Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Лекция 4
КАКОВЫ ОСНОВЫ
КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ ?
Основной источник – Правоведение : учебник для бакалавриата и специалитета / А.М.Волков – М. : 2019. – 274с.
Слайд 2
ПРАВОВЕДЕНИЕ
План
4.1. Институт президентства в России
4.2. Законодательная власть России
4.3. Исполнительная власть России
4.4. Судебная система Российской Федерации
4.5. Государственная служба. Правоохранительные органы
Слайд 3
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституция (от лат. «установление»,
«учреждение», «устройство») – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме
Основные черты Конституции
1. Основополагающий характер
2. Стабильность
3. Реальность
4. Народность
5. Высшая юридическая сила
Слайд 5
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральное устройство России базируется на принципах
(ч.3 ст.5 Конституции РФ):
1. Государственная целостность
2. Единство системы государственной власти
3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти ее субъектов
4. Равноправие субъектов РФ
5. Равноправие и самоопределения народов РФ
Слайд 6
ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.1. Институт
президентства
в России
Слайд 8
ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.2. Законодательная власть России
Слайд 10
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Законодательная инициатива – это стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона.
Право законодательной инициативы принадлежит:
1. Президенту РФ
2. Совету Федерации и его членам
3. Депутатам Государственной думы
4. Правительству РФ
5. Законодательным органам субъектов РФ.
По вопросам их ведения это право также принадлежит Конституционному и Верховному суду.
Слайд 11
ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.3.
Исполнительная
власть России
Слайд 13
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ
К полномочиям Правительства РФ относится обеспечение проведения в РФ единой: финансовой, кредитной и денежной политики; государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Организационно-правовыми формами
федеральных органов исполнительной
власти являются:
- федеральные министерства;
- федеральные агентства;
- федеральные службы.
Слайд 14
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Административная правосубъектность (право- и дееспособность) – органов исполнительной власти, т.е. их компетенция, возникает с момента их образования.
Компетенция органа исполнительной власти – это строго определенный нормативно-правовыми актами объем властных полномочий (прав) и обязанностей органа исполнительной власти в отношении установленного для него предмета ведения.
Слайд 15
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация органов исполнительной власти:
1. По организационно-правовой форме: министерства, агентства, службы и т.д.
2. По уровню функционирования:
- федеральные (федеральные министерства и ведомства);
- региональные (органы исполнительной власти субъектов РФ).
Слайд 16
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация органов исполнительной власти:
3. По объему и характеру компетенции:
- органы общей компетенции;
- органы отраслевой компетенции;
- органы межотраслевой компетенции;
- органы специальной компетенции;
- органы внутриотраслевой компетенции
4. По порядку принятия решений:
- единоначальные органы
(министерства, службы, агентства и т.д.);
- коллегиальные органы
(Правительства РФ, правительства субъектов РФ, и т.д.)
Слайд 17
Система органов исполнительной власти –
это совокупность, нормативно упорядоченная и внутренне согласованная, различных по своей организационно- правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ.
Слайд 18
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
Слайд 19
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности,
а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Слайд 20
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Слайд 21
ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.4. Судебная
система РФ
Слайд 22
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Судебная система Российской Федерации
Главное содержание деятельности органов судебной власти – это обеспечение реализации предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина.
(ст.18 Конституции РФ)
Слайд 23
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правосудие в РФ осуществляется только судами
К федеральным судам относят:
1. Конституционный Суд РФ –
– 2. Верховный Суд РФ
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Слайд 24
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации
Статья 125 в главе 7 «Судебная власть» Конституции РФ посвящена непосредственно Конституционному Суду РФ. Она устанавливает основные полномочия (компетенции) этого органа.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 №1 ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации».
Слайд 25
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации
В целях обеспечения дополнительного уровня конституционной защищенности ч.1 ст.27 Закона о судебной системе предоставляет субъектам РФ право создавать конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
Российское законодательство разграничивает источники финансирования конституционных (уставных) судов и федеральных судов. В соответствии с ч.2 ст.27 Закона о судебной системе финансирование конституционного (уставного) суда субъекта производится за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.
Слайд 26
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации
К полномочиям Конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть отнесены дела:
- о соответствии законов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;
- о соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта РФ;
- о толковании конституции (устава) субъекта РФ.