Презентация - Вызовы современности

Нажмите для просмотра
Вызовы современности
Распечатать
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 75
  • Просмотров: 3444
  • Скачиваний: 1926
  • Размер: 2.42 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Вызовы современности, слайд 1
Образовательный процесс: Вызовы современности Подколзина Л. Г.

Слайд 2

Вызовы современности, слайд 2
Образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней – цензов. Закон РФ «Об образовании»

Слайд 3

Вызовы современности, слайд 3
Образовательный процесс совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Слайд 4

Вызовы современности, слайд 4
Образовательная деятельность Обучающийся Педагог Образовательная деятельность Педагогическая деятельность Педагогический процесс

Слайд 5

Вызовы современности, слайд 5
Формы организации образовательной деятельности С амообразование - самостоятельное развитие жизненного опыта (в том числе самовоспитание, самоучение, саморазвитие); в совместной деятельности с педагогом под его руководством. Педагогический процесс – процесс осуществления совместной деятельности обучающегося (обучающихся) и педагога (педагогов) .

Слайд 6

Вызовы современности, слайд 6
Образовательная деятельность Обучающийся Педагог Образовательная деятельность Педагогическая деятельность Учебная Воспитательная Развивающая Воспитывающая Обучающая Развивающая

Слайд 7

Вызовы современности, слайд 7
Понятие педагогического процесса ввел в научный оборот Петр Федорович Каптерев (1849-1922) « педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности». «Педагогический процесс» 1904 г.

Слайд 8

Вызовы современности, слайд 8
Педагогический процесс Педагогический процесс –процесс обучения, воспитания и развития в рамках реализации образовательных программ или программ отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

Слайд 9

Вызовы современности, слайд 9
Движущие силы педагогического процесса Внутренней движущей силой педагогического процесса является обострившееся противоречие между выдвигаемыми социальными требованиями к образованности членов общества, выпускников определенного типа образовательных организаций, и реальными достигаемыми обучающимися в образовательном процессе результатами, их возможностями удовлетворять этим требованиям .

Слайд 10

Вызовы современности, слайд 10
Педагогический процесс Процесс обучения Процесс преподавания Процесс учения Процесс воспитания Процесс воспита тельных воздей ствий Процесс принятия личностью воспитательных воздействий Процесс самовоспитания

Слайд 11

Вызовы современности, слайд 11
Система дидактических принципов сознательности и активности; наглядности; систематичности и последовательности; прочности; научности; доступности; связи теории с практикой.

Слайд 12

Вызовы современности, слайд 12
Виды обучения догматическое объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным, сообщающим или конвекционным; проблемное обучение; программированное и компьютерное обучение.

Слайд 13

Вызовы современности, слайд 13
Метод обучения - способ или система действий; - взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся; - движение к реализации задач образования методы преподавания методы учения

Слайд 14

Вызовы современности, слайд 14
Классификация методов обучения И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности - исследовательский - частично поисковый (эвристический) проблемное изложение репродуктивный объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный) В основе данной классификации - характер познавательной активности учащихся.

Слайд 15

Вызовы современности, слайд 15
Классификация методов обучения Ю. К. Бабанского Три группы методов: методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Слайд 16

Вызовы современности, слайд 16
1 группа Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности По источникам Словесные Наглядные Практические По логике Индуктивные Дедуктивные По мышлению Репродуктивные Проблемно-поисковые По управлению Методы самостоятельной работы Работа под руководством преподавателя

Слайд 17

Вызовы современности, слайд 17
2 группа Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении

Слайд 18

Вызовы современности, слайд 18
3 группа Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности Методы устного контроля и самоконтроля Методы письменного контроля и самоконтроля Методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля

Слайд 19

Вызовы современности, слайд 19
Проблемность Признаки активных методов Мотивация Исследова ние явлений Взаимо- обучение Деловое общение Самостоя- тельность Индивидуа- лизация Проблемность Мотивация Взаимо- обучение Индивидуа- лизация

Слайд 20

Вызовы современности, слайд 20
Функции методов обучения Обучающая Развивающая Воспитывающая Контрольно-коррекционная Побуждающая (мотивационная)

Слайд 21

Вызовы современности, слайд 21
Средства обучения - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся, а также разнообразная деятельность: труд, игра, учение, общение, познавание Содействовать закреплению необходимых познавательных и практических умений Предназначение дидактических средств Способствовать прочному усвоению учащимися программного материала Сделать наглядным восприятие изучаемого Содействовать осознанию содержания учебных тем

Слайд 22

Вызовы современности, слайд 22
Классификация средств обучения В. Оконя Простые средства: Сложные средства: Словесные: учебники и др. тексты Простые визуальные средства: реальные предметы, модели, картины и пр. Механические визуальные приборы: диаскоп, микроскоп, кодоскоп Аудиальные средства: проигрыватель, магнитофон, радио, плееры Средства, автоматизирующие процесс обучения: лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети Аудиовизуальные: звуковой фильм, ТВ, видео.

Слайд 23

Вызовы современности, слайд 23
«ТЕХНОС» (с греческого) - искусство, мастерство, умение «ЛОГОС» (с греческого) - мысль, причина определяется как совокупность приемов и способов обработки и переработки различных сред. ТЕХНОЛОГИЯ

Слайд 24

Вызовы современности, слайд 24
Отличительные черты педагогической технологии универсальность , то есть независимость от контента (информационного наполнения или содержания учебного "предмета"); воспроизводимость , то есть независимость от квалификации и личности учителя; от личностей детей; от богатства или бедности школы; тиражируемость , то есть воспроизводимость результатов; управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур; системность в выборе компонентов.

Слайд 25

Вызовы современности, слайд 25
Обобщенно, этапы педагогической технологии могут быть представлены в следующем виде: диагностический прогностический этап реализации намеченных планов этап анализа и коррекции

Слайд 26

Вызовы современности, слайд 26
Причины возникновения теории проблемного обучения: 1. Потребности самого учебного процесса (обучение - бинарный, двусторонний процесс). 2. Социальная потребность в активной, самостоятельной, творческой и саморазвивающейся личности.

Слайд 27

Вызовы современности, слайд 27
МОТИВЫ Непосредственное побуждение (учитель интересно рассказывает, показывает и т.д. Репродуктивный характер обучения) Традиционное обучение Интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от преодоления сложностей и найденных догадок) Проблемное обучение

Слайд 28

Вызовы современности, слайд 28
Классификация методов обучения Методы Проблемно-диалогические Традицион- ные Поста- новки проб- лемы Побужда- ющий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотиви-рующим приемом Сообщение темы поиска реше- ния Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий от проблемы диалог Подводя-щий без проблемы диалог Сообщение знаний

Слайд 29

Вызовы современности, слайд 29
Проблемное обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Слайд 30

Вызовы современности, слайд 30
Структура педагогического процесса Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели - всестороннего и гармонического развития личности - до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов. Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, Деятельностный компонент - взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат. Этот компонент в литературе называется еще организационным или организационно-управленческим . Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Слайд 31

Вызовы современности, слайд 31
Функции педагогического процесса Образовательные функции , которые реализуются через передачу знаний, умений и навыков, системы культурных ценностей Воспитывающие функции , заключающиеся в формировании системы ценностных ориентаций и отношений в процессе воспитания и обучения (ценностные ориентации – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении) Развивающие функции , представляющие собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности, логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интересов, способностей и др.

Слайд 32

Вызовы современности, слайд 32
Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА - это осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности; она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению; её возникновение обусловлено необходимостью перевода обучаемого из одного состояния в другое.

Слайд 33

Вызовы современности, слайд 33
Педагогическая задача как основная единица педагогического процесса ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ 1 этап - постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2 этап - конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3 этап - осуществление плана решения педагогической задачи на практике; 4 этап - анализ результатов решения педагогической задачи. Виды способов решений задачи: алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Большинству педагогических задач характерен квазиалгоритмический способ решения.

Слайд 34

Вызовы современности, слайд 34
Основные виды педагогических задач задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мышления, стиля поведения или общения и др.); задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности учеников; задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика; задачи по организации деятельности учащихся; задачи по формированию общественного мнения коллектива; задачи по переориентации ученика; задачи по изменению отношения к учению; задачи по закреплению привычки, интереса; задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика; задачи по росту самостоятельности; задачи на развитие и проявления творчества; задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности; задачи по педагогическому стимулированию; задачи по самовоспитанию.

Слайд 35

Вызовы современности, слайд 35
эффективность педагогического процесса зависит от степени соотношения его содержания, организации и методики основным требованиям объективных законов воспитания, обучения и развития, потребностям образования; от своевременности обнаружения и разрешения противоречий педагогического процесса и условий его совершенствования; от степени вовлечения в педагогический процесс родителей и общественности; от учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся в педагогическом процессе; от степени мастерства педагога и его искусства взаимодействия с учащимися, полноты педагогического контроля над воспитательными и учебными ситуациями.

Слайд 36

Вызовы современности, слайд 36
Основные этапы педагогического процесса Подготовительный Основной Заключительный Подготовка педагогического процесса Осуществление Педагогического процесса Анализ результатов - целеполагание - диагностика - прогнозирование - проектирование - планирование - педагогическое взаимодействие - организация обратной связи - регулирование и корректирование деятельности - оперативный контроль - выявление возникающих отклонений - вычленение ошибок - анализ причин отклонений - проектирование мер по устранению ошибок

Слайд 37

Вызовы современности, слайд 37

Слайд 38

Вызовы современности, слайд 38

Слайд 39

Вызовы современности, слайд 39

Слайд 40

Вызовы современности, слайд 40

Слайд 41

Вызовы современности, слайд 41

Слайд 42

Вызовы современности, слайд 42

Слайд 43

Вызовы современности, слайд 43

Слайд 44

Вызовы современности, слайд 44

Слайд 45

Вызовы современности, слайд 45

Слайд 46

Вызовы современности, слайд 46

Слайд 47

Вызовы современности, слайд 47

Слайд 48

Вызовы современности, слайд 48
Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности. Цель-идеал педагогической деятельности – это обычно идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности , ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация ; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе. Четыре важных буквы: Ц Е Л Ь

Слайд 49

Вызовы современности, слайд 49
Субъекты и объекты педагогической деятельности Субъекты - ? осуществляет деятельность Общество Группа Педагог Объекты – ? Направлена деятельность Группа Личность КТО НА КОГО

Слайд 50

Вызовы современности, слайд 50
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : - трудовая общественно-политическая художественно- творческая научная и др . Трудовая Учебная Игровая Мнемическая Мыслительная Творческая и др. Социология: Психология: Педагогика

Слайд 51

Вызовы современности, слайд 51
Виды деятельности: Игра – в ней начинается формирование человека как субъекта деятельности. Учение - является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает ее умственно, физически, эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд - основной вид деятельности человека. - процесс создания человеком материальных и духовных ценностей общества, конечный результат - создание общественно значимого продукта.

Слайд 52

Вызовы современности, слайд 52
Функции педагогической деятельности Управление Воспитание Обучение Развитие Психологическая подготовка (В. Г. Крысько)

Слайд 53

Вызовы современности, слайд 53
Модель структуры педагогической деятельности ( по Н. В. Кузьминой) 1. Гностический компонент. 2. Проектировочный компонент 3. Конструктивный компонент 4. Коммуникативный компонент 5. Организаторский компонент Что может свидетельствовать о наличии данного компонента в педагогической деятельности? Докажите взаимосвязь между этими компонентами?,

Слайд 54

Вызовы современности, слайд 54

Слайд 55

Вызовы современности, слайд 55
Компоненты функциональной деятельности (по В. И. Гинецинскому) . 1. Презентативная функция состоит в изложении учащимся содержания материала. 2. Инсентивная функция заключается в том, чтобы вызвать у учащихся интерес к усвоению информации. 3. Корректирующая функция связана с исправлением и сопоставлением результатов деятельности самих учащихся. 4 . Диагностирующая функция обеспечивает обратную связь. Какая из данных функций предполагает применение проблемного метода? .

Слайд 56

Вызовы современности, слайд 56
Структура деятельности учителя (по А. К. Марковой) Профессиональные, психологические и педагогические знания ; Профессиональные педагогические умения ; Профессиональные психологические позиции и установки; Личностные особенности , обеспечивающие овладение профессиональными знаниями и умениями.

Слайд 57

Вызовы современности, слайд 57
Каким будет конечный результат педагогической деятельности? Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

Слайд 58

Вызовы современности, слайд 58
Сущностной характеристикой педагогического процесса является взаимодействие Педагогическое взаимодействие – это преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Слайд 59

Вызовы современности, слайд 59
Двусторонний характер педагогического процесса Педагогическое воздействие Ответная реакция воспитанника Педагогическое взаимодействие Типы взаимодействия: педагог - ученик» Ученик-ученик «педагог – коллектив»

Слайд 60

Вызовы современности, слайд 60
В педагогическом процессе объективное социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека .

Слайд 61

Вызовы современности, слайд 61
Педагогический процесс осуществляется в педагогических системах. Педагогическая система создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

Слайд 62

Вызовы современности, слайд 62
К статическим педагогическим системам относятся: дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования

Слайд 63

Вызовы современности, слайд 63
Системность Целостность Двусторонность Целенаправленность Взаимодействие с другими социальными процессами Основные характеристики педагогического процесса

Слайд 64

Вызовы современности, слайд 64
Педагогический процесс как целостная система Педагогический процесс является системой, в котором можно выделить структуру Структура (от лат. structura - строение) – это расположение элементов в системе.

Слайд 65

Вызовы современности, слайд 65
Структура педагогического процесса Цели Принципы Средства Содержание Методы Формы

Слайд 66

Вызовы современности, слайд 66
Цель – начальный компонент педагогического процесса, необходима чтобы учитель и ученик выработали или просто представили себе конечный результат педагогического процесса. Принципы предназначены для определения основных направлений по достижению цели. Средства – материализованные предметы, способы «работы» с содержанием, используются в единстве с методами. Содержание – часть опыта поколений, которая передается обучающимся для достижения поставленных целей согласно выбранным направлениям. Методы – действия педагога и обучающегося посредством которых передается и принимается содержание, которое перерабатывается, а затем воспроизводятся Формы организации педагогического процесса придают ему логическую завершенность и законченность

Слайд 67

Вызовы современности, слайд 67
Структура педагогического процесс универсальна

Слайд 68

Вызовы современности, слайд 68
Педагогическая цель – это предвидение педагогом результатов в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем отбираются все остальные компоненты педагогического процесса.

Слайд 69

Вызовы современности, слайд 69
Цель -системообразующий компонент педагогического процесса Цели определяют более частные задачи обучения и воспитания. Генеральная цель – всестороннее и гармоническое развитие личности.

Слайд 70

Вызовы современности, слайд 70
Принципы педагогического процесса это основные, исходные положения, руководящие идеи, основные правила поведения, действия. Педагогика рассматривает принципы как рекомендации, направляющие педагогическую деятельность. Впервые основные принципы сформулировал Я. А. Коменский в «Великой дидактике»

Слайд 71

Вызовы современности, слайд 71
Содержание педагогического процесса Система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть обучающимся. чащимся

Слайд 72

Вызовы современности, слайд 72
Основной объем содержания педагогического процесса: - основы наук; - социальные отношения; - культура; - технология производства; - труд; - физическая культура.

Слайд 73

Вызовы современности, слайд 73
Результат освоения содержания образования: Знание –сохранение в памяти основных фактов науки; Умения – владение способами применения усваиваемых знаний на практике; Навыки автоматизированные умения; Отношения оценочные суждения и эмоциональные отношения к различным сторонам жизни. Творческая деятельность рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

Слайд 74

Вызовы современности, слайд 74
Методы педагогического процесса способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Слайд 75

Вызовы современности, слайд 75
Принципы педагогического процесса это основные, исходные положения, руководящие идеи, основные правила поведения, действия.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)