Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Теоретические подходы к анализу отраслевого рынка.
Лекция 1.
Слайд 2
Наука об особенностях организации и экономических последствиях функционирования отраслевых рынков и стратегического поведения производителей в условиях несовершенно конкурентных рынков.
Слайд 3
Теоретический фундамент теории отраслевых рынков
Слайд 4
В развитии экономики отраслевых рынков можно выделить два основных направления
эмпирическое (наблюдения за развитием и реальным поведением фирм, обобщение практического опыта);.теоретическое (построение теоретических моделей поведения фирм в рыночных условиях)
Слайд 5
Парадигма «Структура - поведение -результат»
Слайд 6
Благодаря работам Гарвардской школы, проявились общие проблемы эмпирических исследований, связанные с:
Определением границ рынка
Продуктовые границы
Географические границы
Временные границы
Выбором показателя размера участника рынка (оборот/выручка/ занятость/ добавленная стоимость/ стоимость активов)
Выбором показателя концентрации
Выбором показателя рыночной власти (проблема ненаблюдаемости предельных издержек)
Слайд 7
Неструктурный (микроэкономический) анализ
Теория состязательных рынков
Теория квазиконкурентных рынков
Новая эмпирическая теория (поведение фирм на отраслевом рынке)
Слайд 8
Теория состязательных рынков развивает понятие потенциальной конкуренции, когда конкурентоспособность одной или нескольких фирм на рынке возрастает , если существует угроза вступления на рынок других фирм.
Слайд 9
Теория квазиконкурентных рынков
Квазиконкурентный (соревновательный) рынок, или рынок работающей конкуренции, возможен и в рамках монопольных отраслей.
Рынок характеризуется небольшим количеством фирм, которые находятся в такой конкурентной ситуации, которая вынуждает их действовать конкурентно.
Квазиконкурентный рынок может сочетает высокий уровень концентрации производства и черты конкурентного рынка.
Конкуренция квазиконкурентных рынков требует переориентации критериев антимонопольной политики, замены «давления» на крупные предприятия политикой их поддержки.
Слайд 10
Раскрытие понятий:
Квазиконкурентный рынок – рынок, на котором может действовать крупная фирма, обладающая всеми признаками доминирующей, но не являющаяся таковой по своему стратегическому поведению в силу особого характера рынка, т.е. он обеспечивает эффективный выпуск в отрасли и отсутствие рыночной власти у какого либо экономического агента, действующего на этом рынке.
Слайд 11
Раскрытие понятий:
Квазимонопольные рынки- рынки, на которых монопольная власть существует, существует несмотря на относительно низкую концентрацию продавцов и характеризуется наличием экономической прибыли при небольшой рыночной доле фирмы, отсутствием жесткой связи между рыночной долей фирмы и ее экономическим положением.
Слайд 12
Новая эмпирическая теория (поведение фирм на отраслевом рынке)
Традиционная гипотеза SCP не учитывает достижения теории игр, в частности, вывод о том, что концентрация не является единственным или даже важнейшим фактором, определяющим рыночную власть
Задача: определить непосредственно интенсивность конкуренции
Принципиально не зная предельных издержек
Общий принцип: воспользовавшись знаниями о сравнительной статике, идентифицировать модель стратегического взаимодействия