Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Материальная азбука природы: от «А» до «Я»
Комаров Антон, 8 класс
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5
г. Арзамас
Руководитель: Колмакова Юлия Леонидовна, учитель истории.
Слайд 2
Кто первым сказал «а».
Знаменитый греческий ученый Фалес жил 2600 лет назад. Это был общительный, жизнерадостный человек отменного здоровья. Занятия наукой сочетал со спортом. Он не раз завоевывал олимпийские призы. И умер Фалес на стадионе от солнечного удара, в почтенном 78-летнем возрасте, аплодируя соревнованию олимпийцев. Его знания по геометрии и астрономии поражали современников. Особенно, после того как он предсказал полное солнечное затмение. Но главная заслуга Фалеса в том, что он первым поставил вопрос об исходных элементах мира.
Когда спрашивают, кто первым открыл атом, ответ всегда вызывает удивление- его сначала придумали, почти на две с половиной тысячи лет раньше, чем открыли. Слово «атом», точнее «атмон» в переводе с греческого означает «неделимое». Так греки называли и букву алфавита. Ученики Фалеса – Левкипп и Демокрит считали: атомы—буквы материальной азбуки природы, бесконечное число твердых, неделимых далее частичек.
Слайд 3
Анатомия атома
В 1869 году внимание ученого мира было обращено к строгим шпилям Петербурга. Оттуда пришла сенсационная новость: 35-летний профессор Петербургского университета Д. И. Менделеев установил, что между атомами существует связь, которая проявляется в периодичности их свойств. Это было выдающимся открытием. Московский физик А. Г. Столетов обнаружил, что в состав атомов входят электроны. Англичанин Дж. Томсон считал, что по своему строению атом похож на круглую булку с изюмом: положительно заряженное тесто с изюминками—электронами. Француз Ж. Перрен высказал мысль о том, что атом устроен наподобие Солнечной системы — в центре тяжелое ядро с положительным электрическим зарядом, вокруг вращаются планеты—электроны. Какая из этих двух моделей правильная решили опыты Эрнста Резерфорда. Победила планетарная модель Перрена.
Слайд 4
Возможности мирного использования атомной энергии
XX век дал удивительные примеры человеческого гения: появились авиация, ракеты, космонавтика, электроника, радио, телевидение, вычислительная техника... Блага от этих изобретений, как и порожденные ими проблемы, прямо или косвенно затронули всех землян. Человек овладел невиданными ранее средствами созидания и глобальными по возможностям орудиями разрушения и уничтожения. Разбуженная человеческим гением атомная энергия необычайно усилила процесс, названный научно-технической революцией.
Слайд 5
Мирный атом на службе человека
Атомный ледокол «Ленин» первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
Проект атомохода был разработан в 1953—1955 годах Главным конструктор -В. И. Неганов. Судно было спущено на воду 5 декабря 1957. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.
Слайд 6
Создание атомных электростанций
Первая в мире атомная электростанция (АЭС), построенная в городе Обнинске под Москвой, дала ток в июне 1954 г. Мощность ее была весьма скромной - 5 МВт. Однако она сыграла огромную роль экспериментальной установки, где накапливался опыт эксплуатации будущих крупных АЭС.
Впервые была доказана возможность производства электрической энергии на основе расщепления ядер урана, а не за счет сжигания органического топлива и не за счет гидравлической энергии.
Слайд 7
Атомный щит родины.
После окончания Второй мировой войны американцев нервически интересовал вопрос: сможет ли Советский Союз создать атомную бомбу?. Если да, то когда? Многие эксперты и «знатоки России» вообще категорически отвергали какую-либо возможность создания атомной бомбы в нашей стране, только что перенесшей тяготы четырехлетней кровопролитной войны. Генерал Гровз так и заявил в конгрессе: « В лучшем случае Советам для этой цели потребуется 15-20 лет»…
Слайд 8
Создатели атомной бомбы
Игорь Курчатов Юлий Харитон Андрей Сахаров
Слайд 9
Игорь Курчатов – академик атомного века.
В мировой науке с именем И.В Курчатова связан период расцвета ядерной физики. В первые дни Отечественной войны ученый уходит добровольцем в Военно-Морской флот. Им были разработаны эффективные способы защиты советских кораблей от мин врага. Однако через год Игорь Курчатов возвращается к своей работе по исследованию атомного ядра. Он был основоположником отечественной ядерной энергетики, одним из создателей советской атомной бомбы, руководил первыми испытаниями на Семипалатинском полигоне и занимался исследованиями цепной ядерной реакции. И.В.Курчатов явился также основателем первого НИИ по ядерным проблемам, который перерос во Всероссийский научный центр, носящий его имя.
Слайд 10
Первая атомная бомба
В 1947 году Советское правительство заявило: секрета атомной бомбы не существует. Но на Западе это заявление сочли пропагандистским трюком. В этом были убеждены и самые матерые разведчики.
Можно представить их изумление, когда в конце августа 1949 г. самолет американских ВВС, оснащенный специальным оборудованием, доставил пробы воздуха , взятые на большой высоте и не оставляющие сомнения в том, что где-то в Советской Азии произведены испытания атомной бомбы. Так США потеряли атомную монополию.
Слайд 11
Новые достижения науки
Наука не стоит на месте. В 60-80-х годах ученым предстояло создать миниатюрный и надежный космический ускоритель, электронную пушку, выстрелы которой должны вызвать искусственное полярное сияние, плазменный генератор
В Москве состоялись советско-американские технические переговоры о промышленном использовании ядерных взрывов. Посредством ядерных взрывов были перекрыты две аварийные газовые скважины в Узбекистане. Ядерные взрывы применялись и для образования огромных подземных емкостей для хранения воды, нефти, природного газа.
Слайд 12
Нанотехнологии – новое в истории атома
Еще в 1959 году нобелевский лауреат Ричард Фейнман в своём выступлении предсказал, что в будущем, научившись манипулировать отдельными атомами, человечество сможет синтезировать все, что угодно. В 1981 году появился первый инструмент для манипуляции атомами — туннельный микроскоп. Оказалось, что с помощью этого микроскопа можно не только «видеть» отдельные атомы, но и поднимать и перемещать их. Этим была продемонстрирована возможность собирать из них, словно из кирпичиков, все, что угодно: любой предмет, любое вещество.
С использованием нанотехнологий будут ликвидированы голод, болезни, загрязнение окружающей среды. Практически все может быть изготовлено молекулярными роботами непосредственно из атомов и молекул окружающей среды.
Андронный коллайдер
Слайд 13
Миру – мир.
Ученые всего мира должны помнить о том, что идея неограниченной
свободы научных
исследований сегодня
уже не может приниматься
безоговорочно.
Современные и будущие
возможности науки могут
обернуться весьма
тяжелыми последствиями
для человека и
человечества.
Берегите нашу планету!
Слайд 14
Помнить Хиросиму.
В Хиросиме в Парке Мира стоит необычный памятник. Он поставлен в память о юной жертве атомного взрыва. Памятник напоминает атомную бомбу: на ее вершине с поднятыми вверх руками девочка поддерживает журавлик. Почему так? В Японии бытует поверье, что журавли живут тысячу лет – это символ долголетия. Девочка Садако Сасаки, 12 лет, за время лучевой болезни должна была свернуть тысячу бумажных журавликов, но не успела, умерла, сделав 644.
Слайд 15
«Горькая полынь» - Чернобыль
«Авария на Чернобыльской АЭС
жестоко напомнила, что люди еще только осваиваются с теми фантастическими могучими силами, которые сами же вызвали к жизни, еще только учатся ставить их на службу прогрессу»
Из выступления М.С.Горбачева
по Центральному телевидению
18 августа 1986 г.
Слайд 16
Список литературы
1. Вселенная электрона www bgpu. ru./lit/books/universe/
2 Атомный ледокол «Ленин» www/rustrana,ru./article/php?nid.
3 Первая в мире атомная электростанция в г. Обнинске. Users.kpi.kharkov.na/fhgsics/atom/
4.Чернобыльская АЭС. Фотогалерея. Pripyat.com/ru/
5 Н.В.Попов. Новейшая история в художественно – исторических образах. М.. Просвещение
6. Н.Н.Яковлев. Книга для чтения по новейшей истории 1917 – 1945 г. М., Просвещение
7. В.И.Виноградов, Г.А.Орлов Хрестоматия для учителя. История СССР в документах и
иллюстрациях. М., Просвещение
8. Газета «Аргументы и факты», подшивка за 2007 и 2008 гг.www.aif.ru/
9 Курчатовский институт – центр нанотехнологий. www/ полит.ru. Science/2007/
10 Г. Медведев. Чернобыльская хроника. М., Современник, 1989 г.