Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
СВЕРДЛОВСКИЙ ЗООПАРК
Слайд 2
Все началось с УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания) в 1870 году. Основал его швейцарец Онисим Клер, много послуживший появлению зоопарка в Екатеринбурге.
Слайд 3
«Все животные должны находиться на свободе и, по возможности, в естественной обстановке, которая относится к естественному сочетанию их сообщества. Зоопарк — не скучный музей, не тюрьма для зверей, а стройная система живых уголков, где животные могут проявлять присущие им свойства».
За образец хотели взять Московский зоопарк
Слайд 4
«Существующие за границей зоопарки принадлежат крупным акционерным компаниям и ставят себе целью создание мест развлечения. Мы ставим вопрос иначе. Зоопарк в наших советских условиях является научным учреждением и местом разумного отдыха трудящихся».
Слайд 5
Но требования, которые предъявляются к питомнику и зоопарку настолько различны, что объединить их практически невозможно. Зоопарки обычно располагаются в центре крупных городов, ежедневно их посещают десятки людей, для того, чтобы обеспечить для животных нормальные условия существования, необходимо вкладывать большие средства. Для питомников эти затраты излишни. Их можно удобно разместить в местах естественного обитания зверя, подальше от плохой экологии и праздного любопытства обывателя. К 1930 г. при Уралохотсоюзе уже работали два питомники (в Таватуйском лесничестве и под Тобольском). Нужда в зоопарке, как опытной площадки для разведения пушного зверя, пропала. Лишившись перспективы участия в производстве валютного товара, он потерял и шанс на реальное полноценное финансирование.
Слайд 6
Супруги Эрнст Фердинандович и Эмма Федоровна Филитц построили здесь в середине 1880-ых гг. пивоваренный завод (его производственные корпуса по сей день занимают почти весь квартал по ул. Энгельса) и скромный общественный сад при нем. Планировка сада ничем необычным не выделялась: незначительная растительность, пруд с лодками, сбитое из неотесанных досок помещение, именуемое «театр», и павильон с буфетом.
Слайд 7
Советская власть завод национализировала, бывшая хозяйка вскоре скромно и незаметно умерла. Сад же продолжал жить своей жизнью: днем там собирались пионеры, ночью гремел духовой оркестр — отдыхали взрослые. «За воротами высаживались жители окрестных домов, и все лущили семечки, — вспоминают старожилы. — Тротуары шелестели от слоя шелухи, так как подметали их отнюдь не каждый день».
Слайд 8
В 1924-26 гг. в «филитцевском саду» гастролировали передвижной зверинец и цирковая труппа. На сцене выступали боксеры, акробаты, дрессировщики. В праздничные дни у соседней Крестовоздвиженской церкви можно было услышать благовест и пение молодого тогда солиста свердловской оперы Ивана Козловского.
Слайд 9
В 1930 г. власти церковь закрыли, а в сад въехал зоопарк. В начале июля 1930 г. «Уральский рабочий» сообщал об активных строительных работах: «Для бурого и белого медведей выстраиваются специальные бассейны. Пруд очищается, на нем создаются специальные островки для плавающих птиц». Открытие зоосада ожидалось 15 июля.
Слайд 10
18 сентября 1930 г. Свердловский зоосад принял первых посетителей. Казалось, что в тесных клетках и вольерах животных расселили временно, что через два-три года они передут в просторный большой зоологический парк. Но нет ничего более постоянного, как что-либо временное. Наспех сооруженным павильонам суждено было простоять более шестидесяти лет. Теснота и скученность вместо естественных условий обитания с годами стали хронической болезнью. Тогда была эпоха огромных планов и куда более скромных свершений, зоопарк не стал исключением из правила.
Слайд 11
Достопримечательностью довоенного зоопарка был исключительно сообразительный бурый медведь. «Стоило у клетки появится двум-трем посетителям, — вспоминал создатель «Медвежьего цирка» В. Филатов, — как он жалостливо просовывал лапы сквозь решетку и просил подачки. Если это попрошайство не удавалось, хитрый косолапый принимался выделывать разные трюки. Медведь хватал лежащее в клетке бревно, перекатывал через спину, перебрасывал с лапы на лапу, вертел, затем ложился, подбрасывал бревно кверху, ловил задними ногами и быстро-быстро вертел его». Служители сказали, что «артиста» специально никто не дрессировал. Этот медведь вдохновил Валентина Ивановича на создание цирковой программы, в которой все самые сложные номера выполняли только медведи.
Слайд 12
Своего рода символом послевоенного возрождения Свердловского зоопарка стал первый «Путеводитель», изданный в 1951 г. Коллекция в то время насчитывала 550 особей 110 видов. Больше половины — обитатели Урала. Здесь множество птиц: белые лебеди, гуси всех видов, соколы, коршуны, совы; грызуны и зайцеобразные от домовой крысы до зайца-беляка; хищники: соболь, песец, росомаха, рысь, лисы, волки, бурые медведи. Из крупных копытных — северный олень и лось. Разнообразно были представлены экзотические звери и птицы. Кроме любимого крокодила «Коли», традиционных львов и двугорбых верблюдов, павлинов и попугаев, можно было увидеть менее знакомых цивету, ягуара, буйволов и диких кабанов. Самым крупным недостатком экспозиции являлось полное отсутствие рыб. Пытаясь как-то восполнить пробел, дирекция зоопарка совместно с Уральским отделением Всесоюзного института рыбного хозяйства организовала в 1950 г. временную выставку «Рыбоводство и рыболовство на Урале».
Слайд 13
Путеводитель о зоопарку
Слайд 16
Кто из нас ХАРЗА?
Слайд 19
Кто из нас больше?
Слайд 20
У кого из нас «сумка»?
Слайд 21
Кто из нас хищник?