Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Семнадцатое марта.
Классная работа.
…Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Константин Георгиевич Паустовский.
Слайд 2
Листья, распускаясь, шепчутся, радуясь теплу.
Вопреки предсказанию, май будет теплый.
Слайд 3
Тема урока: Обособленные обстоятельства. Повторение.
Листья, распускаясь, шепчутся, радуясь теплу.
Вопреки предсказанию, май будет теплый.
Слайд 4
Читать лежа вредно.
2. Они слушали его рассказ затаив дыхание.
Слайд 5
Обособляются обстоятельства, выраженные:
1. Одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;
2.Существительным с предлогом несмотря на;
3. Существительным с производными предлогами благодаря, вопреки и т.д.
Не обособляются обстоятельства, выраженные:
1.Фразеологизмами, в состав которых входят деепричастия
2. Наречиями стоя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя и др.
Слайд 6
1. Весна, весна! Как высоко, На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Шумят ручьи! Блестят ручьи! Взревев, река несет На торжествующем хребте Поднятый ею лед!
( Е.А.Баратынский)
2. Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Теплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход?
(В.А.Жуковский
3. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев)
4. Всю ночь гремел овраг соседний,
Ручей, бурля, бежал к ручью,
Воскресших вод напор последний
Победу разглашал свою. (А.А.Фет)
Слайд 7
Проверяем себя!
1. Ласкаясь к солнечным лучам; Взревев;
2. Вас назвавши;
3. Как бы резвяся и играя;
4. Бурля;
Слайд 8
Игра «Третий лишний».
1 вариант
Изучая «птичий» язык, ученые все больше узнают о них
Для фазанов важно, как звучат шаги.
Любопытство свойственно фазанам и часто губит их , притупляя чувство опасности.
2 вариант
Испугавшись большого зеленого жука, щенок замолк.
Вдали, сливаясь с облаками, цвели яблони.
Он стоял у витрины разинув рот.
3 вариант
Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял.
Благоухая, цвела сирень.
Мальчики, войдя в весенний лес, притихли.
Слайд 9
1 вариант
2. Для фазанов важно как звучат шаги. (Сложное предложение)
2 вариант
3. Он стоял у витрины разинув рот. (Обстоятельство не обособляется, т.к. выражено фразеологизмом)
3 вариант
1. Снег, пропитавшийся весенним дождем, быстро таял. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом)
Слайд 10
Ответы:
1 вариант – 1
2 вариант – 7
3 вариант – 23
4 вариант - 49
Слайд 11
I. Укажите предложения, в которых есть обособленные обстоятельства (знаки препинания не проставлены).
А) Путники устали и остановились отдохнуть. Б) Летний вечер тихо таял и как бы переваливался в тёплую ночь. В) Хорошо было зарывшись в тёплое сено слушать звуки этой ночи. (К.Пауст.) Г) На востоке уже занималась синея заря.
II. Найдите предложения, в которых обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями (знаки препинания не проставлены).
А) Приехав я первым делом побежал на речку. Б) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. (Купр.) В) Шофёр затормозив остановил машину. Г) Пробираясь к скале он услышал стрельбу и бросился на помощь.
III. Из данного текста выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
1)Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый корявый дуб так странно и памятно поразил его. 2) Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад… 3) И молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели нежными молодыми побегами. 4) Целый день был жаркий: где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. 5) Левая сторона леса была тёмная, правая – мокрая и глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. 6) Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.
(Л.Толстой)
Слайд 12
Ответы:
I – В, Г.
II – А, В.
III – 1, 3, 5.
Слайд 13
Домашнее задание:
«3» - упр. 385
«4» - выписать из текста художественного произведения 5 предложений с обособленными обстоятельствами
«5» - написать миниатюру «Весна», используя предложения с обособленными обстоятельствами.