Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Советская графика
1930–1940-х годов
История искусства
Слайд 2
Требования массовости и наглядности, громко звучавшие в первые десять лет после революции, сделали графику одним из самых востребованных видов искусства. Плакаты и листовки, быстрые наброски для газетных клише, бытовая и социальная реклама, книжная иллюстрация делали роль рисунка, наряду с живописью, все более и более заметной. Столь же значительным явлением, как рисунок и живопись, а может быть, чем-то вроде моста между ними, в межвоенные годы стала разнообразная печатная графика — от цветного офорта до монотипии и эстампа.
Ю. Великанов. Сверлильщики паровозоремонтного завода. 1932. Цветная литография
Е. Кругликова. Петропавловская крепость. 1925 г. Монотипия
Слайд 3
Признанными мастерами печатных техник в 1920-е годы были мастера «Мира искусства» — объединения, знаменитого в эпоху fin de siècle своими иллюстраторами и книжными графиками.
После революции Елизавета Кругликова работала в технике монотипии, сложным образом соединяющей живопись с графикой. Монотипия — живопись маслом на металлической доске — позволяла сделать только один оттиск в печати офортным прессом.
М. Нестеров. Портрет Е.С. Кругликовой. 1938
Е. Кругликова. Юбилейные розы.
1934. Монотипия
Е. Кругликова. Печатание офорта. Автопортрет. 1915
Е. Кругликова. Баку. Сураханы. 1931. Офорт
Слайд 4
Особенное место в истории раннесоветской монотипии занимает московская традиция, заложенная в середине 1930-х годов Александром Шевченко и его учеником Ростиславом Барто.
А. Родченко. Живописец Александр Шевченко. Двойная экспозиция. Б. д.
А. Шевченко. Дагестанка в черном платке. 1930-е. Монотипия
А. Шевченко. Вечер. 1930-е. Монотипия
А. Шевченко. Груши. 1931. Монотипия
А. Шевченко. Девушки.
1931. Монотипия
Слайд 5
Ростислав Николаевич Барто. Начало 1920-х гг.
Р. Барто. Нежность. Из серии «Женский образ».1960-е. Монотипия
Р. Барто. Гроза. 1961. Автолитография
Р. Барто. Вечер. 1942. Монотипия
Р. Барто. Восточная девушка. 1953. Монотипия
Слайд 6
Дмитрий Митрохин – первопроходец
в послереволюционной печатной графике.
Дмитрий
Исидорович
Митрохин.
1913
Д. Митрохин. Аллея с флагами. 1937. Гравюра резцом
Д. Митрохин. Дорожка у ручья. 1937
Д. Митрохин. На Петроградской стороне.1935. Гравюра резцом
Слайд 7
Д. Митрохин. Мать с ребенком. 1936. Гравюра резцом
Д. Митрохин. Детская площадка. 1931. Гравюра резцом
Д. Митрохин. Транспорт. 1948. Гравюра резцом
Слайд 8
В 1933 г. усилиями группы мастеров, работавших в литографии и офорте (Елизавета Кругликова, Соломон Юдовин, Всеволод Воинов, Вера Ермолаева, Владимир Конашевич и др.) была создана экспериментальная графическая мастерская при ленинградском Союзе художников.
Живописец Николай Тырса с самого начала своей работы
в мастерской был нацелен на создание особенной техники, позволявшей добиться яркого, но не слишком плотного цветового поля с помощью размывки кистью.
Николай Андреевич Тырса. 1937
Н. Тырса. Букет. 1939. Цветная литография
Н. Тырса. Пляж у Петропаловской крепости. 1936. Цветная литография
Слайд 9
Алексей Пахомов и Лидия Тимошенко работали в живописи над сериями, посвященными детству и юности, часть этих мотивов была перенесена в литографию, положив начало новому авторскому жанру.
А. Пахомов. Юный художник
(Рисую Ленина). 1939. Цветная литография
Л. Тимошенко. Катюша. 1940. Цветная литография
Алексей Федорович Пахомов
Л. Тимошенко. Автопортрет (в сером). 1959
Слайд 10
Особенное значение для коллектива экспериментальной графической мастерской при ленинградском Союзе художников имел Георгий Семенович Верейский, который, сочетал художественное дарование с исследовательским. Знаток графики, Верейский много лет занимал пост хранителя гравюрного отдела Эрмитажа, был энциклопедически образован и постоянно проводил «учебные» беседы с художниками.
Г. Верейский. Автопортрет. 1943
Художник Анатолий Каплан вспоминает: «Почти через день Георгий Семенович приносил нам в папке прекрасные образцы русских и французских литографий из принадлежавшей ему коллекции… Георгий Семенович привил нам большую любовь к литографскому делу, благодаря ему я и научился этой технике».
Г. Верейский. Портрет печатника И.М. Пожильцова. 1948. Литография
Слайд 11
Художникам «Детгиза»: Евгению Чарушину, Юрию Васнецову, Николаю Криммеру
и другим удалось создать в литографии совершенно особый жанр, который можно назвать детским эстампом.
Е. Чарушин. Волчонок. Рысенок. Олененок. 1938–1939. Цветная литография
Ю. Васнецов. Сорока-белобока. Цветная литография. 1938
Ю. Васнецов. Чудо-юдо рыба кит. 1939. Цветная литография
Слайд 12
«Художнику, работавшему у Лебедева (в «Детгизе»), — вспоминает график Николай Курдов, — нужно было в совершенстве знать все процессы книжного производства, от шрифта, верстки до печатания книги. Лебедев требовал знания технологии типографской
и литографской печати, и мы постоянно находились у печатных станков
и машин. Мы... как правило, литографировали свои оригиналы сами, месяцами просиживая за камнями».
В отличие от учеников, Владимир Васильевич Лебедев мало интересовался станковыми экспериментами, лишь изредка переводя
в печать — в черной карандашной манере — некоторые из серий натурщиц или рисунков на темы цирка.
В. Лебедев. Автопортрет. 1939
В.Лебедев. Наездницы. 1940. Литография
Слайд 13
В.Кобелев. Переправа
1939. Цветная литография
Мягким и светлым тоном, вибрирующими переходами цвета отличаются пейзажи Василия Кобелева: известная «Переправа» построена на тонких нюансах сближенной лиловой гаммы, словно
в распоряжении художника вместо нескольких камней была целая коробка красок.
Слайд 14
Презентация подготовлена Е. Князевой
по материалу Н. Плунгян
Журнал «Искусство» № 05-06/2015
Е. Кибрик. В трамвае. 1939. Цветная литография