Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Павел Андреевич Федотов
1815–1852
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 2
П.А. Федотов продемонстрировал в своих полотнах глубину постижения социальных конфликтов повседневной жизни. Высвечивая различные грани личности, фиксируя типажи и «положения», этот мастер критического реализма создал энциклопедию нравов современного ему общества.
Автопортрет
Конец 1840-х
Молодой человек
с бутербродом. Этюд к картине «Завтрак аристократа». 1849
Слайд 3
Федотов родился в Москве в бедной семье.
Обучался в Московском кадетском корпусе, где стал известен как портретист
и карикатурист.
Посещал вечерние рисовальные классы Императорской Академии художеств.
Получил известность как полковой художник-рисовальщик (портреты, шаржи, романтические сюжеты).
Окончив с отличием кадетский корпус, поступил в Финляндский полк в Петербурге.
Полностью посвятить себя искусству художник смог лишь
в 1844-м, когда оставил службу.
Прогулка (Автопортрет с отцом
и сестрой). 1837
Портрет отца художника (А.И. Федотова). 1837
П.А. Федотов в бытность офицером л.-г. Финляндского полка и его товарищи по службе. 1840–1842
Слайд 4
Брань под Красным (селом). Сцена из лагерной жизни. 1840
Портрет поручика П.Е. Львова. 1846
Группа солдат. Этюд. 1849–1850
Бивуак л.- гв. гренадерского полка (Установка офицерской палатки). 1843
Брань под Смоленском.
Сцена из лагерной жизни. 1840
Слайд 5
Передняя частного пристава накануне большого праздника. 1837
В ранних картинах обнаруживаются важные особенности произведений Федотова: ясность рассказа, сатирическая направленность, сценичность построения, любование предметами, фигурами, позами.
Встреча в лагере л.- гв. Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича
8 июля 1837
Уличная сцена в Москве после дождя. 1837
Слайд 6
Главное событие в творческой биографии Федотова середины 1840-х – серия композиций, нарисованных сепией.
Кончина Фидельки. 1844
Слайд 7
Следствие кончины Фидельки. 1844
Художник внимателен к деталям, он тонко использует в своих работах гротескное преувеличение трактовки человеческих образов, мастерски разрабатывает «говорящие» детали.
Слайд 8
Крестины. 1847
Господа, женитесь – пригодится. 1840–1841
Слайд 9
В середине 1840-х Федотов впервые начал заниматься масляной живописью. Первая работа маслом, еще связанная с сепией, очень детальная – «Свежий кавалер».
«Свежий кавалер». Утро чиновника, получившего
первый крестик. 1846
Завтрак аристократа. 1849–1850
Слайд 10
В надежде на свой талант, женился без приданого. 1844–1846
Сватовство майора
1848
Разборчивая невеста. 1847
Театрализованный дизайн подчеркивает сценичность композиций Федотова.
Слайд 11
Федотов обладал острой наблюдательностью, которая проявилась и в портретах.
Портрет М.П. Дружининой. 1848
Портрет архитектора
1849
Портрет детей Жербиных. 1851
Автопортрет. 1848
Слайд 12
Портрет С.Д. Шишмарева на борту корабля. 1849
Портрет М.И. Варнек. 1849
Художник, пишущий портрет. 1849–1851
Групповой портрет Андрея, Григория
и Александра Васильевичей Дружининых.
1840-е
Слайд 13
Павел Петрович Жданович – друг и сослуживец Федотова. Он познакомил художника со своей большой семьёй, в которой тот всегда находил тепло и поддержку.
Портрет Н.П. Жданович
в детстве. 1846
«Портрет Н.П. Жданович за клавесином», живой, непосредственный, легкий, гибкий по живописи, в котором ощущается свободное владение ритмикой силуэтов.
Портрет Н.П. Жданович за клавесином. 1850
Портрет П.П. Ждановича. 1846
Слайд 14
Портрет Александры Петровны Жданович. 1847
Портрет П.В. Ждановича. 1846
Портрет Ольги Петровны Жданович, урожденной Чернышевой. 1845–1847
Слайд 15
Работы позднего периода рождают алогичную, призрачную, миражную атмосферу. Кажется, что персонажи утрачивают человеческие качества, жизненные цели. В сюжетах прослеживается близость к Гоголю, Достоевскому.
Вдовушка (вариант с лиловыми обоями). 1851–1852
Вдовушка. 1852
Если в первом варианте «Вдовушки» в характеристике персонажа ощущается бытовое начало, то в последних художник добивается удивительной простоты и глубины: фигуру героини приблизил к зрителю, сократил число аксессуаров.
Слайд 16
1852-й, последний год жизни мастера, был особенно плодотворным и напряженным, когда Федотов много работал, копировал и улучшал оригиналы картин. «Анкор, еще анкор» – самая трагическая работа мастера.
Анкор, еще анкор! 1851–1852
Игроки. 1852
Обыденную картину – проигрыш хозяина дома – Федотов превращает в страшное зрелище человеческого разрушения. Фигуры корчатся
в судорогах, застывают как манекены, странная силуэтная бесплотность ощущается в персонажах.
Слайд 17
Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу В. Хан-Магомедовой
Журнал «Искусство» № 05-06/2015
Зимний день. Начало 1850-х