Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРИРОДООХРАННАЯ ПОЛИТИКА
Слайд 2
ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА Понятие «право» определяется как совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
Слайд 3
Экологическое право: источники, определение, объекты Система экологического законодательства на современном этапе развития российского общества основывается на следующих нормативных актах: Декларация Первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики — принята 12 июня 1990 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина — принята 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР; Конституция (Основной закон) Российской Федерации — принята 12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования.
Слайд 4
принципы отношений в сфере взаимодействия общества и природы (Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»): соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития благоприятной окружающей среды; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
Слайд 5
принципы отношений в сфере взаимодействия общества и природы обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия;
Слайд 6
принципы отношений в сфере взаимодействия общества и природы соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитания и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по охране окружающей среды.
Слайд 7
Если основанием экологического законодательства служит Конституция РФ и равные ей по значимости документы, то федеральные законы образуют систему источников экологического права. Экологическое право как система законодательных и нормативно-правовых актов включает ряд федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также постановления и распоряжения Правительства в пределах полномочий, представленных Конституцией РФ. К источникам экологического права относятся также нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств федерального значения. Источниками экологического права также являются законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации, нормативноправовые акты органов местного самоуправления.
Слайд 8
Экологическое право и построенная на его основе система охраны окружающей природной среды защищает на территории РФ объекты земной природы от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения. С определенной степенью условности такие объекты подразделяются: на интегрированные, включающие экологические системы и озоновый слой атмосферы; дифференцированные — земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты; особо охраняемые, в которые входят государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений и место их обитания.
Слайд 9
Очень важным элементом в системе экологического права являются экологические правоотношения, возникающие в результате взаимодействия общества и природы, для борьбы с которыми в системе экологического права сформирован блок эколого-правовой ответственности. За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность .
Слайд 10
Система управления охраной окружающей среды
Слайд 11
Закон об охране окружающей среды подразделяет государственные органы экологического управления на органы общей и специальной компетенции. К первым относятся Президент РФ, федеральное правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение определенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистрированы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах.
Слайд 13
Органы специальной компетенции подразделяются: на комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды; отраслевые, действия которых по управлению ограничены отдельными природными объектами; функциональные, обеспечивающие управление при выполнении одной или нескольких родственных природоохранительных задач. Среди комплексных органов наибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов.
Слайд 14
Система управления качеством окружающей среды в хозяйственной деятельности
Слайд 15
В число основных принципов для управления внедрением или улучшения характеристик СУКОС входят: управление качеством окружающей среды — высший приоритет организации; планирование процедур экологического характера на протяжении всего жизненного цикла продукции или услуг; оценка процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности; предусмотрение соответствующих и достаточных ресурсов; определение приоритетов экологических характеристик и их соответствия политике, целям и задачам деятельности организации; оценка процессов управления путем аудита и идентификации возможности улучшения систем и соответствующих характеристик окружающей среды; поддержка деятельности по созданию и развитию СУКОС организаций подрядчиков и поставщиков.
Слайд 17
Построение СУКОС включает следующие этапы . 1. Разработка и декларирование экологической политики и обязательств. Организация определяет намерения и политику охраны окружающей среды, объявляя об этом персоналу и другим заинтересованным сторонам. Ответственность за формирование экологической политики лежит на высшем руководстве организации. 2. Разработка экологических целей и планирование деятельности . Организация должна сформулировать план для выполнения экологической политики. Элементы СУКОС, относящиеся к планированию, включают идентификацию экологических аспектов и оценку воздействий на окружающую среду, требования общественности в экологической политике, наличие внутренних критериев и требований, целей, задач и планов охраны окружающей среды, а также программы управления качеством окружающей среды.
Слайд 18
3. Организация и практическая реализация экологической политики. Для эффективного внедрения СУКОС организация должна создать возможности и механизм поддержки, необходимые для достижения поставленных целей и задач экологической политики, а также ориентировать и перенастраивать людей, систему, стратегию и структуру таким образом, чтобы в полной мере соответствовать новой ситуации и новым требованиям. 4. Внутренний мониторинг, корректировка деятельности и контроля за ней. Измерения, мониторинг, оценка — ключевые элементы деятельности в рамках СУКОС, которые позволяют удостовериться, что организация действует в соответствии с принятой программой по охране окружающей среды. 5. Независимая оценка результатов деятельности. Анализ и пересмотр системы экологического управления. Организация должна постоянно совершенствовать СУКОС в соответствии с поставленными целями.
Слайд 19
Перечень документов о состоянии СУКОС должен охватывать экологические аспекты всей деятельности организации, ее продукции и услуг, Он должен, в частности, содержать: рассмотрение целей, задач по охране окружающей среды и характеристик экологичности; анализ результатов аудита СУКОС; оценку эффективности системы управления качеством окружающей среды; оценку соответствия экологической политики изменяющейся ситуации в части отслеживания таких изменений и т.д.;
Слайд 20
К наиболее важным потенциальным преимуществам, получаемым в результате эффективной реализации СУКОС (в соответствии с серией стандартов ГОСТ-Р-ИСО 14000 ), относятся: возможность поддерживать хорошие отношения с общественностью, местным населением; вероятность снижения стоимости страховки; удовлетворение критериев торговой сертификации; улучшение контроля затрат при производстве продукции или услуг; снижение количества инцидентов загрязнения окружающей среды, влекущих за собой ответственность перед государством и обществом; энерго- и материалосбережение.
Слайд 21
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Слайд 22
Сформированы базовые принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды : каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях; каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан; экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов; хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
Слайд 23
любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которых непредсказуемы, недопустимы; контроль на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей природной среды и природных ресурсов должен быть установлен на основе международно признанных критериев и параметров; обеспечение свободного и беспрепятственного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей природной среды и передовых природосберегающих технологий; государства в чрезвычайных экологических ситуациях должны оказывать помощь друг другу; все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирным путем.
Слайд 24
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ