Презентация - Высшее образование: историческая и региональная миссия

Нажмите для просмотра
Высшее образование: историческая и региональная миссия
Распечатать
  • Последний IP: 95.163.255.85
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 32
  • Просмотров: 3065
  • Скачиваний: 1992
  • Размер: 9.69 MB
В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ИСТОРИЧЕСКАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ

Слайд 2

ТЕЗИСЫ: I СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ ВО – ВОСПРОИЗВОДСТВО ЯДРА (СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МАТРИЦЫ) ПОСТТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА II БЕЗ ПРОРЫВА В ВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ВСЕ УСИЛИЯ ПО ЕЕ ПОДЪЕМУ -

Слайд 3

План I Традиционное общество. Образование в традиционном обществе. II Посттрадиционное общество и высшее образование III Высшее образование в Курганской области: состояние ( ) и перспективы ( ?)

Слайд 4

I Традиционное общество. Образование в традиционном обществе. Исходные понятия: образование; культура. Докультурная система трансляции законов поведения. Биологический вид как комплексный закон поведения. Традиционное общество как аналог биологического вида. Матрица воспроизводства традиционного общества. Знание, власть и образование в традиционном обществе 4.1. Манипулирование информацией как исторически первый тип социальной власти 4.2. Возникновение образования 4.3. Матрица образования традиционного общества

Слайд 5

Трансляция культуры Образование 1.

Слайд 6

Кинджи Иманиши: Культура – негенетически транслируемая система поведения Образование - институционально организованная система трансляции культуры от поколения к поколению

Слайд 7

В мире животных базовая единица бытия – биологический вид. Его нельзя увидеть или потрогать, это не материальное тело, это УНИКАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ПРОГРАММА) ПОВЕДЕНИЯ. А отдельное животное – это всего лишь « ФЛЕШКА» , на которой записан этот закон: 2.

Слайд 8

. Записывается эта программа на генетическом языке, а для надежности дублируется на многих «флешках».

Слайд 9

Но ни одна «флешка» не вечна. И природа создала удивительный механизм сохранения видовой программы поведения: пока еще старые «флешки» не начинают «сыпаться», они производят новые «флешки», на которые переписывается эта программа

Слайд 10

Биологический вид у животных – это закрытая система, жестко отграниченная от других биологических видов. Это комплексно организованная система поведения, в которой все друг к другу подогнано, ничего лишнего нет и не может быть добавлено в видовую генетически записанную программу. Начиная с некоторого уровня развития, у животных в дополнение к генетически записанным программам поведения появляется также культура. Из современных животных она наиболее развита у шимпанзе и иногда включает сравнительно сложные орудийные технологии. Например, в одной из популяций при добывании меда используется последовательно 5 (!) заранее изготовленных орудий. Вообще, считается, что современные шимпанзе не могут выжить без орудийной деятельности. Тем не менее, основой построения поведения у них остается генетическая программа, культурно-специфические сообщества остаются принципиально открытыми, что подтверждается свободным уходом взрослеющих самок шимпанзе в другие сообщества.

Слайд 11

Культурная эволюция со временем превращает культуру в основной способ адаптации каждого сообщества к окружающему миру. Сообщества обособляются, между ними возникают непроходимые барьеры. Каждое сообщество обретает уникальный культурно-поведенческий комплекс (закон поведения). Глубина различий между системами поведения сообществ становится сопоставимой с межвидовыми. Носителем жестко определенного комплексного поведенческого закона (базовой единицей бытия) становится вместо биологического вида постприродное сообщество, впоследствии общество. Формируется система препятствий (функционально аналогичная имеющейся у биологического вида), блокирующая отступления от сложившейся системы культуры. Тем самым формируется традиционное общество. 3.

Слайд 12

Механизм блокировки культурных изменений включает в себя 1. Непоколебимую веру в наличие сверхъестественных существ, полностью контролирующих поведение людей и неумолимо карающих за отступление от предписанных ими правил.

Слайд 13

2. Идеализация прошлого, его ценностей и норм; резко негативная маркировка новаций.

Слайд 14

Слайд 15

3. Абсолютное доминирование общества по отношению к индивиду, абсолютную зависимость индивида от общества.

Слайд 16

4. Репрессирование обществом в т.ч. через централизованную власть, с возникновением последней любых отклонений от сложившихся когнитивных или культурно-поведенческих стандартов.

Слайд 17

5. На ранних этапах – дегуманизация чужих.

Слайд 18

4. 1. Знание и власть Исторически первая форма социального расслоения и социальной власти возникает у охотников-собирателей на основе манипулирования информацией: монополизации высшими классами социально значимой информации и санкционированной дезинформации нижестоящих. Изначально манипулирования информацией было достаточно для обеспечения повиновения нижестоящих. Впоследствии манипулирование информацией входит в снятом виде в более сложные системы социальной власти.

Слайд 19

Образование возникает вместе с возникновением письменности, поскольку письменность есть универсальный ключ к культуре во всех ее составляющих письменность есть сложная деятельность, которую практически невозможно освоить самостоятельно, при этом освоение требует длительных систематических занятий обучение письменности требует специальной подготовки обучающего таким образом, становление письменности становится возможным только через формирование сложной, включающей множество субъектов специализированной нормативно регулируемой деятельности, то есть особого социального института; этот социальный институт и есть образование. 4.2. Возникновение образования

Слайд 20

доступность только привилегированным слоям населения непоколебимость веры жесткая организация времени и пространства репрессивный характер, наказания подавление учителем учеников подавление личности коллективом (группой) Формирование единомыслия и «единочувствия» Репродуктивность: воспроизводство знаний, навыков и т.п. 4.3. Матрица образования традиционного общества:

Слайд 21

«Мой наставник прочел мою табличку и сказал: «Чего-то здесь не хватает» – и высек меня». «Ответственный за аккуратность сказал: «Ты слонялся по улице и не поправил одежду – и высек меня». «Ответственный за тишину сказал: «Почему ты разговариваешь без спроса?» – и высек меня. Ответственный за собрание сказал: «Почему ты стоишь «вольно» без спроса?» – и высек меня. Ответственный за хорошее поведение сказал: «Почему ты встал без спроса?» – и высек меня. Ответственный за вход сказал: «Почему ты выходишь без спроса?» – и высек меня. Ответственный за кнут сказал: «Почему ты взял без спроса?» – и высек меня. Ответственный за шумерский язык сказал: «Почему ты не говорил по-шумерски?» – и высек меня. Мой учитель (уммия) сказал: «Твой почерк неудовлетворителен» – и высек меня.

Слайд 22

II Посттрадиционное общество и высшее образование 0. Понятие высшего образования Античность. Феномен науки. Наука как знание и как социальный институт. Логика и механизмы преодоления традиционного средневекового общества Социокультурная функция науки Наука и высшее образование Социокультурная функция высшего образования

Слайд 23

Понятие высшего образования Высшее образование – образование, которое выводит в зону развития культуры. В традиционном обществе такая зона в принципе отсутствует. Возникновение высшего образования связано с преодолением традиционного общества.

Слайд 24

Прообразы высшего образования Античность – первая попытка прорыва традиционного общества «Школа» Сократа, Платоновская академия, Аристотелевский ликей – прообразы высшего образования Преодоление образовательной матрицы традиционного общества: Отсутствие жестко организации пространства-времени Отказ от репрессирования Уважение личности ученика Обоснование вместо веры и авторитета Развитие мышления, а не усвоение тех или иных стандартов Диалог Проблемность, спор Учит не ретранслятор, передающий созданное другими, а автор СВОБОДА, АНТИКАЗАРМА: вино, трапеза, прогулки и т.п.

Слайд 25

Афинская школа .

Слайд 26

Наука Рациональная обоснованность – ключевой признак научного знания Системообразующие нормы этоса науки: коммунизм, бескорыстие, Универсализм. Утверждения науки, ценность научного вклада не зависят от того, кем они высказаны: национальности, общественного положения, личных качеств и т.п.; все имеют равные права на карьеру в науке, носящей интернациональный и демократический характер Организованный скептицизм: для науки нет ничего «святого», огражденного от критического анализа; институционализированное требование публичной критики любой замеченной ошибки: предписание ученому подвергать сомнению как свои, так и чужие открытия и выступать с публичной критикой любой работы, если он обнаружил ее ошибочность; 3. Специфика научного знания есть следствие функционирования науки как социального института 4. Этос науки прямо противоположен этосу традиционного общества. В классическом традиционном обществе наука невозможна.

Слайд 27

Логика преодоления средневекового традиционного общества и формирование науки 1. Иррациональность раннего христианства и ее причины. 2. Рационализация христианства, «посягательства» на Бога, утрата традиционной легитимности власти. 3. Развитие экономики, усиление экономической власти в сравнении с государственной и идеологической. 4. Экономико-правовые («буржуазные») революции 5. Формирование нового типа легитимности на базе общественного договора 6. Формирование науки как системообразующего ядра (матрицы) общества, базирующегося на рациональном дискурсе и общественном договоре.

Слайд 28

Высшая школа как механизм воспроизводства ядра (социокультурной матрицы) посттрадиционного общества Наука - конституирующая составляющая высшей школы, через которую осуществляется вовлечение в зону развития культуры Вовлечение в науку – освоение социокультурной матрицы посттрадиционного общества: Освоение рационального дискурса (умение аргументировать, воспринимать аргументацию, рационально оппонировать, находить рациональный консенсус). Наука не создает общественный договор, она несет в чистом виде и транслирует сам способ его достижения, утрата которого означала бы невозможность общественного договора. Эмансипация личностного начала 3. Формирование социальной элиты из лиц с высшим образованием

Слайд 29

Образование и зарплата

Слайд 30

Число студентов В Курганской области на 1000 человек высшее образование имеют 153. Ниже только Чечня, у которой на то специфические и всем понятные причины. Так что фактически мы последние. Даже в Еврейской АО и Тыве, соответственно, 158 и 159. От среднероссийского мы отстаем на треть. Но еще ниже показатель по студентам-очникам: в РФ на 10000 населения приходится 163, в Курганской области 83 (51%), то есть мы уверенно наращиваем отставание. Среднее для группы субъектов РФ с населением 700-1000 тыс.ч. количество студентов-очников высших учебных заведений – 11541 человек. В Курганской области 6464. Это всего 56% (!) от таких же, как мы субъектов. Для этой же группы субъектов средняя численность студентов инженерных направлений и специальностей 2900 человек, а у нас 1318 (отставание в 2,2 раза). По социо-гуманитарному блоку отставание в 1,8 раза. По математике и естественным наукам – в 1,9 раза.

Слайд 31

Слайд 32

Научная продуктивность по отраслям знания