Презентация - Дисциплина без стресса

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

ДИСЦИПЛИНА БЕЗ СТРЕССА
Как сделать обучение интересным и полезным? Как уменьшить стресс у учащихся и учителя? Как воспитывать ответственность и самостоятельность?

Слайд 2

ТРИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПА, НА КОТОРЫХ ДОЛЖНА СТРОИТЬСЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ
ПОЗИТИВНОСТЬ ВЫБОР РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 3

ПОЗИТИВНОСТЬ Надо воспринимать детей не как злостных нарушителей, а как тех, кому не хватает навыков
Учимся формулировать свои мысли позитивно, без частицы «не». Примеры: «По коридору мы ходим спокойно». «Проверь, всё ли вы приготовили к уроку». 2. В речи не должно быть угроз. 3. Надо повышать самооценку, «доращивать» ученика. 4. Надо говорить о поведении, но не переходить на личности. «Ты всегда опаздываешь!» «У тебя много хороших привычек, но пунктуальность надо улучшать».

Слайд 4

ВЫБОР
У человека есть свобода выбора своей реакции. Надо учить контролировать свои импульсы – чтобы не находиться в роли жертвы. Надо учить детей отличить гнев на человека от гнева на ситуацию.

Слайд 5

СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГНЕВОМ
СТОЙ сделай глубокий вдох
ПОДУМАЙ о вариантах реакции
ИДИ к наиболее правильной реакции

Слайд 6

СТРАТЕГИЯ «ПРИМИРЯЮЩИЕ КРУГИ»
Самый эффективный способ изменить человека – это поменяться самому.
Каждый вносит предложения, что он сможет сделать для урегулирования конфликта
А
В
Нельзя: фокусироваться на причине конфликта; говорить о недостатках другого;
ситуация
Надо ориентироваться на будущем. Только его можно изменить.

Слайд 7

РЕФЛЕКСИЯ
Невозможно контролировать другого человека непрерывно, невозможно и изменить другого человека, поэтому самый эффективный способ вызвать перемены в других людях – задавать рефлексивные вопросы (вопросы на размышление о себе)
«Твоё поведение безопасно? Как его можно изменить?» Помогает ли то, чем ты сейчас занят, выполнить работу?»

Слайд 8

СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
Обучение иерархии уровней поведения Проверка на понимание (вопросы) Моделирование (получение реакции от нарушителя)

Слайд 9

ИЕРАРХИИ ПОВЕДЕНИЯ
D – демократия (развита внутренняя мотивация) – человек совершает хорошие поступки, потому что это правильно, развита самодисциплина. Проявляет желание учиться и сохраняет сосредоточенность весь урок Добровольно выполняет задания без присмотра взрослого Доделывает задания, потому что это в его интересах

Слайд 10

C – СОТРУДНИЧЕСТВО (КОНФОРМИЗМ) - внешняя мотивация – правильное поведение из-за давления внешних факторов Практикуется, если взрослый рядом Прикладывает усилия, чтобы произвести хорошее впечатление или порадовать других Выполняет задания ради хорошей оценки

Слайд 11

В –ТИРАНИЯ (БУЛЛИНГ) – неприемлимый уровень поведения Мешает другим, устанавливает свои стандарты, командует другими А – АНАРХИЯ (самый нижний уровень поведения) Отсутствие порядка Бесцельность, хаотичность

Слайд 12

ПРОВЕРКА НА ПОНИМАНИЕ
Учащиеся размышляют об уровне выбранного поведения Надо самому воспринимать любую неприятную ситуацию как возможность научить, а не наказать Стараться предупредить плохое поведение, перенаправив внимание

Слайд 13

МОДЕЛИРОВАНИЕ (ПОЛУЧЕНИЕ РЕАКЦИИ ОТ НАРУШИТЕЛЯ)
Если нарушения продолжаются, нужно сделать так, чтобы решение о последствиях (наказании) принял сам нарушитель

Слайд 14

КАК РАЗВИТЬ У ДЕТЕЙ ЖЕЛАНИЕ УЧИТЬСЯ
Создать учебный климат, базирующийся на трёх категориях взаимоотношений: - взаимоотношения учителя и учеников; - взаимоотношения учеников; - взаимоотношения учителя и отдельного ученика Применение трёх стратегий: классные собрания; сотрудничество ослабление перфекционизма

Слайд 15

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ С КЛАССОМ
Надо сократить список правил «Уважай других и думай о безопасности» Надо взывать к ответственности и обязательствам: приносить школьные принадлежности, приходить вовремя, выполнять задания и т.п. Надо разговаривать о манерах, побуждать детей к рефлексии Надо обучать детей процедурам: как зайти в класс, как подготовиться к уроку и т.п.

Слайд 16

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧЕНИКОВ
Недостаток дружбы, разобщённость– одна из причин угасания интереса к учёбе Надо проводить игры на знакомство (дети рассказывают о своих увлечениях, интересные случаи, которые произошли с ними и т.п.; Помогать налаживать взаимоотношения между детьми (учить урегулировать конфликты, доброму отношению к другому)

Слайд 17

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ
Надо уделять как можно больше времени неуспевающим ученикам (результативно репетиторство между учениками); Надо говорить о том, что вы ожидаете от ученика; Надо признавать прогресс в поведении и обучении Придумывать систему сигналов для привлечения внимания; Задавать вопросы на размышление :«Что бы помогло тебе выполнить это задание?», «В чём польза этой работы?»

Слайд 18

СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЁБЕ
Проведение классных собраний для обсуждения насущных проблем, развития нужных черт характера, уменьшения разобщённости Надо учить: внимательному, рефлексивному слушанию (Прокомментируй ответ выступавшего) Развивать эмпатию «Ты хотел бы, чтобы с тобой поступали так же?» Отрабатывать приёмы вежливого общения Обязательно в конце проводить рефлексию

Слайд 19

2. Развитие сотрудничества Конкуренция и рейтинги у многих отбивают желание учиться Надо: Проводить как можно больше парных и групповых работ; Не задавать, а поставить вопрос – ученики в группах обдумывают ответ Проводить совместную оценку, проверку работ Надо учить выполнять работу качественно. А для этого надо научить ставить цель, планировать поэтапно действия для её достижения, проверять её выполнение.

Слайд 20

3. Уменьшать перфекционизм – желание всё сделать бузупречно. Надо внушить детям, что ошибки – это возможность дальнейшего роста. Надо убирать критику, желание исправить ребёнка Надо учить находить свои ошибки самостоятельно. Принцип «применяй сейчас, совершенствуйся позже»

Слайд 21

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
Надо знать
Некоторые учатся последовательно (левополушарные), а другим надо увидеть картинку целиком (правополушарные) Каждый контактирует с окружающим миров своим образом - виды интеллекта Каждый запоминает информацию через «свои» органы чувств (одним надо себя слышать, другим – увидеть объект, а третьим – двигаться, потрогать руками) С тревожностью надо бороться, а чувства удовольствия усиливать

Слайд 22

КОНСТРУКЦИЯ УРОКА
Предвкушение – настрой, целеполагание Участие – объяснение материала, проверка на понимание, тренировка Рефлексия – проговорить то, что выучили, показать, что полученные знания важны для жизни

Слайд 23

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
Включение в работу заданий 6 уровней восприятия информации: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Задавать вопросы, которые предполагают разные варианты ответа Учить детей осознавать как работает их мышление В конце урока применять стратегию «подумай – обсуди – расскажи» Проговаривать вслух то, что запомнил Применение дифференцированного обучения Использовать сигнальные карточки, для получения обратной связи