Презентация - Соединительное и интонационное тире

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ И ИНТОНАЦИОННОЕ ТИРЕ

Слайд 2


СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ТИРЕ.ИНТОНАЦИОННОЕ ТИРЕ
1. Соединительное тире ставится, заменяя по смыслу слова от... до, для обозначения пределов: а) пространственных: Поезд Москва — Санкт-Петербург', б) временных: в конце XIX— начале XX века;  в) количественных: 15—20 метров в диаметре.  2. Соединительное тире ставится между именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п. Например: физический закон Бойля—Мариотта;  матч «Спартак» — «Динамо»..Интонационное тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить смысловые отношения между членами предложения: Это пособие — для учителей и Это — пособие для учителей. Ср. также постановку тире при параллелизме структуры частей сложного предложения: Тот — острым жалом вдумчивой осы язвит мечты; тот — как кинжалом режет; тот — грёзы косит с быстротой косы. (В. Брюсов)

Слайд 3

364. Объясните постановку или отсутствие тире в предложениях. Установите значение выделенных слов.
Москва моя родина и всегда ею останется. 2. Нам нож — не по кисти, перо — не по нраву, кирка — не по чести, и слава — не в славу мы —ржавые листья на ржавых дубах... 3. Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту — вот в чём задача. 4. Наш мир — недели подневольные, наш мир — молчанье, мрак и прах... 5. Это — не надежда и не вера, не мечтой одетая любовь: это — знанье, что за жизнью серой, в жизни новой, встретимся мы вновь. 6. Я последний поэт деревни ... 7. Земля корабль, а не комета, я твой матрос, двадцатый век. 8. Русь, ты вся поцелуй на морозе! 9. Пускай критический каноник меня не тянет в свой закон, — ведь я лирический ироник: ирония — вот мой канон. 10. Вчера ещё в глаза глядел, а нынче — всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, — все жаворонки нынче — вороны! 11. Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто -то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

Слайд 4


Упражнение 3 6 5 . Из изучаемых вами произведений художественной литературы выпишите предложения, в которых проиллюстрировано употребление тире между подлежащим и сказуемым в неполных предложениях. Сформулируйте правила постановки тире.

Слайд 5


366. Выразительно прочитайте стихотворения.
Вербы — это весенняя таль, И чего-то нам светлого жаль, Значит — теплится где-то свеча, И молитва моя горяча, И целую тебя я в плеча. Этот колос ячменный — поля, И заливистый крик журавля, Это значит — мне ждать у плетня До заката горячего дня. Значит — ты вспоминаешь меня. Розы — страшен мне цвет этих роз, Это — рыжая ночь твоих кос? Это — музыка тайных измен? Это — сердце в плену у Кармен? (А. Блок)
В огромном городе моём — ночь. Из дома сонного иду — прочь. И люди думают: жена, дочь, — А я запомнила одно: ночь. Июльский ветер мне метёт — путь, И где-то музыка в окне — чуть. Ах, нынче ветру до зари — дуть Сквозь стенки тонкие груди — в грудь. Есть чёрный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед, И тень вот эта, а меня — нет. Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус. Освободите от дневных уз, Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
Почему авторы употребляют тире, порой противореча пунктуационным нормам русского языка? Как это передаёт мироощущение поэтов? 2. Какой фонетический приём использован в стихах для усиления выразительности?
(М. Цветаева)

Слайд 6

368. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, тире и объясняя его постановку.
1. У самой горы виднелась крестьянская хижина, а напротив мельница на берегу ручья. 2. Вместе с платиной поднялись ее геохимические родичи никель и хром. 3. Москва громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского. 4. Учение семена знаний, а знания семена счастья. 5. Охранять природу значит охранять Родину... 6. Грушницкий юнкер. 7. Приметы на дорогах это не главные приметы. 8. В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом хорошие и меткие местные слова, в третьем слова людей разных профессий...

Слайд 7


Домашнее задание
§ 77, Упражнение 367

Слайд 8


Рефлексия.
Светофор
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто

Слайд 9

Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Голь-цова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
C69128098ac6a9b41fc2c7641a0a86080efcd85e _24877-50078 9ab7aa2e06427cb59e5c1362e6845038 logotip D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures_teacher_6(2) 51572196_bereza 6b9b30c963297772d00541d8b154d5b1

Слайд 10


Работа учителя МОУ «Зимстанкская сош» п.Зимстан, Усть – Куломского района Республики Коми Кочановой Валентины Викентьевны