой ("Преступление и наказание"). 1867 год – женитьба на стенографистке
Анне Григорьевне Сниткиной. А. Г. Достоевская. Фото 1863
Слайд 23
«Стенографистка моя, Анна Григорьевна Сниткина, была молодая и довольно пригожая девушка, 20 лет, хорошего семейства, превосходно кончившая гимназический курс, с чрезвычайно добрым и ясным характером При конце романа «Игрок» я заметил, что она меня искренне любит, хотя никогда не говорила мне об этом ни слова, а мне она все больше и больше нравилась Я предложил ей выйти за меня. Она согласилась, и вот мы обвенчаны Я все более и более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у нее есть, и любить она умеет» Ф. М. Достоевский - А. П. Сусловой. 23 апреля 1867г. А. Г. Достоевская. Дрезден. Фото 1867–1871.
Слайд 24
Анна Григорьевна Сниткина родила великому писателю детей и на много лет пережила Достоевского - когда он умер, ей было всего 35. В 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой (май того же года) Достоевский тяжело переживал. В сентябре 1869 родилась дочь Любовь; позже сын Фёдор; в 1875 — сын Алексей, умерший в трехлетнем возрасте от припадка эпилепсии. СЫН ФЕДОР И ДОЧЬ ЛЮБОВЬ А. Г. Достоевская и дети писателя: Федя и Люба
Слайд 25
Дрезден Поездка за границу – 1867 г-1871г Оторванность от России всё больше томит писателя. «За границей я действительно отстану – не от века , не от знания, что у нас делается - но от живой струи жизни отстану; не от идеи, а от плоти её – а это ух как влияет на работу художественную», - так писал Достоевский А Майкову
Слайд 26
В старой Руссе, в старом русском доме жил Достоевский в летнее время 1872 года. Летом 1875 года он работал здесь над романом «Подросток». В кабинете на втором этаже создавались лучшие главы «Братьев Карамазовых», «Речь о Пушкине». Дом описан в романе «Братья Карамазовы» как дом Федора Павловича Карамазова .
Слайд 27
Федор Михайлович хорошо знал Петербург. Он многие годы прожил в нем, сменив 20 квартир в период с 1842 по 1881 годы. Дом на Владимирской улице
Слайд 28
Основные произведения 1845г – повесть «Бедные люди» 1861г – «Записки из мёртвого дома» 1861 г – роман «Униженные и оскорблённые» 1866г – роман «Преступление и наказание» 1868г – роман «Идиот» 1872г –роман «Бесы» 1875г- Роман «Подросток» 1876г – «Дневник писателя» 1878г-1880г – роман «Братья Карамазовы»
Слайд 29
В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ВОЗРАСТАЕТ ПОПУЛЯРНОСТЬ ДОСТОЕВСКОГО . В 1877 ОН БЫЛ ИЗБРАН ЧЛЕНОМ-КОРРЕСПОНДЕНТОМ ПЕТЕРБУРГСКОЙ АН. В МАЕ 1879 ПИСАТЕЛЯ ПРИГЛАСИЛИ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНГРЕСС В ЛОНДОН, НА СЕССИИ КОТОРОГО ОН БЫЛ ИЗБРАН ЧЛЕНОМ ПОЧЕТНОГО КОМИТЕТА МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ АССОЦИАЦИИ. АКТИВНО УЧАСТВУЕТ ДОСТОЕВСКИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ФРЕБЕЛЕВСКОГО ОБЩЕСТВА. ЧАСТО ВЫСТУПАЕТ НА ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫХ ВЕЧЕРАХ И УТРЕННИКАХ С ЧТЕНИЕМ ОТРЫВКОВ ИЗ СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И СТИХОТВОРЕНИЙ ПУШКИНА.
Слайд 30
ПОСЛЕДНИМ КРУПНЫМ СОБЫТИЕМ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ДОСТОЕВСКОГО СТАЛО ЕГО ЗНАМЕНИТОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОТКРЫТИИ ПАМЯТНИКА А. С. ПУШКИНУ В МОСКВЕ. ЭТО ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРОИЗВЕЛО НАСТОЯЩИЙ ФУРОР; ЭТО БЫЛО БЕССПОРНО САМЫМ ЛУЧШИМ ВЫСТУПЛЕНИЕМ НА ТОМ ВЕЧЕРЕ.
Слайд 31
Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений. Но писатель, пытаясь поднять упавшую ручку, задел тяжелую этажерку, что вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Утром 28 января Достоевский сказал жене: "... Я знаю, я должен сегодня умереть!". В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей. На похоронах молодёжь пыталась пронести к могиле Достоевского кандалы, как пострадавшему за политические убеждения.
Слайд 32
Гроб провожали 25 тысяч человек. Погребён Достоевский на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге
Слайд 33
«Преступление и наказание» как идеологический роман
Слайд 35
История создания романа 60-ые годы – это эпоха спада революционно-демократического движения, волна реакции, надежды на крестьянскую революцию не оправдались. В эпоху идейного бездорожья и социальной расшатанности появились симптомы общественной болезни. Люди становились бесноватыми. Молодой человек, потеряв нравственные ориентиры, попадал во власть сомнительных теорий о сверхчеловеке. Достоевский создал идеологический роман, в основе которого конфликт одержимых идеями людей.
Слайд 36
Создание
Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года
Слайд 37
Сам Ф. М. Достоевский так определил создание своего романа: «Это психологический отчёт одного преступления Молодой человек, исключённый из студентов университета, живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». Содержание
Слайд 38
Сюжет и композиция Роман состоит из шести частей и эпилога.
Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления) последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию); эпилог – раскаяние.
Слайд 39
Сюжет и композиция Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социального жанра (даны картины униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований, роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.
Слайд 40
Главная идея Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору ». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность .
Слайд 41
Родион Раскольников Разночинец, бедный студент. Наделен привлекательной внешностью: « замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова .
Слайд 42
Теория Раскольникова
Слайд 43
«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.
Слайд 44
Теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий.
Слайд 45
Нет, мне жизнь однажды даётся, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я сам хочу жить, а то уж лучше не жить
Слайд 46
Что есть преступление?
Разумихин : « преступление есть протест против ненормальности социального устройства » (Среда заела)
Порфирий Петрович : « среда многое в преступлении значит »
Раскольников : « существуют на свете лица, которые могут полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления»
(часть III, глава 5)
Слайд 47
Вывод:
по мнению Раскольникова, «все люди разделяются на обыкновенных и необыкновенных ».
Что понимает Раскольников под этим разделением людей?
Слайд 48
Черты людей, принадлежащих к двум разрядам « Необыкновенные » « Обыкновенные » имеют право разрешить себе совершить преступление имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего двигают мир и ведут его к цели Современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного обязаны приумножать мир численно Не признают права «необыкновенных» на совершение преступления
Слайд 49
Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей»
Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничтожении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: « я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории.
Слайд 50
Созданная теория оказалась безнравственной
На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.
Слайд 51
Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя
Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф. Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.
Слайд 52
Вывод Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. И, только раскаявшись, герой вновь обретает себя.
Слайд 53
Приём антитезы У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы Использование различных художественных приёмов в романе
Слайд 54
В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов. Символика
Слайд 55
Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой. Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость. Значение некоторых имён и фамилий
Слайд 56
Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф. М. Достоевского. Лизавета Ивановна. Елизавета – «почитающая Бога» Значение некоторых имён и фамилий
Слайд 57
Символика цвета в романе Жёлтый цвет – основой цвет романа. Использование и значение Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями. Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои. Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева. От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.
Слайд 58
Символика цвета в романе Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет. У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева». Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев. Перстень с жёлтым камнем у Лужина. Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.
Слайд 59
Символика цвета в романе Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.
Слайд 60
Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпадали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий: Зелёный цвет в романе
Слайд 61
(Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона). Зелёный цвет в романе
Слайд 62
В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга. Зелёный цвет в романе
Слайд 63
Петербург Достоевского Это город социальных контрастов. Город наездников и наездниц, давящих нищих (судьба Мармеладова). С одной стороны, пышный, величественный, с другой –холодный, равнодушный, несущий гибель людям.
Слайд 64
Самоотречение Незаметное подвижничество Жертвенность Благородство Гордая решимость Нравственная стойкость Отзывчивость Бескорыстие Сострадание к чужому горю
Слайд 65
«Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. Достоевский как писатель 20 века Фабульный финал романа – признание Раскольникова в конторе. Зачем автору нужен эпилог? Можно ли сказать ,что безбожный мир основной части романа сменяется Божьим миром в финале эпилога? Каково отношение героя к своей теории в эпилоге? Какова роль сна о трихинах в эпилоге? Изжил ли Раскольников влияние своей теории? Что, с авторской т.з. ,является преступлением и наказанием для героя? Какие пророчества Достоевского сбылись в 20 веке?
Слайд 69
Тест В каком романе Достоевского героя звали так же, как Толстого? Какое произведение стало литературным дебютом? Чем отличается трактовка темы «маленького человека» у Достоевского от Пушкина и Гоголя? Какова эволюция взглядов писателя? Где бывал писатель на территории Калужского края? Жанр романа «Преступление и наказание». На какие 2 группы Раскольников делит всех людей в своей статье? За кого собирается Дуня выйти замуж и почему? Почему именно Соне герой признается в преступлении? Что сказала Соня, услышав такое признание? Кто двойники Раскольникова?
Слайд 70
В романе «Идиот». «Бедные люди». Показал пробуждение личности в «маленьком человеке». От революционных взглядов пришел к Богу. Оптина пустынь. Идеологический роман, герои –носители идей. На обыкновенных и необыкновенных, которые двигают человечество вперед и которые имеют право переступить закон ради высокой цели. За Лужина, чтобы помочь брату, жертвуя собой. Он тоже ее считает преступницей. «Что вы над собою сделали!» Лужин и Свидригайлов –хозяева жизни, которые переступили закон.
Слайд 71
Теория Родиона Раскольникова и её крушение (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Домашнее сочинение