Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ФКОУ СОШ УФСИН России по Краснодарскому краю
Анна Ахматова в портретах
учитель русского языка и литературы Сусоева К.З.
Слайд 2
Цель : Рассмотреть портреты А. Ахматовой, написанные художниками Модильяни, Н. Альтманом, К. Петровым-Водкиным и А. Осмеркиным. Проследить их связь с творчеством и судьбой поэтессы.
Задачи : развить в детях наблюдательность, воображение, пробудить в них критическое чутье, поспособствовать проявлению широты мысли, пониманию художественного смысла картины, содействовать мировоззренческому, нравственному и эмоционально-эстетическому воспитанию учащихся, а так же пробудить уважение и любовь к своему народу.
Слайд 3
Образ замечательной русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой проходит перед нами в многочисленных портретах, написанных с натуры, а потому нам особенно интересны.
Слайд 4
В 1910 году в Париже Анна Андреевна познакомилась с художником Модильяни, часто бывала в его мастерской. Он нарисовал с неё несколько рисунков.
Слайд 5
Ахматова и Модильяни
Слайд 6
Амедео Модильяни. 1911
Слайд 7
Амедео Модильяни. 1911
Вполоборота, о печаль, на равнодушных поглядела. Спадая с плеч, окаменела ложноклассическая шаль...- так написал о портретах Модильяни поэт Осип Мандельштам.
Слайд 8
Впоследствии ее портреты создавали многие видные художники начала века.
Но самый известный из написанных
до революции, это - портрет, созданный художником Альтманом.
Это было в 1913 году в Петербурге.
Слайд 9
На шее мелких четок ряд,
В широкой муфте руки прячу,
Глаза рассеянно глядят
И больше никогда не плачут.
И кажется лицо бледней
От лиловеющего шелка.
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка...
А. Ахматова
Слайд 10
Художнику не хотелось ограничиваться только передачей выразительной внешности, ему важно было передать сущность характера, поэзию души.
.
Натан Альтман. 1915
Слайд 11
Внимание зрителя привлекает строгий силуэт модели, уверенной в себе женщины, почти акробатически гибкой, изящной и женственной. На заднем плане мерцают дробящиеся кристаллические структуры, создающие подобие сказочного царства. Интенсивность синего и желтого цветов платья контрастирует с приглушенностью полупрозрачных зеленоватых и голубых тонов фона, сверкающих на холсте подобно драгоценным камням.
Когда писался этот портрет, Ахматова жила в Петербурге одна, покинув Царское Село и дом, где они жили с Гумилевым. Наступил ее окончательный с Гумилевым разрыв и начиналась как бы другая жизнь, и она испытывала чувство нового рождения - и это чувство каким-то непостижимым образом Альтман увидел и запечатлел в портрете. Ахматова так и писала об альтмановском портрете:
Как в зеркало глядела я тревожно на серый холст,
и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство мое с моим изображеньем новым...
Слайд 12
Осенью 1914 года Анна Ахматова позировала художнице Кардовской. В своем дневнике художница писала так: "Сегодня у меня позировала Ахматова. Она своеобразно красива, очень высока, стройна, обаяние модели царит надо мною, страшно отвлечься, хочется работать и жить этой работой."
Слайд 13
Однако, позднее дочь художницы скажет: "Как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет моей матери, я все же считаю, что Ахматова такая, какою ее знали друзья, поэты, поклонники тех лет передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана."
Слайд 14
Ахматова и Гумилёв
Слайд 15
По-иному оценил портрет Кардовской поэт Н.Гумилев:
Вы пленены игрой цветов и линий, у вас в душе и радость, и тоска,
Когда весной торжественной и синей так четко в небе стынут облака...
И грустно вам, что мир неисчерпаем, что до конца нельзя его пройти,
Что из того, что было прежде раем, теперь идут все новые пути...
Слайд 16
С 1915 по 1921произошла ломка всех привычных для Ахматовой представлений о жизни и назначении поэта. Многие друзья уехали в эмиграцию, они упорно звали ее с собой. Но ничто не могло оторвать Ахматову от России.
"Мне голос был. Он звал утешно, он говорил:"Иди сюда,
Оставь свой край, глухой и грешный, оставь Россию навсегда..."
Но равнодушно и спокойно руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух.
Слайд 17
Черты характера и внешность Анны Ахматовой менялись, она чаще замыкалась в себе, образ становился трагическим, в нем чувствовалась какя-то скорбь, отрешенность от прошлого и решимость быть стойкой до конца. В 1922 году новый образ Ахматовой, много пережившей, но оставшейся верной своей привязанности к Родине, создал художник Петров-Водкин.
Слайд 18
.
Дай мне горькие годы недуга, задыханье, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга, и таинственный песенный дар
- Так молюсь за твоей литургией после стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей.
Слайд 19
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
1921 год.
Ахматова жила в Петрограде. Здесь, в Петрограде, в доме на Кирочной улице, ее и нарисовал Юрий Анненков, который всеми силами старался отвлечь Ахматову от тягостных мыслей: «Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем».
Слайд 20
О рисунке пером Юрия Анненкова Е. Замятин писал: «Портрет Ахматовой – или, точней: портрет бровей Ахматовой. От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они, как ключ в музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребне». Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы».
Слайд 21
«Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание». Адамович
Портрет А.А. Ахматовой
1922
СЕРЕБРЯКОВА, ЗИНАИДА ЕВГЕНЬЕВНА
(1884–1967);
Слайд 22
В 1928 году художником Тырса созданы три графических портрета Анны Ахматовой в черных тонах. Художник создал тонкий, поэтический образ поэтессы. Черная краска под кистью художника, то более грустная, то прозрачная, передает и грацию позы, и жемчужную воздушность света, и чеканность профиля. Скромными средствами Тырса создал необычайно одухотворенный, строгий и женственный образ Ахматовой, в котором художник проследил жизнь женской души, еще полной нерастраченной силы любви и нежности.
Слайд 23
Поэт Осип Мандельштам так выразил впечатление от Тырсовского образа Ахматовой:
Как черный ангел на снегу ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу, есть на тебе печаль господня.
Слайд 24
С годами особая сила воздействия личности поэтессы не проходила. Новые страшные переживания не сломили ее духа. В 1939 году ее портрет написал художник Осмеркин. Здесь она классически величественна, спокойна, лицо задумчивое и строгое. И, несмотря на то, что в окне благоухают цветущие кусты, образ нельзя назвать лирическим. Ахматова собрана внутренне и как бы готова к новым ударам судьбы и к новым битвам. Эти черты ее характера проявили себя с особой силой в годы войны.
Слайд 25
Мартирос Сарьян
1946 г.
Портрет А. А. Ахматовой был написан в 1946 году, сразу же после постановления ЦК и доклада Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград». И если бесконечно усталая и оскорбленная женщина согласилась позировать художнику, то, по-видимому, лишь потому, что сознавала гражданское мужество его поступка. Ахматова позировала в московской мастерской Сарьяна. Работая над портретом, Сарьян сделал три карандашных рисунка. Один из них находится в Москве, в Третьяковской галерее, другой - в Италии, третий - в Румынии. Сарьян работал над портретом четыре дня, на пятый сеанс Ахматова, заболев, не пришла. Портрет остался незавершенным - не проработаны руки модели.
Слайд 26
Из интервью Моисея Лянглебена.
Я быстренько собрал все принадлежности и поехал. Анна Андреевна сразу предупредила, что долго позировать не может. Она к тому времени уже перенесла два инфаркта, сказала: ну, максимум - час. Я нарисовал тогда портрет, он сразу же пошел в Манеж на выставку московских художников, а потом его приобрел Государственный исторический музей.
Слайд 27
Ваш образ так оформлен славой,
Так ею властно завершён,
Что стал загадкою, забавой,
Навязчивой легендой он.
Сергей Спасский