Презентация - Искусство народов севера

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Искусство народов Севера
Создала презентацию руководитель студии «АРТ-ДИЗАЙН» Блинникова С.Г. Нефтеюганский район п.г.т. Пойковский НРМОБУ ДОД ЦРТДи Ю

Слайд 2


В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды,  восхваляющие мастерство владения иглой. Одна гласит о богатыре остяцком, который гордится, что «у него есть рукодельница – дочь, держащая и иглу в концах пальцев» [11; С. 83]. Прилетевшая к герою в образе филина невеста, дабы показать своё мастерство, отдаёт богатырю рукавицы из шкурок филина «как шов шился – не видно, как работа работалась – не видно, или они так и были созданы» [8; С.142]. В одной мансийской сказке об иголке сказано «И мала, и хрупка, а сила в ней велика» [5; С. 51]. В противоположность искусно сшитой и прочной одежде часто приводится сюжет склеивания одежды, которая отличается непрочностью, а результат такой работы не приносит героям счастья [8; С. 63, 74].
В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды,  восхваляющие мастерство владения иглой. Одна гласит о богатыре остяцком, который гордится, что «у него есть рукодельница – дочь, держащая и иглу в концах пальцев» [11; С. 83]. Прилетевшая к герою в образе филина невеста, дабы показать своё мастерство, отдаёт богатырю рукавицы из шкурок филина «как шов шился – не видно, как работа работалась – не видно, или они так и были созданы» [8; С.142]. В одной мансийской сказке об иголке сказано «И мала, и хрупка, а сила в ней велика» [5; С. 51]. В противоположность искусно сшитой и прочной одежде часто приводится сюжет склеивания одежды, которая отличается непрочностью, а результат такой работы не приносит героям счастья [8; С. 63, 74].
В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды,  восхваляющие мастерство владения иглой. Одна гласит о богатыре остяцком, который гордится, что «у него есть рукодельница – дочь, держащая и иглу в концах пальцев» [11; С. 83]. Прилетевшая к герою в образе филина невеста, дабы показать своё мастерство, отдаёт богатырю рукавицы из шкурок филина «как шов шился – не видно, как работа работалась – не видно, или они так и были созданы» [8; С.142]. В одной мансийской сказке об иголке сказано «И мала, и хрупка, а сила в ней велика» [5; С. 51]. В противоположность искусно сшитой и прочной одежде часто приводится сюжет склеивания одежды, которая отличается непрочностью, а результат такой работы не приносит героям счастья [8; С. 63, 74].
Традиционный игольник – вместилище иголки. В фольклоре обско-угорских народов встречаются сказки и легенды,  восхваляющие мастерство владения иглой. Одна гласит о богатыре остяцком, который гордится, что «у него есть рукодельница – дочь, держащая и иглу в концах пальцев» [11; С. 83]. Прилетевшая к герою в образе филина невеста, дабы показать своё мастерство, отдаёт богатырю рукавицы из шкурок филина «как шов шился – не видно, как работа работалась – не видно, или они так и были созданы» [8; С.142]. В одной мансийской сказке об иголке сказано «И мала, и хрупка, а сила в ней велика» [5; С. 51]. В противоположность искусно сшитой и прочной одежде часто приводится сюжет склеивания одежды, которая отличается непрочностью, а результат такой работы не приносит героям счастья [8; С. 63, 74]. Игольник, хранящий в себе иглы, находится в специальном рукодельном мешочке «тутчан» или в орнаментированной коробке из пихтовой коры. С этими вещами женщина ни когда не разлучается. Игольник – это основная вещь для девочки, она копирует его от матери. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как она мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить». Игольницы могут быть подарены мамой, бабушкой или крёстной матерью «пухлым анки». Выходя замуж, девушка берёт с собой  рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. По отсутствию или наличию этих предметов родители узнают: девушка ушла по собственному желанию или с ней что-то случилось [21]. Игольница сопровождает женщину всю жизнь. Велико значение игольника и в свадебном обряде. Восточные ханты водили невесту вокруг жилища жениха или внутри его, клали на пол игольник [13; с. 38]. Александровские ханты невесту снимали с лодки или с нарты и ставили на игольник перед входом в дом. На Васюгане, через неделю после переезда в дом мужа, на черёмуховое дерево в жертвенном месте женщина подвешивала игольник [6; С. 187].

Слайд 3


Хантыйский хенд-мейд- традиционные игольницы  Традиционная игольница – это предмет, в котором составные части и элементы оформления несут определённое практическое и смысловое назначение. Исследователями выделяется три основных типа игольников, дифференцирующиеся по способу изготовления и хранения: прямоугольные или круглые; ромбовидные из сукна или меха; трубчатые [1; С. 92]. Н.В Лукина в целом относит игольники по общехантыйскому названию намыт и близкого мансийскому немто к одному общему типу мягких игольников [7; С.260]. У восточных хантов игольники наиболее однотипны и отличаются по разнообразию крепилок, подразделяющихся на пять типов по форме, материалу и месту бытования [7; С. 263].

Слайд 4

Слайд 5

Игольница Игольница. Автор: Хоров П.В. Датировка: 1975 год Место создания: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Ханты-Мансийский р-он, с. Нялино Этническая принадлежность: Ханты Материал, техника: сукно, кожа, кость, металл, бисер, пошив, аппликация, нашивание Размеры: длина - 15 см; ширина - 15 см Использовался для хранения иголок и ниток.

Слайд 6

Игольница Конец ХХ века Материал:  ткань, металл, нить х/б, бисер, ручное производство Техника:  лоскутное шитьё, вышивка бисером, бисероплетение Описание:  Игольница круглой формы, тыльная сторона изготовлена из сукна серо-сиреневого цвета, лицевая сторона изготовлена в техники лоскутного шитья из полос сукна, образующих вписанные ромбы, края круга – сиреневые, затем идет синий ромб с желтыми ромбами в углах, в него вписан желтый с сиреневыми ромбами в углах, затем – синий с сиреневыми ромбами в углах, в центре – желтый ромб. Края игольницы обшиты кантом из красного ситца. По окружности пришита ажурная кайма, плетеная из бисера синего, белого, зеленого и желтого цветов в виде перекрещивающихся низок, соединенных с бисерной цепочкой. К одному краю пришита подвеска в виде низки из бисера, соединенная в петли в нижней части, на сгибе к ней примотана зелеными нитками крепилка в форме согнутой «восьмеркой» металлической пластинки. Лицевая сторона игольницы украшена бисерной вышивкой. По канту пришиты ряды бисера желтого цвета, выполненные прямыми стежками по 2 бисерины. Верхний край синего ромба обшит прямыми стежками в 2 бисерины белого цвета с добавлением над ними третьей; контуры желтых ромбов в углах обшиты прямыми стежками в 2 бисерины белого цвета; нижний край ромба обшит прямыми стежками по 2 бисерины оранжевого цвета. Контуры оставшихся вписанных ромбов обшиты белым бисером прямыми стежками по 2 бисерины и желтым бисером, пришитым прямыми стежками по 2 бисерины с добавлением третьей. Место и время бытования:  Сургутский район, юрты Ермаковых Ульт-Ягунского с/с. 1990-е гг. Легенда:  Закупка у Ермаковой Капитолины Романовны, изготовлена сдатчицей в 1990 году. Атрибуция:  Утварь для хранения мелких предметов домашнего обихода. Игольницы.

Слайд 7


Игольник, хранящий в себе иглы, находится в специальном рукодельном мешочке «тутчан» или в орнаментированной коробке из пихтовой коры. С этими вещами женщина ни когда не разлучается. Игольник – это основная вещь для девочки, она копирует его от матери. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как она мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить». Игольницы могут быть подарены мамой, бабушкой или крёстной матерью «пухлым анки». Выходя замуж, девушка берёт с собой  рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. По отсутствию или наличию этих предметов родители узнают: девушка ушла по собственному желанию или с ней что-то случилось [21]. Игольница сопровождает женщину всю жизнь. Велико значение игольника и в свадебном обряде. Восточные ханты водили невесту вокруг жилища жениха или внутри его, клали на пол игольник [13; с. 38]. Александровские ханты невесту снимали с лодки или с нарты и ставили на игольник перед входом в дом. На Васюгане, через неделю после переезда в дом мужа, на черёмуховое дерево в жертвенном месте женщина подвешивала игольник [6; С. 187].
Игольник, хранящий в себе иглы, находится в специальном рукодельном мешочке «тутчан» или в орнаментированной коробке из пихтовой коры. С этими вещами женщина ни когда не разлучается. Игольник – это основная вещь для девочки, она копирует его от матери. «Ты берёшь от неё как бы память, будешь, как она мастерить, шить и всю жизнь с такой мыслью жить». Игольницы могут быть подарены мамой, бабушкой или крёстной матерью «пухлым анки». Выходя замуж, девушка берёт с собой  рукодельный мешочек и игольник. Эти предметы она забирает с собой в случае самовольного ухода из родного дома в дом жениха. По отсутствию или наличию этих предметов родители узнают: девушка ушла по собственному желанию или с ней что-то случилось [21]. Игольница сопровождает женщину всю жизнь. Велико значение игольника и в свадебном обряде. Восточные ханты водили невесту вокруг жилища жениха или внутри его, клали на пол игольник [13; с. 38]. Александровские ханты невесту снимали с лодки или с нарты и ставили на игольник перед входом в дом. На Васюгане, через неделю после переезда в дом мужа, на черёмуховое дерево в жертвенном месте женщина подвешивала игольник [6; С. 187].
На примере технологии создания игольника ханты бассейна р. Тром-Аган, мы рассмотрим особенность, материал и назначение каждого элемента в данном предмете.

Слайд 8

Размеры игольника соответствуют расстоянию между внешним краем разреза глаз или ширины скул, исключением являются кукольные игольники, которые изготавливаются девочкой самостоятельно и являются уменьшенной копией настоящей игольницы. Берётся ткань, делается указанный замер – это будет общая средняя  ширина стороны игольника. Из полосок  сукна шириной в два пальца вырезается четыре равносторонних квадрата    Квадраты соединяются и образуют центральную часть игольника, так называемый «глаз» или «сердце». Этот центральный элемент не является рабочей зоной. Он украшается пуговицами, вышивкой бисером. Сердцевина так же может быть выполнена и другим способом – из цельного куска сукна квадратной формы, на котором тканевой аппликацией или мозаикой создаётся орнамент, чаще всего «перна» - крест, располагающийся в косом положении Т.А. Молданова отмечает, что «перна», т.е. крест – это широко распространённый орнамент, именуемый одинаково у обских, казымских и частично у тромъёганских ханты [10; С.94]. Вышитый в центре крест является указанием на сакральность предмета [9; С.  179].

Слайд 9

К каждой стороне квадратной сердцевины игольника пришиваются прямоугольные полоски из сукна другого цвета. По уголкам пришиваются квадраты из сукна контрастного цвета. Встречаются игольники и без угловых квадратиков, так как одна прямоугольная деталь пришивается к краю следующей. К образованному многоцветному квадрату таким же образом пришивается ещё один ряд или два ряда полос и квадратиков по нарастающей схеме. В результате получается составной, равносторонний квадрат задуманного мастерицей размера. После пришивания всех рядов делается замер по вышеуказанному расположению «ширины краёв глаз». Опушка по краю игольника шьётся полосой из меха выдры, норки или соболя. По сведению информаторов, мех выдры является особенным и соответствует характеру намыт: «характер этого зверя хитрый и игольница «хитрая», берёшь её с собой, затолкав куда либо» [21]. Все стыки деталей расшиваются бисером, в виде стежков по 2-3 бусины называемые «намт  лэк», что дословно – игольница и след. По уголкам пришивают небольшие кусочки лебяжьего пуха с кожицей «с заднего места пучки» -  «васыт пухэ моры» – утка, шерсть, пупочек. При смачивании слюной пушок начинает «расти», т.е. распушается и увеличивается в размерах. Если нет такого пуха, пришивают вместо него по углам пуговицы [19; 21]. К верхней части поля игольницы пришиваются кончики ушек оленей, так называемые «пос» - метки, которые ставят на ушах для определения принадлежности оленя. Они нанизываются на жилу в связку из нескольких штук –  это необходимо для счёта телят и определения убежавших оленей [21]. На современных игольниках такой элемент используется как декоративный.

Слайд 10

Для задней стороны игольника используют тонкую брюшную оленью кожу «хон нюр» - кожа живота. Иногда используется мех с кудряшками, взятый с задней части старого саха [шубы]. Применяют так же сукно, ровдугу, брезентовую ткань или искусственную кожу. Вся поверхность прошивается мелкими стежками похожими на следы «шажки оленей». Шов с рабочей стороны игольника делается еле заметным, в то время как с задней части швы достигают 3-4 мм и прокладываются рядами по кругу или вдоль и поперёк. Считается, что «чем больше стежков, тем богаче оленями будет мастерица» [21]. С левой руки от мастерицы, пришивается крепилка для сухожильных нитей из подъязычной кости оленя «вэли лов», кости предплечья гагары или лебедя, из рога или бедренной кости оленя. Иголки обязательно должны втыкаться параллельно этой косточке острым концом к себе, а остатки нити обматываются вокруг иглы. Для того чтобы ткань рабочей поверхности не изнашивалась, к поверхности иногда пришивают полосы из ровдуги или грубого сукна. Положение иглы связанно с манерой шитья, когда игла проталкивается через материал в направлении «на себя» с помощью указательного пальца с напёрстком без донышка. Существует большое разнообразие форм  крепилок для ниток из сухожилий оленя. В литературе встречается описание вариантов резных орнаментированных костяных, и в последние годы, пластмассовых крепилок [16; С. 10, 181; 7; С. 359; 22]. На Васюгане подобного рода изделия отличались особенной художественной красотой резьбы, украшаемые гравировкой, резьбой и наколом, представляющими собой орнаменты из полос, уголков, зигзагов, ямок и звёздчатых розеток [6; С.160]. Наличие крепилок и их большого разнообразия отличает восточных хантов от северных и южных групп [7; С. 265]. Крепилка служит для хранения заготовленных заранее сухожильных ниток, которые имеют несколько видов отличающихся по качеству сучения и времени засушки оленьих и лосиных сухожилий.

Слайд 11


К крепилкам особой петлёй за середину нити привязывают 10 прядей по 10 нитей в каждой и сплетают в сложные косы – всего 100 нитей [20]. Петля позволяет вынимать по одной нитке из пучка с помощью игольного ушка [20; 21]. В «Песне воскресшей женщины» звучат слова о спасении её при переходе через озеро с помощью «жилок-косичек», которые она в своей жизни изготовила [15; С. 38-39]. В правом верхнем углу игольника находится мешочек для хранения напёрстка «Лый кырех» изготовленный из меха с «нижнего места» самца выдры «чичэк», в нём так же  хранятся несколько пуговиц. Край украшается сукном, расшитым бисером и меховой опушкой. Мешочек крепится к игольнику за раздвоенный ровдужный ремешок, на который нанизаны крупные бусины, одна из которых служит для затягивания горлышка, предохраняя выпадение напёрстка [21]. В последние годы шьются составные мешочки, крой которых напоминает уменьшенный вариант рукодельного мешочка.

Слайд 12


В правой нижней стороне игольника, на длинной самодельной или фабричной цепочке или ремешке с нанизанными бусинами, крепится держатель для напёрстка. Этот элемент делается из зуба лисы, косточки с утиной, глухариной или гагачьей лапы или крыла, прямо с суставчиками, либо вытачивается из рёберной кости или лопатки оленя фигурный фрагмент в форме напоминающей ручку весла. На цепочку с держателем нанизывается по несколько напёрстков.

Слайд 13


Визуально игольник делится на три зоны с лева на право. Первая зона – это одна третья доля со стороны, к которой прикреплена костяная крепилка для ниток. Вторая зона включает в себя середину игольника «глаз» и часть верхнего и нижнего краёв, к этим частям сверху и снизу иглы не прикрепляются. Третья зона игольника – сторонас  меховым мешочком и косточкой-держателем для напёрстков. Хранится игольник в свёрнутом виде в рукодельном мешочке, либо вывешивается в развёрнутом виде на стене женской стороны дома рядом с рукодельным мешочком. Складывание  игольника производится следующим образом: на правой стороне укладывают к центру крепилку для напёрстка и мешочек, а за тем начинают сворачивать трубочкой в направлении к крепилке с сухожильными нитями, которыми обматывают свёрток, а их концы фиксируют на краю крепилки или в самой сухожильной пряди. По словам информатора, игольник «лишний раз» стараются не показывать, так как могут «сглазить» работоспособность или скопировать орнамент [21].

Слайд 14


На «рабочих» игольниках, которыми мастерицы продолжают пользоваться, наблюдается наличие большого количества различных  пришитых подвесок в виде бубенчиков, связок из красивых пуговиц, фрагментов цепочек от самодельных до фабричных, различных значков и бляшек, элементов бижутерии, кончиков оленьих ушек и лебяжьих пушков. Крепилки держат несколько косиц из нитей разного сорта, а на держателях для напёрстка нанизано несколько металлических напёрстков. В целом предмет создаёт образ «живого», «живущего», «шумящего и шуршащего существа», «подруги и спутницы» несущей в себе маленькие кусочки памяти о жизни, людях, моментах и элементах материальной и духовной жизни народа.

Слайд 15


Заключение
Традиционная игольница – это предмет женского обихода, в котором составные части и элементы оформления несут определённое практическое и смысловое назначение. Игольницы из сукна варьируются в зависимости от территории бытования. Встречаются игольницы круглой, овальной, прямоугольной форм. Основной тип декорирования – суконная мозаика, отделка конструктивных и декоративных швов сукном, подшейным оленьим волосом. Широко используется бисер, бусы, металлические отливки. Хантыйское прикладное искусство , как и искусство каждого народа, имеет свою специфику, свой особый образный язык. Тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык станет понятным, откроется красота и выразительность произведений хантыйского искусства, их глубокое содержание и непреходящая эстетическая ценность. Мы все должны чтить помнить и сохранять, передавая из поколения в поколение традиции своего народа, уважать традиции тех народов, с которыми мы проживаем рядом. Источники: музей г. Сургута, Когалыма (этнографическая коллекция), 1.ВОРОНОВА Е.В. Оберег который всегда с тобой// www titul_lutit. Ru 2.МОЛДАНОВА Т.А. орнамент хантов Казымского приобья:семантика, мифология, генесиз.-Томск: изд.Том. ун-та 1999г. 3. Лукина Н.В.

Слайд 16


Доклад окончен. Спасибо за внимание!