Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИКИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ
Слайд 2
Транспорт в структуре экономики страны
это отрасль, обеспечивающая нормальное функционирование и развитие других отраслей, основа их взаимосвязей, взаимодействия и комплексного развития
Слайд 3
Хозяйство
это совокупность всех видов планомерной человеческой деятельности, проводимой при соблюдении экономического принципа с целью уменьшить существующую ограниченность товаров
Слайд 4
Отрасль
представляет собой совокупность производств, обладающих следующими признаками:
экономическим назначением выпускаемой продукции
общность сырья и материалов, технологических процессов, составом оборудования
особым профессиональным составом кадров и спецификой условий труда
Слайд 5
Цель отрасли
разработка стратегии по удовлетворению общества определенным продуктом или услугой, социальная защита работающих
Слайд 6
Отрасль
Наличие трех разных признаков (целевая функция, вид продукции, технология) не позволяет выделять отрасли и входящие в них предприятия однозначным образом, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, достаточно условен и может изменяться
Слайд 7
В отраслевой структуре экономики
принято выделять две группы отраслей:
отрасли материального производства и
отрасли социально-культурной сферы
Как сфера материального производства, так и социально-культурная сфера (нематериальное производство ) расчленяются на ряд отраслей
Слайд 8
Производственная сфера включает
отрасли, создающие материальные блага (промышленность, сельское хозяйство, строительство)
отрасли, доставляющие материальные блага потребителю (транспорт и связь)
отрасли, связанные с процессом производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки)
Слайд 9
Непроизводственная сфера состоит из следующих отраслей
обслуживание, транспорт и связь, связанные с обслуживанием населения
отрасли социального обслуживания: образование, здравоохранение, культура, искусство, наука и научное обслуживания
отрасли, включающие кредитование, финансы и страхование
аппарат органов управления
обороны
Слайд 10
Отрасли выделяются в результате разделения труда и по признакам и назначению продукта и расчленяются на комплексные отрасли
Комплексными называются такие отрасли, в состав которых входят несколько однородных, но специализированных внутри этих отраслей по производственно-технологической общности и по более узкому назначению продукта
К комплексным отраслям относятся машиностроительная, металлургическая, химическая, транспортная и другие отрасли
Слайд 11
В зависимости от специфики отрасли выделяются по назначению продукта:
сырьевые (добыча полезных ископаемых)
однородность технологических процессов (машиностроение)
однородность услуг (автомобильные перевозки, бытовое обслуживание)
Слайд 12
Каждая отдельная отрасль имеет внутриотраслевую конкуренцию и работает на условиях самофинансирования
Развитие отрасли является объектом государственного регулирования
Основу составляет государственный заказ
Имеются отраслевые особенности калькулирования себестоимости
Различны закономерностные формирования оборотных средств, запасов, средств обращения и условий кредитования
Слайд 13
Основные направления развития отрасли
изменения в научном базисе отрасли
технические преобразования, касающихся выпускаемой продукции и
технологий
изменения организационного характера
Слайд 14
Объектами внутриотраслевой классификации являются
сырье
технологии
основные производственные
оборотные средства
работающие
структура отрасли (малые, средние, большие предприятия)
предприятия
Слайд 15
Эффективность развития отрасли и предприятий зависит от своевременности реагирования на достижения научно-технического процесса
Сначала, когда средства вкладываются в разработку нового продукта, результаты невысокие, затем повышаются скачкообразно, позже наступает предел
Предел указывает, какие технологии и оборудование начнут устаревать. Если достигнут предел, то продвижение невозможно, издержки возрастают. В такой точке технологического разрыва отрасль редко становится лидером и уступает свои позиции иностранным конкурентам
Технологические сдвиги влекут за собой не только исчезновения отдельных видов продукции, но и целых отраслей
Слайд 16
Защита государством отраслей может выражаться в виде
а) Торговых барьеров:
пошлины – акцизный налог на импортные товары
импортные квоты
нетарифные барьеры
б) Прямых субсидий и субвенций
Слайд 17
Основные показатели, характеризующие развитие отрасли
стоимостные показатели объема выпускаемой продукции
численность работающих
стоимость основных производственных фондов
количество безработных
инвестиции
Слайд 18
В транспортную отрасль входят
Автомобильный
Железнодорожный
Морской
Внутренний водный
Воздушный
Трубопроводный виды транспорта
Слайд 19
Управление транспортом
Народнохозяйственный (макроэкономический) уровень
Отраслевой уровень управления
Региональный уровень управления
Территориальный аспект управления
Слайд 20
Народнохозяйственный (макроэкономический) уровень
является высшим уровнем управления транспортом
Это уровень директивных государственных органов, прежде всего Правительства РФ, определяющих вместе с Федеральным Собранием основные направления социально-экономического развития страны и ее транспортной системы
Все самые важные вопросы транспортной политики, использования путей сообщения и транспортных средств в международных и внутренних сообщениях рассматриваются и решаются на этом уровне
Слайд 21
Отраслевой уровень управления
обеспечивает решение задач отраслевого значения в рамках транспортных ведомств – Министерства транспорта и Министерства путей сообщения России
Для этого в распоряжении транспортных министерств существует центральный аппарат управления, а также научно-исследовательские, проектные и другие организации, с помощью которых выбираются наилучшие управленческие решения из имеющихся альтернатив
Слайд 22
Региональный уровень управления
в последние годы становится все более существенным
Транспортные объединения и отдельные предприятия, решая узкие технологические задачи, выполняют требования региональных властей
Здесь управленческие решения более высоких уровней переходят в конкретные организационно-технологические схемы в качестве ограничений
Слайд 23
Территориальный аспект управления
является весьма существенным при выборе вариантов перспективного развития транспортных сетей - строительстве железных и автомобильных дорог местного значения, размещении станций, вокзалов, ремонтного хозяйства, складов, а также при решении вопросов организационно-технологического характера
Слайд 24
Транспортная система, как вид хозяйственной деятельности
Слайд 25
Транспорт общего пользования
транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями
только он, строго говоря, может рассматриваться в качестве специфической, как правило, коммерческой и самостоятельной сферы материального производства
Слайд 26
Транспорт организаций и частных лиц
перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др.
эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью
Слайд 27
Технологический транспорт
выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает
поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства
Слайд 28
В состав транспорта общего пользования входят
железнодорожный,
морской,
речной,
автомобильный,
воздушный и
ттрубопроводный (магистральный) виды транспорта
Поскольку объектом транспортирования могут быть не только люди и предметы труда, но и энергия (эквивалентная определенному количеству топлива), то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач
Слайд 29
В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:
универсальный (железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач)
внутренний (перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской)
круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный)
магистральный (транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно промышленный транспорт)
Слайд 30
Особенности каждого вида транспорта могут быть охарактеризованы системой показателей
технико-эксплуатационные
натурально-вещественные
стоимостные
Слайд 31
технико-эксплуатационные
пропускная и провозная способность коммуникаций
скорость доставки грузов
регулярность перевозок
безопасность движения и т. п.
Слайд 32
Натурально-вещественные
трудоемкость на единицу транспортной продукции
удельная потребность в топливе и электроэнергии (энергоемкость)
потребность в металле и других материалах (материалоемкость)
Слайд 33
стоимостные
текущие эксплуатационные расходы (себестоимость перевозок)
потребные капиталовложения
необходимые оборотные средства (с учетом грузов, находящихся в процессе перевозок)
потери и другие непроизводственные расходы в связи с утратой, порчей и повреждением грузов в процессе перевозок
Слайд 34
Особенности транспортного производства
не производит вещественной продукции. Полезный эффект от перевозки и есть потребительная стоимость транспортной продукции
транспортную продукцию нельзя накапливать и складировать. Поэтому проблема создания резервов на транспорте сводится к резервированию производственных мощностей постоянных устройств и подвижного состава
продукция транспорта не содержит сырья, в стоимости ее велик удельный вес заработной платы
кругооборот средств, выделяемых на развитие транспорта, имеет отличия по сравнению с промышленностью и сельским хозяйством (реализуется результат деятельности – перемещение)
носит межотраслевой характер, и это дает основание считать его сверхотраслевым образованием
способен активно воздействовать на процесс расширенного воспроизводства, ускоряя или замедляя его, увеличивая массу готовой продукции, топлива и сырья, находящихся в процессе обращения, или сокращая ее
значительная часть средств производства транспорта не стационарна, а способна к перемещению
Слайд 35
Перевозка грузов и пассажиров на огромные расстояния предъявляет повышенные требования к координации действий работников транспорта и транспортной техники для обеспечения непрерывности перевозочного процесса. Это усложняет контроль за работой транспортных предприятий
Перевозочный процесс обладает повышенной энергоемкостью
Повышенная зависимость производственных процессов и территориальной организации от естественно-географических факторов
Нестационарность загрузки производственных мощностей высока, и это находит свое отражение в первую очередь в коэффициентах неравномерности перевозок в пространстве и времени
Транспорт относится к числу отраслей производства повышенной опасности
Социально-экономическая природа транспорта обусловила в целом довольно раннюю и высокую степень концентрации транспортного производства. Стремление к монополизации присуще транспорту в большей степени, чем другим отраслям хозяйства
Стремление к наиболее целесообразному использованию технических средств транспорта и повышению эффективности работы персонала часто оказывается несовместимым с интересами клиентуры
Персонал, занятый на транспорте, должен обладать рядом особенностей, в частности психологических
Слайд 36
Практическая работа
При управлении транспортом полезно учитывать технико-экономические особенности каждого вида транспорта (железнодорожный транспорт, морской транспорт, речной транспорт, автомобильный транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт) :
Преимущества
Недостатки
Охват территории
Универсальность
Климатическая пригодность
Использование естественных путей
Грузонапряженность
Скорость доставки
Экономическая эффективность