Презентация - Школа юного филолога. Конкурс эрудитов

Нажмите для просмотра
Школа юного филолога. Конкурс эрудитов
Распечатать
  • Последний IP: 114.119.145.66
  • Уникальность: 100%
  • Слайдов: 23
  • Просмотров: 4319
  • Скачиваний: 2600
  • Размер: 1.46 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 1
МАОУ Вагайская СОШ
ШКОЛА юного ФИЛОЛОГА
Конкурс эрудитов

Слайд 2

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 2
Выбери вопрос!
.10.20.30.40.50
Вопрос от писателя.10.20.30.40.50
Этимология.10.20.30.40.50
Объясни фразеологизм.10.20.30.40.50
Паронимы.10.20.30.40.50

Слайд 3

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 3

Вопрос от писателя 10
Прокомментируйте выделенные слова в отрывках из романа Пушкина «Евгений Онегин»: Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас.
Васисдас – просторечие, созданное из немецких слов Was ist das?, что значит «Что случилось?»

Слайд 4

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 4

Вопрос от писателя 20
Прокомментируйте выделенные слова в отрывках из романа Пушкина «Евгений Онегин»: Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на свободе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед.
Боливар – широкая шляпа по моде 20-х годов 19 века. Брегет – фирма часов, здесь «часы»

Слайд 5

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 5

Вопрос от писателя 30
Визитка (из франц. «посещать») употреблено в значении «однобортный короткий сюртук с закруглёнными полами».
Определите, в каком значении в данном контексте употреблено выделенное слово: «Девицу Налимову одели в трико и коротенькую визитку, слегка тронули лицо сажей и выпустили на сцену в роли кузнеца Клеона». (Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»)

Слайд 6

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 6

Вопрос от писателя 40
Шушун – диалектизм, в южнорусских говорах старинная женская верхняя одежда вроде кофты, телогрейки.
Укажите, чем является выделенное слово в отрывке из стихотворения С. Есенина «Письмо матери»: А) архаизм, Б) неологизм, В) жаргонизм, Г) диалектизм Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Слайд 7

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 7

Вопрос от писателя 50
Ревизская сказка – список крепостных душ, составляющий при переписи крестьян (ревизии) Конфектный билет – обёртка конфеты с напечатанным на ней стихотворением Приносили частые жертвы Бахусу – Бахус – бог вина, поэтому речь идёт о тех, кто часто пьёт
Объясните значения выделенных выражений в приведённых ниже примерах из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». «Как давно изволили подавать ревизскую сказку»? «Губернатор держал в одной руке конфектный билет, а в другой болонку». «Говорили они все как-то сурово, таким голосом, как бы собирались кого прибить; приносили частые жертвы Бахусу».

Слайд 8

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 8
Этимология 10
Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Сгинуть, гибельный, согнать, согнуть?
Гнуть (общеслав.) того же корня, что и гибкий, гибнуть, губить, латышск. Gubt «гнуться», «изгибаться» - гибнуть. Не является этимологически родственным гнать. Происходит от общеслав. слова «бить».

Слайд 9

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 9

Этимология 20
Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Время - веретено
На родственность слов указывают сочетания РЕ и ЕРЕ. Время – буквально «чередование дня и ночи» Веретено – буквально «вертящаяся палочка»

Слайд 10

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 10

Этимология 30
Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Слушать, славный, слыть, послать
Слушать – производное от слух Слыть – того же корня, что слово, слава, слух Славный – от слава, а слава того же корня, что и слыть Послать (общеслав.) – послълати – буквально «подносить, жертвовать». По отношению к предыдущим слова родственным не является

Слайд 11

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 11

Этимология 40
Венок - от венец (буквально «украшение, сплетённое из листьев, цветов) – от вити Веник тоже сплетён из нескольких веток Повойник – головной убор. Тоже от слова вити
Можно ли считать эти слова этимологически родственными: Повойник, венок, венец, веник?

Слайд 12

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 12
Этимология 50
Вол и волынка не родственные слова. Вол от общеслав. Вельможа. Животное названо так по размеру. Волынка производное от слова Волынь, откуда этот инструмент получил распространение в России. Выдра и выдрать не родственные слова. Выдра – общеслав., где В раньше было У. Выдра буквально «водяная». Выдрать от слова «драть».
Назовите пары слов, являющиеся этимологически родственными: вол-волынка, выдра-выдрать, капать-капуста, нож-вонзать, отец-вотчина, порох-перхоть, цапать-цапля.

Слайд 13

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 13

Этимология 50
Капать и капуста не родственные. Капать произошло от звукоподражания кап-кап. Капуста восходит к лат. Caput – голова. Нож и вонзать – родственные слова, нож произошло от ньзити – «колоть, резать», а вонзать от ньзати – «пронзать». Ж/З Отец и вотчина – родственные. Здесь наблюдается во втором слове начальное В, характерное древнерусскому, вместо начального О общеславянского. Т/Ц
В слове порох корень тот же, что и в слове прах. Здесь наблюдаются сочетания оро/ра. Порох и перхоть объединяет и схожесть значений: и то и другое похоже на порошок. Цапать от звукоподражания цап-цап. Цапля от той же основы, что цапать. Цапля так названа потому, что она хлопает, шлёпает и хватает.

Слайд 14

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 14

Объясни фразеологизм 10
До морковкина заговенья – до скончания века, очень долго ждать Посадить в калошу – разоблачить, вывести на чистую воду, подвести Камень преткновения – преграда на пути к достижению цели Нести свой крест – смиренно терпеть превратности судьбы Нищие духом – 1. смиренные, лишённые гордости. 2. неумные, лишённые духовных интересов
До морковкина заговенья Посадить в калошу Камень преткновения Нести свой крест Нищие духом

Слайд 15

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 15

Объясни фразеологизм 20
Рядиться в павлиньи перья Персона нон грата По Сеньке шапка Вешать собак Дать прикурить
Рядиться в павлиньи перья – пытаться показать себя более значительным, чем есть на самом деле Персона нон грата – нежелательный человек По Сеньке шапка – получил то, что заслужил Вешать собак – несправедливо обвинять кого-либо Дать прикурить – проучить, наказать

Слайд 16

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 16

Объясни фразеологизм 30
Прийтись не ко двору Потёмкинские деревни Плясать под чужую дудку Становой хребет Прописать ижицу
Прийтись не ко двору – быть неугодным Потёмкинские деревни – показное, мнимое благополучие Плясать под чужую дудку – беспрекословно подчиняться кому-либо Становой хребет – основа, опора Прописать ижицу – 1. высечь, выпороть. 2. строго выбранить, проучить

Слайд 17

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 17

Объясни фразеологизм 40
Сжечь корабли – решительно порвать с прошлым. Тиран Агафокл высадился на побережье Африки и сжёг все корабли, чтобы не было пути к отступлению Валаамова ослица – 1. покорный, молчаливый человек. 2. Упрямая женщина. Из Библии. У Валаама была ослица. Когда он поехал, чтобы проклясть народ Израилев, перед ней явился ангел с мечом. Ослица стала сворачивать, а пророк её бил, так как не видел ангела. Тогда она заговорила человеческим голосом. Бить баклуши – бездельничать. Баклуши – это то, из чего делали деревянные ложки Тарабарская грамота – что-либо непонятное, бессмысленное. Тарабарское письмо – это зашифрованное письмо, которое использовалось с 12-13 века.
Объясните значение и происхождение фразеологизма: Сжечь корабли Валаамова ослица Бить баклуши Тарабарская грамота

Слайд 18

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 18

Объясни фразеологизм 50
Объясните значение и происхождение фразеологизма: Лавры Герострата Внести свою лепту Вернуться к своим пенатам Терновый венец
Лавры Герострата – злодейская слава. Герострат сжёг одно из чудес света – храм Артемиды в Эфесе, желая прославиться Внести свою лепту – принимать посильное участие в чём-либо. Из Евангелия. Из притчи о вдове, которая положила две последние лепты, мелкие монеты. Вернуться к своим пенатам – вернуться в родной дом. Пенаты – античные духи, охранявшие покой семьи. Терновый венец – мученичество, страдания. Из Евангелия.

Слайд 19

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 19

Паронимы 10
Чем различаются эти паронимы? Гарантийный – гарантированный.
Гарантийный – предоставляющий гарантию Гарантированный – обладающий гарантией

Слайд 20

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 20

Паронимы 20
Чем различаются эти паронимы? Добрый – добротный.
Добрый – обладающий добротой Добротный – хорошо сделанный, качественный

Слайд 21

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 21
Паронимы 30
Чем различаются эти паронимы? Единичный – единственный – единый.
Единичный – в одном экземпляре Единственный – один Единый – совместный, представляющий целое

Слайд 22

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 22
Паронимы 40
Чем различаются эти паронимы? Обосновать – основать.
Обосновать – объяснить Основать – открыть, начать, положить основу

Слайд 23

Школа юного филолога. Конкурс эрудитов, слайд 23
Паронимы 50
Чем различаются эти паронимы? Экономный – экономичный – экономический.
Экономный – бережливый Экономичный – создающий возможность накопить, сохранить Экономический – относящийся к области экономики
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.