Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МАОУ СОШ №25 с УИОП
Былины – устный учебник родной истории
Проект подготовила
ученица 10 класса «А»
Заянчаускайте Ирина
Преподаватель: А. Ф. Доблер
Слайд 2
Цель и задачи проекта
Цель: определить значение былин для изучения родной истории
Задачи:
Узнать о происхождении былин и для чего они появились
Узнать о методах изучения былин, какую практическую пользу оно приносит
Изучить сюжеты былин и попытаться найти их отражение и сходства с реальными историческими фактами
Сделать вывод о том, насколько важна и исторически достоверна опора на былины в процессе изучения родной истории
Слайд 3
Происхождение былин
Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:
- Теория мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, а в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян (Орест Фёдорович Миллер, Афанасьев Александр Николаевич).
- Теория историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти (Леонид Майков, Квашнин-Самарин).
- Теория заимствований указывает на литературное происхождение былин (Теодор Бенфей, Владимир Стасов, Веселовский, Игнатий Ягич), причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока (Стасов, Всеволод Миллер), другие — Запада (Веселовский, Созонович).
Слайд 4
Изучение былин
Существует два метода изучения былин:
Исторический – сравнение сюжетов былинных с летописными
Сравнительный – сравнение сюжетов былин с сюжетами других народных (в т.ч. мифических сказаний)
Слайд 5
Изучение былин
Итак, в сущности, только на сравнительном методе и обоснованы четыре главные теории происхождения былин:
Исторически-бытовая
Мифологическая
Теория заимствований
Смешанная
Слайд 6
Былинные сюжеты
Сюжеты бывают разной степени сложности и схожести. Часто модные сюжеты почти в одно время обрабатываются на всех концах земного шара. Если теперь в двух или нескольких литературных произведениях присутствует общий сюжет, то этому возможны три объяснения: либо в этих нескольких местностях сюжеты выработались самостоятельно, независимо друг от друга и составляют таким образом отражение действительной жизни или явлений природы; либо сюжеты эти народами унаследованы от общих предков; либо один народ заимствовал сюжет у другого. Уже а priori можно сказать, что случаи самостоятельного совпадения сюжетов редки, и чем сюжет сложнее, тем он самостоятельнее.
Слайд 7
Былинные сюжеты
В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого иногда отождествляют с Владимиром Святославичем. Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке Бернском» и немецкой поэме «Ортнит», а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алёша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В Новгородской первой летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлëк на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом). В вариантах былины «Богатырское слово» («Сказание о хождении киевских богатырей в Царьград»), опубликованных в 1860 году Ф. И. Буслаевым и в 1881 году Е. В. Барсовым, действие былины происходит не в Киеве, а в Царьграде, при правлении царя Константина, который натравливает татар Идола Скоропеевича и Тугарина Змеевича напасть на Владимира
Слайд 8
Вывод о проделанной работе
Былины могут быть использованы для изучения для родной истории, так как повествуют о реальных личностях и событиях, однако не стоит брать былины в качестве последней инстанции, стоит так же сверять информацию с летописями и трудами историков, писцов, что поможет сформировать максимально правдивую картину
Слайд 9
Спасибо за внимание!