Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ И ИНТОНАЦИОННОЕ ТИРЕ
Слайд 2
СОЕДИНИТЕЛЬНОЕ ТИРЕ.ИНТОНАЦИОННОЕ ТИРЕ
1. Соединительное тире ставится, заменяя по смыслу слова от... до, для обозначения пределов:
а) пространственных: Поезд Москва — Санкт-Петербург',
б) временных: в конце XIX— начале XX века;
в) количественных: 15—20 метров в диаметре.
2. Соединительное тире ставится между именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п. Например: физический закон Бойля—Мариотта;
матч «Спартак» — «Динамо»..Интонационное тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить смысловые отношения между членами предложения: Это пособие — для учителей и Это — пособие для учителей.
Ср. также постановку тире при параллелизме структуры частей сложного предложения: Тот — острым жалом вдумчивой осы язвит мечты; тот — как кинжалом режет; тот — грёзы косит с быстротой косы. (В. Брюсов)
Слайд 3
364. Объясните постановку или отсутствие тире в предложениях. Установите
значение выделенных слов.
Москва моя родина и всегда ею останется. 2. Нам нож — не по кисти, перо — не по нраву, кирка — не по чести, и слава — не в славу мы —ржавые листья на ржавых дубах... 3. Вытащить из человека наружу его сокровенную мечту — вот в чём задача. 4. Наш мир — недели подневольные, наш мир — молчанье, мрак и прах... 5. Это — не надежда и не вера, не мечтой одетая любовь: это — знанье, что за жизнью серой, в жизни новой, встретимся мы вновь. 6. Я последний поэт деревни ... 7. Земля корабль, а не комета, я твой матрос, двадцатый век. 8. Русь, ты вся поцелуй на морозе! 9. Пускай критический каноник меня не тянет в
свой закон, — ведь я лирический ироник: ирония — вот мой канон. 10. Вчера ещё в глаза глядел, а нынче — всё косится в сторону! Вчера ещё до птиц сидел, — все жаворонки нынче — вороны! 11. Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто -то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Слайд 4
Упражнение 3 6 5 .
Из изучаемых вами произведений художественной литературы выпишите предложения, в которых проиллюстрировано употребление тире между подлежащим и
сказуемым в неполных предложениях.
Сформулируйте правила постановки тире.
Слайд 5
366. Выразительно прочитайте стихотворения.
Вербы — это весенняя таль,
И чего-то нам светлого жаль,
Значит — теплится где-то свеча,
И молитва моя горяча,
И целую тебя я в плеча.
Этот колос ячменный — поля,
И заливистый крик журавля,
Это значит — мне ждать у плетня
До заката горячего дня.
Значит — ты вспоминаешь меня.
Розы — страшен мне цвет этих роз,
Это — рыжая ночь твоих кос?
Это — музыка тайных измен?
Это — сердце в плену у Кармен?
(А. Блок)
В огромном городе моём — ночь.
Из дома сонного иду — прочь.
И люди думают: жена, дочь, —
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метёт — путь,
И где-то музыка в окне — чуть.
Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
Есть чёрный тополь, и в окне — свет,
И звон на башне, и в руке — цвет,
И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.
Огни — как нити золотых бус,
Ночного листика во рту — вкус.
Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
Почему авторы употребляют тире, порой противореча пунктуационным нормам русского языка? Как это передаёт мироощущение поэтов?
2. Какой фонетический приём использован в стихах для усиления выразительности?
(М. Цветаева)
Слайд 6
368. Спишите предложения, вставляя, где это необходимо, тире и объясняя
его постановку.
1. У самой горы виднелась крестьянская хижина, а напротив мельница на берегу ручья. 2. Вместе с платиной поднялись ее геохимические родичи никель и хром. 3. Москва громадная летопись, в которой уместилась вся история народа русского. 4. Учение семена знаний, а знания семена счастья. 5. Охранять природу значит охранять Родину... 6. Грушницкий юнкер. 7. Приметы на дорогах это не главные приметы. 8. В одном таком словаре можно собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом хорошие и меткие местные слова, в третьем слова людей разных профессий...
Слайд 7
Домашнее задание
§ 77, Упражнение 367
Слайд 8
Рефлексия.
Светофор
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто
Слайд 9
Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Голь-цова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
C69128098ac6a9b41fc2c7641a0a86080efcd85e
_24877-50078
9ab7aa2e06427cb59e5c1362e6845038
logotip
D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures_teacher_6(2)
51572196_bereza
6b9b30c963297772d00541d8b154d5b1
Слайд 10
Работа учителя МОУ «Зимстанкская сош»
п.Зимстан,
Усть – Куломского района
Республики Коми
Кочановой Валентины
Викентьевны