Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Урок по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
Слайд 2
Художественное своеобразие повести
Смысл названия
В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе , по словам Н.В.Гоголя : «Все обман , все мечта , все не то , чем кажется…»
А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то , что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.
Слайд 3
Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется «Утро» ; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом.
Повествование ведется от 1-го лица , от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь.
Слайд 4
Сюжет повести
Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку , знакомиться с ней . Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви . Мечтатель сочувствует Настеньке , от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось , хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала , что влюбляться в нее нельзя.
На исходе 4 ночи , когда счастье уже было так возможно , за Настенькой
является ее избранник. А Мечтатель остается один.
Слайд 5
Главный герой - Мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. Еще в « Петербургской летописи» Достоевский попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.
Слайд 6
В «Белых ночах» два героя . И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами , центральным действующим лицом является Настенька. Настенька- видение и реальность , олицетворение белой петербургской ночи.
Из искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда «Достоевский и музыка»
Слайд 7
Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье. После ухода Настеньки герой вряд ли сможет измениться.
Тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий , горестей и несчастий .Сам герой неспособен противостоять этой действительности , не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии . Он уходит в себя , замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний.
Слайд 8
Но , оставшись наедине со своим несчастьем, Мечтатель все же благословляет Настеньку:
«Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья , которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!
Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..»
Слайд 9
Ф.М. Достоевский стал продолжателем традиции изображения типа « маленького человека» в русской литературе первой половины XIX века.
А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин.
Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба.
- Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?
Слайд 10
Общность героев :
1. У них отнюдь не высокое социальное положение.
2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.
3.Каждый из героев переживает личную трагедию , теряя самое дорогое , что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич- шинель, Мечтатель- Настеньку.
4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по –новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.
5. Одиночество- то , что составляет их жизнь , почти совсем лишенную радости.
Слайд 11
6. Наконец , их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.
С.Вырин , не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.
Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.
Как сложится судьба Мечтателя , мы не знаем, но предположить можем.
7.Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до « маленького человека» нет никакого дела.
8. Во всех трех произведениях авторы используют реалистичный взгляд на героев и происходящие с ними события.)