Презентация - Лекция 4. Каковы основы конституционного строя россии ?

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Лекция 4 КАКОВЫ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИИ ?
Основной источник – Правоведение : учебник для бакалавриата и специалитета / А.М.Волков – М. : 2019. – 274с.

Слайд 2


ПРАВОВЕДЕНИЕ
План
4.1. Институт президентства в России 4.2. Законодательная власть России 4.3. Исполнительная власть России 4.4. Судебная система Российской Федерации 4.5. Государственная служба. Правоохранительные органы

Слайд 3


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституция (от лат. «установление», «учреждение», «устройство») – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими органами государственной власти либо народом на референдуме
Основные черты Конституции
1. Основополагающий характер 2. Стабильность 3. Реальность 4. Народность 5. Высшая юридическая сила

Слайд 4


ПРАВОВЕДЕНИЕ

Слайд 5


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральное устройство России базируется на принципах (ч.3 ст.5 Конституции РФ):
1. Государственная целостность 2. Единство системы государственной власти 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов 4. Равноправие субъектов РФ 5. Равноправие и самоопределения народов РФ

Слайд 6


ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.1. Институт президентства в России

Слайд 7


ПРАВОВЕДЕНИЕ

Слайд 8


ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.2. Законодательная власть России

Слайд 9

Слайд 10


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Законодательная инициатива – это стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной власти законопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене закона. Право законодательной инициативы принадлежит: 1. Президенту РФ 2. Совету Федерации и его членам 3. Депутатам Государственной думы 4. Правительству РФ 5. Законодательным органам субъектов РФ. По вопросам их ведения это право также принадлежит Конституционному и Верховному суду.

Слайд 11


ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.3. Исполнительная власть России

Слайд 12


ПРАВОВЕДЕНИЕ

Слайд 13


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ
К полномочиям Правительства РФ относится обеспечение проведения в РФ единой: финансовой, кредитной и денежной политики; государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. Организационно-правовыми формами федеральных органов исполнительной власти являются: - федеральные министерства; - федеральные агентства; - федеральные службы.

Слайд 14


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Административная правосубъектность (право- и дееспособность) – органов исполнительной власти, т.е. их компетенция, возникает с момента их образования. Компетенция органа исполнительной власти – это строго определенный нормативно-правовыми актами объем властных полномочий (прав) и обязанностей органа исполнительной власти в отношении установленного для него предмета ведения.

Слайд 15


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация органов исполнительной власти:
1. По организационно-правовой форме: министерства, агентства, службы и т.д. 2. По уровню функционирования: - федеральные (федеральные министерства и ведомства); - региональные (органы исполнительной власти субъектов РФ).

Слайд 16


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация органов исполнительной власти:
3. По объему и характеру компетенции: - органы общей компетенции; - органы отраслевой компетенции; - органы межотраслевой компетенции; - органы специальной компетенции; - органы внутриотраслевой компетенции 4. По порядку принятия решений: - единоначальные органы (министерства, службы, агентства и т.д.); - коллегиальные органы (Правительства РФ, правительства субъектов РФ, и т.д.)

Слайд 17


Система органов исполнительной власти – это совокупность, нормативно упорядоченная и внутренне согласованная, различных по своей организационно- правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории РФ.

Слайд 18


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральное министерство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Слайд 19


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Слайд 20


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.

Слайд 21


ПРАВОВЕДЕНИЕ
4.4. Судебная система РФ

Слайд 22


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Судебная система Российской Федерации
Главное содержание деятельности органов судебной власти – это обеспечение реализации предусмотренных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина. (ст.18 Конституции РФ)

Слайд 23


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правосудие в РФ осуществляется только судами
К федеральным судам относят: 1. Конституционный Суд РФ – – 2. Верховный Суд РФ К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Слайд 24


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации
Статья 125 в главе 7 «Судебная власть» Конституции РФ посвящена непосредственно Конституционному Суду РФ. Она устанавливает основные полномочия (компетенции) этого органа. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 №1 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Слайд 25


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации
В целях обеспечения дополнительного уровня конституционной защищенности ч.1 ст.27 Закона о судебной системе предоставляет субъектам РФ право создавать конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Российское законодательство разграничивает источники финансирования конституционных (уставных) судов и федеральных судов. В соответствии с ч.2 ст.27 Закона о судебной системе финансирование конституционного (уставного) суда субъекта производится за счет бюджета соответствующего субъекта РФ.

Слайд 26


ПРАВОВЕДЕНИЕ
Конституционные (уставные) суды в Российской Федерации
К полномочиям Конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть отнесены дела: - о соответствии законов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ; - о соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта РФ; - о толковании конституции (устава) субъекта РФ.