Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Лекция 3
КАК ДЕЙСТВУЕТ ПРАВА ?
Основной источник – Правоведение : учебник для бакалавриата и специалитета / А.М.Волков – М. : 2019. – 274с.
Слайд 2
ПРАВОВЕДЕНИЕ
План
3.1. Правовое воздействие и механизм правового регулирования
3.2. Реализация норм права
3.3. Пробелы и коллизии
3.4. Выяснение смысла норм права (толкование)
Слайд 3
ПРАВОВЕДЕНИЕ
3.1. Правовое воздействие и механизм правового регулирования
Слайд 4
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Юристы поступают с законом так же, как сапожник с кожей: они его кромсают, растягивают, сдавливают, выворачивают наизнанку, лишь бы добиться желаемой для себя формы.
Людовик XII
Термин «воздействие» – это влияние на что-либо при помощи системы.
Право – не статическое, а предельно динамичное общественное явление, призванное быть созидателем позитивного в социальной жизни.
Слайд 5
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правовое воздействие
Категория «действие права» охватывает и процессы функционирования его норм во времени, в пространстве и по кругу лиц, и все формы воздействия этих норм на общественные отношения, на психологию и сознание их участников, и результаты такого воздействия, и связанные с ним социальные, психологические и другие факторы.
Слайд 6
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Действие права имеет свою внутреннюю и внешнюю стороны
ВНУТРЕННЯЯ ВНЕШНЯЯ
На уровне восприятия права
(виды воздействия):
Информационное;
Ценностно-воспитательный (ориентационное);
Превентивно-психологическое;
Культурологическое.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
И
ПРАВОРЕАЛИЗАЦИЯ
Слайд 7
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правовое воздействие
Действие права – это любое проявление его вовне, выполнение своих предназначений и функций, реальное обнаружение своих ценностных свойств, достижение намечаемых результатов (С.С.Алексеев).
Под механизмом правового регулирования следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения (С.С.Алексеев).
Слайд 8
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование
Правовое регулирование – это процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов, которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Правовое регулирование в обществе пронизывает две области правовой действительности:
полностью правотворчество;
частично правореализацию.
Слайд 9
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование
Виды правового регулирования
1. Общее правовое регулирование заключается в упорядочении общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а равно определение сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц
(по существу это правотворческая деятельность).
Слайд 10
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правовое регулирование
2. Индивидуально-правовое регулирование представляет собой властную деятельность компетентного субъекта, заключающуюся в дополнительном упорядочении общественных отношений на основе действующих правовых норм путем конкретизации правила поведения их персональных участников с учетом поставленных в ходе этой деятельности фактических данных.
Слайд 11
ПРАВОВЕДЕНИЕ
3.2. Реализация норм права
Слайд 12
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Реализация права
Реализация права – определенная система взаимосвязанных, идущих друг за другом в строго определенной последовательности разнообразных целостных участков воплощения в общественных отношениях возведенной в закон воли правящих кругов, заключенной в каждом структурном элементе реализуемой правовой нормой.
Слайд 13
ПРАВОВЕДЕНИЕ
формы реализации права:
Соблюдение как воздержание от совершения запрещенных правом действий, когда необходимо лишь сообразовывать свои поступки с требованиями запрещающих норм права;
Использование как активное осуществления правомочия; в этом случае необходимо по своему желанию осуществить субъективные права собственными действиями;
Слайд 14
ПРАВОВЕДЕНИЕ
формы реализации права:
Исполнение как активное претворение в жизнь возложенных на кого-либо обязанностей, прямо предусмотренных нормой права; в этом случае обязанность считается исполненной, если она выполнена вовремя в надлежащем месте и надлежащим образом;
Применение связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц, т.е. одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.
Слайд 15
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правоприменения
Правоприменение (применение права) – властная деятельность компетентных органов и должностных лиц по подготовке и принятию индивидуального юридического решения в юридическом деле на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.
Формы правоприменения:
1. Оперативно-розыскная деятельность;
2. Правоохранительная деятельность;
3. Правосудие (судебная деятельность).
Слайд 16
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Признаки правоприменения
1. Властно-императивная форма реализации права;
2. Осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;
3. Носит процессуально-процедурный характер;
4. Отличается стадийностью;
Слайд 17
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Признаки правоприменения
5. Имеет под собой соответствующее юридические основания;
6. Связано с вынесением правоприменительных актов;
7. Является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;
8. Направленно на урегулирование конкретных ситуаций.
Слайд 18
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правоприменительный акт
Правоприменения является процессом подведения конкретного жизненного случая под общую правовую норму и принятия по этому поводу специального акта (акта применения норм права).
Правоприменительный акт – один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответсвующей правовой нормы.
Слайд 19
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт – индивидуально-конкретный, документ, содержащий предписание государственно-властного характера, вынесенный соответствующим органом вследствие решения юридического дела, что является результатом применения норм права
(приговор, решение, постановление, заключение и т.п.).
Слайд 20
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Правоприменительный акт
Классический правоприменительный акт должен обладать необходимыми внешними атрибутами, т.е. отвечать установленным правилам и требованиям.
Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру, т.е. следующие части:
Описательную;
Мотивировочную;
Резолютивную (излагается само решение).
Слайд 21
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Признаки правоприменительного акта
1. Принимается на основе нормативно-правового акта и опирается на определенную норму права, то есть законным и обоснованным.
2. Исходит от компетентных органов государства в лице их должностных лиц и представляет собой категорическое, официально властное, обязательное для исполнения повеления, которое охраняется принудительной силой государства.
3. Адресуется четко определенным субъектам, то есть персонифицированным, индивидуальным.
Слайд 22
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Признаки правоприменительного акта
4. Распространяет норму права на конкретную юридическую ситуацию (исключается распространение на подобные случаи), исчерпывает себя одноразовым применением, т.е. рассчитан на один раз.
5. Имеет определенную, установленную законом форму документа если это письменный акт (а их большинство).
6. Содержит четко обозначены реквизиты, имеет строгую структуру.
Слайд 23
ПРАВОВЕДЕНИЕ
3.3. Пробелы и коллизии
Слайд 24
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Пробелы в праве
Пробелы в законодательстве не желательны, однако объективно они возможны и неизбежны.
Хотя право и законодательство не тождественны (соотносятся как содержание и форма) в данном вопросе, для упрощения понимания, мы их рассмотрим как взаимозаменяемые.
Пробел в праве – это отсутствие в нем нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай.
Слайд 25
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация пробелов в праве
1. Первоначальные (недосмотр законодателя);
2. Последующие (обнаруживаются уже в процессе правового регулирования, провоприменительной практике).
Пробел в праве – это состояние неурегулированности, неопределенности, а стало быть, и возможного своеволия, личного усмотрения чиновника (правильно – субъекта правоотношений).
Слайд 26
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация пробелов в праве
1. Реальные пробелы;
2. Мнимые пробелы – это суждение о существующем якобы пробеле в праве, тогда как на самом деле ситуация вообще не находится в правовом пространстве и следовательно не подлежит разрешению с помощью правовых норм.
Естественный путь полного устранения пробела – принятие новой нормы (считается долгий путь).
Слайд 27
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Институт правовой аналогии
1. Аналогия закона (отыскивается и применяется сходная с другими норма закона или иного нормативного акта);
2. Аналогия права (дело разрешается на основе и в соответствии с общим духом, смыслом, принципами действующего права).
Слайд 28
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Коллизии в праве
Противоположность пробелам в праве – коллизии законов.
Коллизия закона – это расхождение (или столкновение) содержания двух или более действующих нормативно-правовых актов, изданных по одному и тому же вопросу.
Слайд 29
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация коллизий
1. Между положениями вступившего в силу для РФ международного договора и национального права;
2. Между нормами федеральных законов и актов субъектов РФ;
3. Между нормами, содержащимися в актах различной юридической силы;
4. Между нормами кодифицированных актов, в отношении которых установлен приоритет их норм;
Слайд 30
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация коллизий
5. Между общими и специальными нормами;
6. Между раннее действующей номой и нормой, принятой позднее, которые содержаться в актах одного уровня;
7. Между нормами частного и публичного права;
8. Между нормами различных отраслей права;
Слайд 31
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Классификация коллизий
9. Между нормами подзаконных актов организаций, не находящихся в подчинении друг друга;
10. Между общеправовыми принципами и нормами права, закрепляющими иные принципы права, либо представительно-обязывающими нормами;
11. Между нормами права, закрепляющими иные принципы права и представительно-обязывающими нормами;
12. Между положениями одного акта.
Слайд 32
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Смысл разрешения коллизий сводится к выбору одной из норм
При обнаружении коллизий руководствуются правилами:
1. Если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний;
2. Если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой (за основу берется принцип иерархии нормативных актов);
Слайд 33
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Смысл разрешения коллизий сводится к выбору одной из норм
При обнаружении коллизий руководствуются правилами:
3. Если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то – общий;
4. При коллизии национальных норм и общепризнанных норм международного права применяются нормы международного права.
Слайд 34
ПРАВОВЕДЕНИЕ
3.4. Выяснение смысла норм права (толкование)
Слайд 35
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Употребляйте правильно слова, и вы избавите мир от половины недоразумений
Р.Декарт
Толкование правовых норм – важнейшее условие их правильного понимания и применения
Слайд 36
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Толкование – древнейший правовой институт.
Прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах
Вольтер
Под толкованием понимается выяснение точного смысла, содержания толкуемой правовой нормы
Слайд 37
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Толкование является частью герменевтики
Герменевтика – направление научной деятельности, связанный с исследованием, объяснением, истолкованием филологических, а также философских, юридических, исторических и религиозных текстов.
Проблема толкования – это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило существуют определенные противоречия, несовпадения.
Слайд 38
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Закон – это скальпель в руках судьи и
пользоваться им надо умело и осторожно
Законы, допускающие различное толкование, содержащие двусмысленности, лазейки, разночтение, – это несовершенные законы.
Толкование является обязательной стадией правоприменительного процесса.
Слайд 39
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Законодатель должен мыслить как философ, а говорить как крестьянин
Георг Еллинек
Причины необходимости толкования права:
сложность или нечеткость юридических формулировок;
несовершенство законодательной техники;
несовпадение норм и статей правовых актов;
специфика юридических терминов и понятий;
законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю;
отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.
Слайд 40
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Виды толкования:
1. Толкование-уяснении нормы права толкуются субъектом для себя (не является обязательным для других).
2. Толкование-разъяснение нормы права – это реальное юридическое действие, выражаемое в специальных актах (акты толкования), имеет документальное оформление (имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц).
Слайд 41
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Другие классификации толкования:
Виды толкования по субъектам:
1. Официальное 2. Неофициальное
Официальное толкование дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Оформляется в актах толкования и является юридически обязательным, вызывает определенные последствия.
Подвиды официального толкования:
1) Нормативное (общее)
2) Казуальное (индивидуальное)
3) Аутентичное (авторское)
4) Легальное (разрешенное, делегированное)
5) Судебное.
Слайд 42
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Неофициальное толкование – исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной, а стало быть, оно не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечет.
Подвиды неофициального толкования:
1) Доктринальное (научное)
2) Профессиональное
3) Обыденное
Слайд 43
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Способы толкования:
1. Грамматический (филологический, языковой);
2. Логический;
3. Систематический;
4. Историко-политический;
5. Социально-юридический;
6. Телеологический (целевые);
7. Функциональный.
Способы толкования – это конкретные приемы, процедуры, технология, с помощью которых уясняется и разъясняется норма права, устанавливается выраженная в ней воля законодателя – в целях правильного ее применения.
Слайд 44
ПРАВОВЕДЕНИЕ
Толкование по объему:
1. Буквальное (адекватное);
2. Ограничительное;
3. Расширительное
Акты толкования – это один из видов правовых актов, которые призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь.