Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Родители меня не понимают или как слушать ребенка»
«Понимание – начало согласия»
Спиноза
Слайд 2
Активное слушание - значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувства.
Слайд 3
Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу! Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу. Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется! Родитель (после паузы, обозначая чувство испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то расстроило на уроке математики. Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит – списал! Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно. Сын. Вечно она ко мне придирается… Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы… Сын. Хоть ты меня понимаешь…Ладно, бывало ведь, что и списывал…Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!
Слайд 4
«Я – высказывания» включают 3 компонента:
описание ситуации;
называние своих чувств в этой ситуации;
называние причин этого чувства.
Слайд 5
«Ты – высказывания»
Ты выполнил домашние задания?
Где ты был?
Почему ты не здороваешься, когда приходишь домой?
Когда ты вернешься домой?
Почему у тебя в комнате такой беспорядок?
Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем
Возможные варианты «я – высказывания»
Мне бы хотелось знать, что все уроки уже выполнены
Я беспокоюсь о тебе, потому что…
Мне бы хотелось слышать приветствие, потому что иначе у меня возникает чувство, что мной пренебрегают
Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности
Мне было бы приятно осознавать, что у меня очень аккуратный сын
Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоего посещения. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний
Слайд 6
1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне. 2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний. 3. Держать паузу, давая подростку время на обдумывание. 4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.
Основные правила активного слушания:
Слайд 7
Результаты применения активного слушания:
Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.
Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.
Слайд 8
Важно помнить, что активное слушание – это не способ добиться чего-то от подростка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать подростку, что мы его понимаем.