Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
использование иллюстративного ряда, ИКТ, музыкального материала на учебных занятиях курса ОРКСЭ модуля ОПК
Автор: Мозжерина Надежда Николаевна,
учитель МБОУ Красноярской СОШ
Слайд 2
Искусство обучения не требует ничего иного, кроме искусного распределения времени, предметов, методов.
Я.А. Коменский
Слайд 3
УчЕбно- методический комплекс
Слайд 4
Цель работы
Осмысление работы с музыкальным материалом, иллюстративным рядом в курсе ОРКСЭ как процесса создания единого образного пространства, необходимого для усвоения учащимися содержания курса в пределах модуля ОПК
Слайд 5
Комплекс решаемых Задач
выбрать и оценить наиболее эффективные формы работы в классе с музыкальным, иллюстративным материалом по темам в курсе ОРКСЭ модуля ОПК;
анализировать тот или иной иллюстративный материал ;
представить задания, которые развивают предметные, УУД учащихся при работе с данным материалом;
показать использование информационно- коммуникационных технологий в учебном процессе для повышения эффективности в работе с иллюстративным материалом.
Слайд 6
словарь методических терминов
Иллюстративный материал – цветное или черно-белое изображение, которое специфическими, только ему присущими средствами, находясь в тесном взаимодействии с другими структурными компонентами, реализует научно-педагогические и дидактические принципы, заложенные в учебнике
Слайд 7
классификация ведущих иллюстративных материалов на занятиях ОРКСЭ:
I иллюстративный модуль:
ресурсы реалистического визуального ряда;
II иллюстративный модуль:
ресурсы синтезированного визуального ряда;
III иллюстративный модуль:
деловая графика.
Слайд 8
основные дидактические функции иллюстративного ряда на занятиях ОРКСЭ
Поясняет какой- либо текст.
Заменяет основной текст, т.е. самостоятельно раскрывает содержание учебного материала.
Помощь в выражении мысли, т.е. компенсация того, что трудно выразить словами. Позволяет ученикам получить визуальное представление о предмете повествования.
Оказывает неоценимую помощь в понимании неизвестных слов, обозначающих предметы и явления.
Воспитывает позитивное отношения к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране, её святыням.
Слайд 9
Занятие №14 «Храм»
В каждом храме есть алтарь. Даже по внешнему виду храма мы можем определить место алтаря: он всегда находится в восточной части храма. Снаружи эта часть полукруглая. Вход в храм находится в ___________ части. Храм венчает одна или несколько глав. Рядом с храмом или над входом в храм строится колокольня или звонница, то есть башня, где висят колокола. Храм разделяется на три части: алтарь, храм, __________ (или трапезная). ________ – это часть храма, примыкающая к входу.
Слайд 10
Храм снаружи
Каждая часть храма имеет своё название. Купол стоит на основании, которое принято называть «барабаном» (или «шеей»). Его форма может быть шлемовидной (напоминает воинский шлем) или луковичной (напоминает луковку). Храм опоясывает со всех сторон (кроме восточной) галерея.
Слайд 11
Крест софийского собора г.Новгород
Украшения храма тоже имеют свои названия: росписи (фрески) – живописные изображения; колонны; арки; кокошники - декоративные элементы, напоминающие старинные женские головные уборы; закомара - полукруглые или иные завершения верхней части стены; наличники - обрамления оконного проёма; изразцы, витражи - рисунки на окнах или цветные стёкла окон. Даже цвет храма (из красного кирпича или белые стены) служит дополнительным украшением.
Все храмы на Руси отличаются друг от друга, облик их уникален.
Слайд 12
выступление творческой группы
Каждый из храмов на Руси освящен в честь какого-то события (Храм Рождества Христова, Сретения Господня) или святого (Николая Чудотворца, Ильи Пророка, Параскевы Пятницы).
В храме зажигают свечи, лампады, светильники. Во время службы в храме звучат песнопения.
Храм украшают и снаружи. Это могут быть росписи храма, рисунки, изразцы. Изразец - керамическая плитка, которая вставляется в стену
Слайд 13
Занятие №8 «Пасха»
Просфора́ (греч. προσφορά — приношение, мн. ч.: про́сфоры),
просвира́ — богослужебный литургический хлеб, употребляемый
в православии для таинства Евхаристии и для поминания во время проскомидии живых и мёртвых.
Своим происхождением просфора уходит в глубокую древность.
В Ветхом завете упоминается заповедь о принесении хлеба в жертву: «пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной» (Лев.7:13). В скинии Моисея находились хлеба предложения (пресные), состоящие из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный, то есть два начала, Божественное и человеческое.
Слайд 14
Занятие №7 «Христос и его крест»
Во время крещения человеку дается имя в честь какого-либо святого, который с этого времени становится его небесным покровителем.
Каждому христианину следует знать жизнь своего покровителя небесного и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством.
Наши благочестивые предки старались отмечать день памяти своего святого - «день Ангела» - и праздновали этот день более торжественно, чем день своего рождения.
Хотя день небесного покровителя и называют “днем Ангела”, но это именно день святого небесного покровителя который еще называют “именинами”.
На данном слайде в качестве примера даны святые Вера, Надежда, Любовь и София, которые могут быть покровителями девочек, носящих их имена (если они названы именно в честь этих святых)
На данном слайде в качестве примера даны святые Вера, Надежда, Любовь и София, которые могут быть покровителями девочек, носящих их имена (если они названы именно в честь этих святых)
Слайд 15
Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) направляю на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне
Слайд 16
Характеристика иллюстраций по плану (устно или письменно)
(По Новицкой М. Ю.)
1. Какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге?
2. На чём акцентирует внимание, что подчёркивает художник в выбранной сцене?
3. Какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?
4. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит.
5. Уделяет ли художник особое внимание каким- либо деталям? Какую роль они играют?
6. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать библейские сюжеты?
Слайд 17
Возможные виды деятельности при работе с репродукциями картин
1. Краткая справка о художнике и его картине.
2. Составление комментария к картине (выявление общей темы, описание эмоционального настроя, анализ композиции, сюжета, колорита картины), выявление специфических приемов, характерных для живописи.
3. Письменная работа (мини-сочинение) с целью сопоставления живописных полотен, посвященных одному сюжету.
Слайд 18
Формы проведения заочной экскурсии:
просмотр видеофильма с обсуждением и выполнением заданий;
рассказ учащегося (или группы) сопровождающийся видеорядом;
самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимся или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;
посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет- ресурсов
Слайд 19
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/14
Слайд 20
Применение перечисленных методов, приемов обучения в их оптимальном сочетании при изучении курса обеспечивает практическую направленность учебного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для понимания и эмоционально - ценностного освоения нравственно-этических норм.
Слайд 21
Овладение компетенциями по работе с информацией
Памятка к описанию исторического памятника (храма)
1.Как называется памятник? (В честь какого святого назван храм?)
2.Кто его создал (кто автор)?
3. Как выглядит памятник? (опишите его внешний вид).
4. Каково его назначение?
Памятка для сравнения культурных (культовых) объектов
1.Найдите общее в сравниваемых фактах (событиях, характеристике исторических деятелей, памятниках, их назначении и т. д.).
2.Найдите различия.
3.Сделайте вывод.
Слайд 22
Занятие №21 «Зачем творить добро?»
Класс делится на две группы ( одни записывают добрые поступки героя, другие – злые.
Озвучиваются результаты.
Перед учащимися ставятся проблемные вопросы: например «Можно ли достичь желаемого, совершая добрый или злой поступок?».
Слайд 23
Тема №15 «Христианское искусство»
Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами
Слайд 24
Иконостас символизирует образ Небесной Церкви во главе с Иисусом Христом.
Иконостас обращён иконами к средней части храма, где стоят молящиеся
Таким образом, во время Богослужений верующие как бы стоят лицом к лицу с небожителями, таинственно присутствующими в образах иконостаса
Слайд 25
Установите соответствие между понятием и его определением,
запишите определение понятия, к которому не написано объяснение
Иконостас.А)панихидный столик, с изображением распятия, где зажигают свечи. Чтобы помолиться об умерших
Канун.Б) круглая небольшая жаровенка с благоухающими маслами (ладаном), которые кладутся на горящие угли
Кадило.В) место, где молится священник, туда никто не может входить без его благословения
Алтарь.Г) двери, через которые во время службы выносят Евангелие- благую весть о царе- Христе
Царские врата.Д)__________________________________
__________________________________
А.Б.В.Г.Д
....
Слайд 26
Подпиши иллюстрации.
Слайд 27
Послушай звон колоколов. Зачем звонят колокола?
Слайд 28
Спасибо за внимание!