Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Баба- Яга
Эта старушка не любит детей Часто пугают ей малышей. У бабушки есть костяная нога, Зовут же старуху
Исследовательский проект. Выполнил ученик 3 «В» класса МБОУ СОШ № 16 Якимов Кирилл
кл. руководитель: Почепко И.П.
Слайд 2
«...сегодня древняя вера наших предков... похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановить по обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил, хотя существует немало серьезных исследований».
А. Баженова
Слайд 3
Мы все любим чудеса. А где они происходят? Конечно в сказках.
Сказки очень добрые, весёлые и поучительные. В них много героев.
Среди них нас больше всего заинтересовала Баба Яга. Почему? Да потому что в разных сказках её образ может меняться. Временами она - злобная ведьма - налетает на Русь, несёт с собой мор людей и падёж скота, похищает детей. Иной раз она - «гостеприимная» хозяйка, - и к ней заглядывают гости с Руси: одних Яга пытается съесть, других привечает, помогает советом и делом, предсказывает судьбу. Она может быть хитрой и смешной.
Баба-Яга - неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка?
Слайд 4
Анализ анкеты проведённой в 3 «В» классе МБОУ СОШ № 16, показал:
18 опрошенных учащихся считают, что Баба Яга это:
- старая злая и агрессивная старуха - 16 чел.
добрая веселушка, которая помогает победить зло - 2 чел.
В 3 «В» классе из 18 опрошенных учащихся считают, что Баба Яга:
Не могла быть молодой – 12 чел. (67 %)
Возможно могла быть – 5 чел. (28 %)
Да могла быть молодой – 1 чел. (5%)
В 3 «В» классе из 18 опрошенных учащихся считают, что родственниками Бабы Яги мог быть такой персонаж как :
Бабайка – 16 чел. (89%)
Баба Йога (Йогиня-матушка) – 2 чел. (11 %)
Слайд 5
Актуальность:
Кем являлась на самом деле баба-Яга: была ли она молодой и были ли у нее родственники ? Мнения моих одноклассников разделились, поэтому данное исследование мы считаем актуальным.
Слайд 6
Предмет исследования: Баба-Яга – представитель славянской мифологии.
Цель работы:
Исследовать представителя славянской мифологии – Бабу-Ягу и исследовать персонаж более детально, а особенно попробовать дать ответы на вопросы: была ли баба-Яга молодой? И были ли у бабы-Яги родственники?
Пробудить интерес у одноклассников к изучению сказок и мифологии.
Мы поставили следующие задачи:
выявить уровень знания учащихся 3 «В» класса о Бабе-Яге
выяснить значение слова «Баба-Яга»,
изучить литературу о Бабе-Яге,
сделать анализ образ Бабы-Яги в сказках, картинах, мифах
выполнить творческую работу (представить бабу-Ягу молодой и нарисовать ее портрет).
Слайд 7
Мы выдвинули гипотезу: не все учёные, исследователи одинаково объясняют образ Бабы-Яги, не все ученики 3 «В» класса имеют представление о бабе-Яге, как о представителе некогда молодой и доброй женщине, во взглядах и представлениях одноклассников существуют расхождения образа бабы-Яги.
Методы исследования: изучение литературных источников по теме, выполнение творческой работы (иллюстрации), анкетирование (2 этапа).
База исследования: МБОУ СОШ № 16, учащиеся 3 «В» класса
Время исследования: с 20 февраля по 5 марта
Слайд 8
Этапы исследования:
1-й этап – Подготовительный. Изучение проблемы, актуальность, разработка мероприятий, анкетирование.
2-й этап. Основной. (Сбор информации о Бабе-Яге, поиск сказок, картин о Бабе-Яге, анкетирование одноклассников, творческое задание).
3-й этап. Заключительный. Подведение итогов, оформление работы. Представление работы на конкурс «Я - исследователь»
Слайд 9
Глава I.
Давайте знакомиться!
Кто ты, Баба-Яга?
Достойное место данный образ занимает в Мифологическом словаре:
«Баба Яга, Яга Ягишна, Яга Виевна, Яга Змиевна – сказочный персонаж; род ведьмы или злой дух под личностью безобразной старухи».
Баба - первая часть имени показывает, что персонаж преклонного возраста «баба», «бабушка» предназначены для образования людей старшего поколения.
У неё необычная, чаще всего костяная нога, упоминающая почти всегда в единственном числе.
Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит
Баба Яга, костяная нога. («Иван Быкович»).
Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке,
входит – в избушке сидит Баба Яга, костяная нога,
старая, беззубая. («Заколдованная Королева».)
Баба Яга обычно изображается в виде большой
(нос в потолок) горбатой старухи с большим, длинным,
горбатым и крючковатым носом.
Слайд 10
2. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.Даля сказано, что «яга» - «шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур; шуба, тулуп, халатного покрою».
Также возможно, что слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться, кричать». (Толковый словарь живого великорусского языка В.Даля)
Кто же она ?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
узнать больше об этом персонаже.
Слайд 11
М. Забылин пишет:
Под этим именем почитали Славяне
адскую богиню, изображаемую
страшилищем в железной ступе,
имеющей железный посох.
Ей приносили кровавую жертву,
думая что она питает ею двух своих внучек,
которых ей приписывали и услаждается
при этом, пролитием крови.
Под влиянием христианства народ забывал
своих главных богов, припоминая только второстепенных и особенно те мифы, которые имеют олицетворённые явления и силы естества или символы житейских потребностей.
Таким образом, баба-яга из злой адской богини превратилась в злую старуху колдунью, подчас людоедку, которая живёт всегда где-нибудь в лесу, уединённо, в избушке на курьих ножках. … Вообще, о бабе-яге остались следы только в народных сказках и её миф сливается с мифом ведьм
Слайд 12
Иная версия
Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, т. н. тонические существа, к которым принадлежит и Баба Яга.
Слайд 13
Баба-Яга в сказках
Мною прочитано 10 сказок, в которых встречается образ Бабы Яги. Баба Яга уже не берегиня, не прародительница и не хранительница рода и традиций, а злая и коварная старуха.
Часто в сказках она живёт у дремучего леса в избушке на курьих ножках, которая поворачивается к лесу задом, а к пришельцу передом («Иван Быкович»), что соответствует представлениям древних славян о том, что баба – яга живёт на границе между земным и нижним миром.
Но встречаются и другие варианты: в «Зверином молоко» избушка бабы – яги стоит в чистом поле, а в «Финисте – ясном соколе» на поляне; в сказках «Василиса Прекрасная» - в глухом, дремучем лесу на полянке, вокруг неё – забор из человеческих костей, на заборе черепа людские с глазами, вместо дверей у ворот – ноги человечьи, вместо запоров – руки, вместо замка – рот с острыми зубами. В «Марье Маревне», чтобы попасть к бабе – яге, нужно переправиться через огненную реку.
В фольклоре баба – яга теряет свою величественность, потому что в сказках её имя пишется с маленькой буквы. Попадаются лишь единицы сказок, где сохранил ось написание имени собственного. Иногда в сказках бабу – ягу называют ягая или Яга Ягинишна.
Слайд 14
Баба-Яга в сказках
Во многих сказках баба–яга, как бы вспоминая о своём первоначальном предназначении берегини, даёт добрый совет гостям ( «Иван Быкович», «Поди туда- не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Царевна – лягушка»). Часто кормит, поит, в бане моет, переодевает, спать укладывает героя. Она часто крадёт детей («Иванушка», «Гуси – лебеди»).
Часто баба – яга хочет съесть героя или героиню («Финист – ясный сокол», «Баба–яга»). Однако баба – яга не делает этого за частую даёт добрый совет.
В некоторых сказках баба-яга, прежде чем помочь, заставляет делать тяжёлую работу («Василиса Прекрасная», «Марья Моревна»).
Мы попытались рассмотреть 3 образа мифологических персонажей – это Яг-Морт, Йогиня-Матушка и Бабайка и сделали следующие выводы:
Слайд 15
Яг-Морт кто он: муж,брат, сын бабы-Яги?
Яг-Морт – герой преданий народов
Севера.
На языке коми-зырян «яг» – лес,
лесной, «морт»– человек. «Яг – Морт»
означает «лесной человек».
На самом деле из преданий следует,
что Яг-Морт – это не просто лесной
человек, а лесное чудовище.
описание Яг-Морта:
«Ростом он был с добрую сосну,
по голосу и обличью – дикий зверь.
Лицо обросло черною как смоль
бородою; глаза кровавого цвета,
дико сверкающие из-под густых
бровей, одежда из невыделанной
медвежьей шкуры».
Слайд 16
Некоторые исследователи русского фольклора считают, что героиня русских сказок Баба Яга появилась из коми-зырянской мифологии
Если имя «Баба Яга» перевести с коми-зырянского языка, оно будет означать «лесная баба».
Так и есть – русская Баба Яга живет в лесу. Так кем же она приходится Яг-Морту – матерью, сестрой или женой?
Может быть, Баба Яга потому такая злая на людей, что те ее любимого мужчину Яг-Морта погубили?
Слайд 17
Йогиня-Матушка
Встретились в рукопашной схватке за первенство Велес и Буря-Яга, долго бились, да каждый раз боги отводили руку, занесенную для рокового удара, и у нее, и у него. И
Была еще у древних славян Йогиня-Матушка, ее еще называли Баба Його. Эта женщина была покровительницей детей, в особенности детей-сирот, она странствовала по Земле и забирала их собой в свой Скит, он располагался у подножья алтайской горы.
Слайд 18
Йогиня-Матушка
Встретились в рукопашной схватке за первенство Велес и Буря-Яга, долго бились, да каждый раз боги отводили руку, занесенную для рокового удара, и у нее, и у него. И
Из специального углубления, находящегося возле Капища Рода выдвигался специальный помост, он разделялся выступом на два углубления. Выступ называли Лопатой. В одно углубление клали спящих в белых одеяниях детей, а в другое клали сухой хворост. После того, как в Пещь Ра задвигали лопату Йогиня-Матушка поджигала хворост. После прохождения Огненного обряда дети не возвращались в мирскую жизнь Родов. Присутствовавшие на Огненном обряде чужестранцы, вернувшись в свои края, очень красочно рассказывали про обряд, где маленьких детей приносят в жертву Древним Богам, бросив их в Огненную печь. А совершала этот обряд некая Баба Йога. Однако чужестранцам было не дано увидеть, что происходило на самом деле.
Слайд 19
А происходило это так. Как только помост-лопата задвигался в Пещь Ра, срабатывал защитный механизм – опускалась каменная плита, отделяя углубление с детьми от огня. После того как загорался огонь в Пещь Ра, детей с лопаты переносили в Капище Рода Жрецы Рода. Из детей-сирот воспитывали будущих Жриц и Жрецов, а когда они вырастали, создавали семьи и продолжали Род.
Что же касается чужеземцем, которые присутствовали на обряде, они не могли всего увидеть, что же происходило на самом деле, рассказывали свои версии сказок, в которых кровожадная Баба Йога и Жрецы приносили детей в жертву своим Богам.
Такие сказания не могли не сказаться на репутации Матушки-Йогини. Из доброй, молодой и красивой Богини Йогиня-Матушка превратилась в злобную, горбатую старуху, которая жарит детей на костре и питается ими. Исказилось и светлое доброе имя Йогини. Вот так и появился образ Бабы Яги.
Слайд 20
БАБАЙКА
Покровительницей детей в древности считалась
«баба», поэтому по информации
из «Живого великорусского словаря» В.И. Даля:
БАБА (древ. покровительница детей) + АЙКА (от междометья АЙ-яй-яй)
«детей пугают бабайкою, старухою», «тут сходятся производные от „бабы"».
Бабайка – бабаёжка – баба-Яга (женского рода, традиционный образ Яги, Еги, Егишны, Егибобы – стража между мирами: обычным и волшебным).
У русских есть и ещё один подобный персонаж:
Бабайка — злая старуха, которой пугают непослушных, капризных детей. Тут сходятся производные от бабы и от бабая.
Слайд 21
Выводы по первой главе
1. В ходе исследования было выявлено, что Баба-Яга – представитель «славянской мифологии».
2. В исследованиях нет однозначного описания образа Бабы-Яги и ее происхождения.
3. Представленные нами образы мифологических персонажей: Яг-Морта, Йогини-Матушки и Бабайки могли бы быть прообразом Бабы-Яги или даже родственниками Яги.
Яг-Морт мог быть мужем или братом бабы-Яги (слово Яг(а)) – один корень.
Слайд 22
Выводы по первой главе
Йогиня-Матушка – образ доброй, молодой и красивой Богини. Из этого образа Йогиня-Матушка превратилась в злобную, горбатую старуху, которая жарит детей на костре и питается ими. Исказилось и светлое доброе имя Йогини. Вот так и появился образ Бабы Яги. (Звук «Я» в слове Яга становится звуком «ЙА»). Отсюда произошла замена буквы
Бабайка – бабаёжка – баба-Яга (женского рода, традиционный образ Яги, Еги, Егишны, Егибобы – стража между мирами: обычным и волшебным).
Образы Йогини-Матушки и Бабайки похожи и на иллюстрациях представленных в сказках.
Слайд 23
Глава II.
Наши представления о Бабе-Яге
Как представляли Бабу-Ягу ученики 3 «В» класса до исследования и после
До сообщения: старая, злая, коварная – 16 человек из 18
После сообщения: красивая, молодая (13 человек из 18)
Слайд 24
Глава II.
Наши представления о Бабе-Яге
Детское творчество
Слайд 25
Кто мог являться, по вашему мнению, родственником Бабы Яги?
БАБАЙКА
Йогиня-Матушка
ИЛИ
До сообщения: 16 одноклассников из 18 предположили, что бабайка могла бы быть родственницей бабы-Яги
После сообщения: 7 одноклассников согласились с предположением, что Йогиня-Матушка это образ молодой бабы-Яги
Слайд 26
В конце исследования мы провели повторное анкетирование учеников нашего класса. Изучение и сравнительный анализ анкет показал следующие результаты:
Формулировка вопроса.Результаты ответов до изучения образа Бабы-Яги (человек).Результаты ответов после изучения образа Бабы-Яги (человек)
Приняли участие в анкетировании (человек).18.18
Кто такая, по вашему мнению, Баба Яга?.- старая злая и агрессивная старуха - 16 чел.
- добрая веселушка, которая помогает победить зло - 2 чел..- старая злая и агрессивная старуха - 5 чел.
- добрая веселушка, которая помогает победить зло - 13 чел.
Баба Яга могла ли быть, по вашему мнению, молодой?.Не могла быть молодой – 12 чел.
Возможно могла быть – 5 чел.
Да могла быть молодой – 1 чел..Не могла быть молодой – 6 чел.
Возможно могла быть – 0 чел.
Да могла быть молодой – 12 чел.
Кто мог являться, по вашему мнению, родственником Бабы Яги?.Бабайка – 16 чел.
Баба Йога (Йогиня-матушка) – 2 чел..Бабайка – 7 чел.
Баба Йога (Йогиня-матушка) – 11 чел.
Слайд 27
Заключение
В ходе своего исследования мы нашли ответы на многие вопросы, прочитали много русских народных сказок, узнали значение непонятных слов, провели опрос среди учащихся по теме исследования, узнали из дополнительной литературы многое о Бабе Яге.
Нам очень понравилось анализировать сказки. Мы поняли, что нужно всегда очень внимательно относиться к чтению любого произведения, так как только вдумчивое чтение позволит сделать какие-нибудь новые открытия .
Слайд 28
Автор исследования благодарит своих одноклассников, учеников
3 «В» класса
МБОУ СОШ № 16,
за оказанную помощь
и участие в работе по теме «Баба-Яга».
Слайд 29
Спасибо за внимание !