Презентация - Класс предложение. Виды предложения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Повторим изученное
Словосочетанием называются … или … слов, объединенных по … и … . Словосочетания делятся на … и … . В … словосочетании слова … . … сочетание состоит из … и … слов. Основные средства синтаксической связи - …, …, … и … . Мы должны знать три способа подчинительной связи: …, …, … .

Слайд 2

Выпишите из предложения все словосочетания, определите способ связи
Долго живут на нашей Земле люди, но никто не может сказать, что видел прекрасную Землю целиком.

Слайд 3

Осенний пейзаж Красота земли Ярко освещает Долго любоваться Разноцветный наряд Отражаясь в воде Виден вдалеке Опавшие листья Встреча с природой Дышащее покоем
Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях
Проверьте себя: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 С У П П С У П С У У

Слайд 4


Предложение

Слайд 5


Вспомните
• Что такое предложение? • Какие члены предложения составляют его грамматическую основу? • Сколько грамматических основ может быть в предложении?

Слайд 6

Предложение
– основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения – наличие грамматической основы. Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного из них).

Слайд 7

Признаки предложения
Предложение характеризуется интонационной и смысловой законченностью. Связь слов в предложении осуществляется не только по смыслу и интонацией, но и с помощью окончаний, служебных частей речи, порядка слов, пауз, которые на письме передаются знаками препинания.

Слайд 8

Предложение имеет грамматическую основу
Строение грамматической основы
+
подлежащее
сказуемое
=
двусоставное предложение
Сын пришел домой вовремя.
только подлежащее/ только сказуемое
односоставное предложение
=
Ночь.
Вечереет.
На улице моросило.

Слайд 9

Виды предложений
По цели высказывания
Повествовательные: сообщение, рассказ
Вопросительные: вопрос
Побудительные: просьба, совет, приказ
Я пришел к тебе рассказать о том, что экскурсия удалась.
Ты придешь ко мне рассказать об экскурсии?
Приходи ко мне рассказать об экскурсии.

Слайд 10

Виды предложений
По эмоциональной окраске
Предложения, которые выражают эмоциональное отношение говорящего к действительности и произносятся с восклицательной интонацией, называются восклицательными.
Предложения, которые произносятся с обычной интонацией, называются невосклицательными.
Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения могут быть как восклицательными, так и невосклицательными.

Слайд 11

По наличию второстепенных членов
Нераспространенные =
Распространенные =
+
+

Слайд 12

По условиям контекста
Неполные: Один или несколько членов предложения пропущены ! НО восстанавливаются из контекста
Полные: присутствуют все необходимые члены предложения

Слайд 13

Чем может осложняться простое предложение?

Слайд 14

Предложения по количеству грамматических основ
Простые = 1 грамматическая основа
Сложные = 2 и более грамматические основы
Иван пришел в гости.
Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле (А. Пушкин).
Тишина.

Слайд 15

Предложения утвердительные и отрицательные
I. В речи помимо сообщения, вопроса или просьбы, выражения эмоций даётся оценка того, как содержание предложения соотносится с действительностью и верно ли сказанное. Предложения могут быть утвердительными и отрицательными. В утвердительных предложениях связь между явлениями, обозначенная в предложении словами и словосочетаниями, отражается как существующая, объективная. В отрицательных предложениях эта связь отрицается, или говорящий считает её ложной.

Слайд 16

Предложения утвердительные и отрицательные
II. Отрицание в предложении может быть выражено: частицами не, ни: Это не настоящий, это сказочный лес. (М. Пришвин) Ни контуров, ни силуэтов... (А. Чехов); отрицательными местоимениями и наречиями: никто, ничто, нигде, некто, нечто, никогда, никуда и т.п.: В молчании добро должно твориться, но нечего об этом толковать. (А. Пушкин); По дороге никакого движения, нигде ни души. (И. Гончаров); приставкой не: Ведь человек и суетен и грешен, Не отличает в слепоте своей Немногие существенные вещи От многих несущественных вещей. (Д. Гранин)

Слайд 17

Предложения утвердительные и отрицательные
Утверждение или отрицание могут быть представлены в предложении лексически словами есть, нет: У него есть друг — У него нет друга. В диалогической речи для выражения согласия или несогласия, утверждения или отрицания используются слова да, нет: «Вы, говорят, книги пишете?» — «Да, пишу». (К. Паустовский); «Тебе чего-нибудь хочется?» — «Нет». (М. Лермонтов)

Слайд 18

II. Отрицание в русском языке может включаться в значение от дельного слова: отказаться (= не согласиться), забыть (= не помнить) или целого предложения: Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (И. Крылов) Какой это ужин! Здесь клуб, тот же трактир, вот дома — другое дело! (А. Островский) Какое писанье! Когда ему! Он и дома-то не живёт. (А. Островский) В последнем случае для выражения отрицания служит интонация. Такое отрицание называется скрытым, или подразумеваемым. III. Если частица не относится к сказуемому, то отрицается смысл всего предложения полностью: Не пылит дорога, не дрожат листы. (М. Лермонтов) Если частица не относится к одному из членов предложения (кроме сказуемого), то отрицательное значение приобретает лишь то слово, перед которым стоит эта частица: Не ветры осыпают пущи, Не листопад златит холмы. С голубизны незримой кущи Струятся звёздные псалмы. (С. Есенин) Если частица не употребляется в предложении дважды, то предложение получает значение утверждения, долженствования: Я не мог не прочитать этой книги = Я обязательно должен был прочитать эту книгу (Я прочитал эту книгу).

Слайд 19

Спишите, изменяя предложения так, чтобы: а) отрицалось все предложение; б) отрицалась какая-то его часть.
О б р а з е ц: По радио передавали о похолодании. — По радио не передавали о похолодании. — По радио передавали не о похолодании, а о потеплении. 1) Многие ребята знают растения и животных своей родной местности. 2) Из-за ненастной погоды экскурсию в краеведческий музей отложили. 3) Мы умеем работать на компьютере. 4) Завтра будет проливной дождь.

Слайд 20

ПРОВЕРЯЕМ! 1. Никогда он не чувствовал себя таким несчастным и одиноким. (Отрицательное предложение. Отрицание выражается при помощи конструкции «никогда не чувствовал», в которой присутствует двойное отрицание для придания эффе-кта усиления) 2. Озеро нас очаровало своей тишиной, гладью воды и чистейшим отражением. Трудно было не залюбоваться такими картинами! (Утвердительное предложение. Частица НЕ служит для усиления положительного эмоциональ-ного состояния героя)3. Просто ей не шёл ни один головной убор. (Отрицате-льное предложение. Употребление частиц НЕ и НИ усиливает значение отрицания) 4. Тем не менее задача моя оказалась не из лёгких. (Утвердите-льное предложение. Двойное отрицание приобретает значение утвержде-ния) 5. Всё цвело и блистало здесь. (Утвердительное предложение. Нет отрицательных частиц) Ничего не стоило нарвать красивый букет. (Отрицате-льное предложение. Частица НЕ перед глаголом служит для отрицания) ✒В русском языке отрицание выражается при помощи отрицательных частиц НЕ и НИ, а также специального отрицательного слова НЕТ. В зависимости от того, где стоит частица НЕ (перед глаголом или перед другой частью речи) отрицается либо полностью вся мысль, высказанная в предложении, либо же какая-то часть предложения
351. Распределите предложения на две группы: а) утвердительные; б) отрицательные.
1. Никогда он не чувствовал себя таким несчастным и одиноким. 2. Озеро нас очаровало своей тишиной, гладью воды и чистейшим отражением. Трудно было не залюбоваться такими картинами! 3. Просто ей не шёл ни один головной убор. 4. Тем не менее задача моя оказалась не из лёгких. 5. Всё цвело и блистало здесь. Ничего не стоило нарвать красивый букет.
2. Проанализируйте, как выражается отрицание в предложениях. В каком значении употребляется частица ни в предложениях?

Слайд 21

Знаете ли вы, что…
В современной русской пунктуации десять знаков препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки. Иногда как самостоятельный единый пунктуационный знак выступает запятая и тире. Некоторые лингвисты считают особым знаком препинания абзац (отступ в начале строки). (А.Наумович)

Слайд 22

Спишите текст. Выделите грамматические основы в предложениях.
Я лежу в зелёной траве, вдыхаю влажный воздух земли и растений.(повеств., невоскл., простое, распр.)По коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. (повеств., невоскл., простое, распр.) Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. (повеств., невоскл., простое, распр.) В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. (повеств., невоскл., простое, распр.) Я прищуриваю глаза.(повеств., невоскл., простое, распр.) И мне кажется, что плывёт по небу сказочное белое чудовище на золочёных распахнувшихся крыльях. (повеств., невоскл., сложное.)
Я лежу в зелёной траве, вдыхаю влажный воздух земли и растений. По коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывёт по небу сказочное белое чудовище на золочёных распахнувшихся крыльях. (По И. Соколову-Микитову)
2. Охарактеризуйте предложения текста по такому плану: по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов.

Слайд 23

345 . Прочитайте отрывок из произведения А.К. Толстого «Князь Серебряный». Укажите простые и сложные предложения. Аргументируйте свой выбор.
Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашёл бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов с тесовыми или соломенными крышами, большею частью почерневшими от времени. Среди этих тёмных крыш резко белели и краснели стены Кремля, Китай-города и других укреплений, возникших в течение двух последних столетий. Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зелёным и жёлтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колёса,

Слайд 24

одно подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавали тогдашней Москве много живописного. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пёстрыми кучами цветных и золочёных голов, казались отдельными городами.
Задания по тексту.
1. Тема текста – Как выглядела Москва триста лет назад. Тип речи – описание. В тексте присутствует детальное описание того, какой была Москва триста лет назад. Предложения преимущественно простые с большим количеством однородных членов предложения (рощи – поля, жёлтым и зелёным пятнам, цветных и золочённых голов). Присутствует большое количество описательных эпитетов (пёстрыми кучами, живописного, живые мосты, дрожавшие).
1. Определите тему и тип речи текста. 2. В основу какого фразеологизма положено выделенное словосочета­ ние? 3. Укажите выразительные средства языка, которые использовал автор в тексте. 4. Найдите в известных вам литературных произведениях описание старой и новой Москвы. Напишите эссе на тему «Москва вчера и сегодня».
3. Выразительные средства языка: эпитеты: живописный, живые, золочённые, дрожавшие; метафоры: берега покрыты, церкви и колокольни подымали головы; мельничные колёса вертелись; сравнения: монастыри с белыми оградами и пёстрыми кучами цветных и золочёных голов казались отдельными городами.
2. Выделенное словосочетание положено в основу фразеологизма «смотреть со своей колокольни». Имеет значение «оценивать поступки других исключительно со своей точки зрения, не принимая во внимание мотивы и мнения других»

Слайд 25

Сложные: Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашёл бы в ней мало сходства с теперешнею. Через Москву-реку пролегали зыбкие живые мосты, сильно дрожавшие и покрывавшиеся водою, когда по ним проезжали возы или всадники. Особенно весело было смотреть на монастыри, которые, с белыми оградами и пёстрыми кучами цветных и золочёных голов, казались отдельными городами.
Простые: Берега Москвы-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов с тесовыми или соломенными крышами, большею частью почерневшими от времени. Среди этих тёмных крыш резко белели и краснели стены Кремля, Китай-города и других укреплений, возникших в течение двух последних столетий. Множество церквей и колоколен подымали свои золоченые головы к небу. Подобные большим зелёным и жёлтым пятнам, виднелись между домами густые рощи и покрытые хлебом поля. На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колёса, одно подле другого. Эти рощи, поля и мельницы среди самого города придавали тогдашней Москве много живописного.

Слайд 26

347. Прочитайте фрагмент из книги В. Вересаева «Записки для себя». Объясните постановку знаков препинания в конце предложения.
ПРОВЕРЯЕМ! Как легко было так писать! (Повествоват., воскл.) Взял записную книжку, стань перед витриной и пиши! Описывать наружность человека: лоб у него был белый и открытый, густые брови нависали над чёрными вдумчивыми глазами, нос ... губы... волосы... И так дальше. Или обстановку комнаты: посреди стоял стол, покрытый розовою скатертью с разводами; вокруг стола было расставлено пять-шесть стульев... Комод в углу...   В другом углу... И так дальше. А нужно-то совсем не так: закрой глаза и вдумайся, дай себе отчёт: что тебе больше всего бросилось в глаза в данном лице или обстановке? И этими-то двумя-тремя чертами, — но чертами характерными, яркими, всё и опиши. И довольно. (Повествоват., невоскл.)
Как легко было так писать! Взял записную книжку, стань перед витриной и пиши! Описывать наружность человека: лоб у него был белый и открытый, густые брови нависали над чёрными вдумчивыми глазами, нос ... губы... волосы... И так дальше. Или обстановку комнаты: посреди стоял стол, покрытый розовою скатертью с разводами; вокруг стола было расставлено пять-шесть стульев... Комод в углу...   В другом углу... И так дальше. А нужно-то совсем не так: закрой глаза и вдумайся, дай себе отчёт: что тебе больше всего бросилось в глаза в данном лице или обстановке? И этими-то двумя-тремя чертами, — но чертами характерными, яркими, всё и опиши. И довольно.
3. Интерьер рабочего кабинета. Кабинет был небольшой, однако очень уютный. Свет, лившийся из окна, освещал помещение, придавая ему будто бы дополнительное пространство. Вся мебель в кабинете (стол, диван и два кресла), стилизованная под старину, была нежно-зелёного оттенка. Люстры заменяли два электрических подсвечника, расположенные на противоположных стенах кабинета, что также придавало ему некий старинный облик. Вдоль одной из стен был стеллаж, полностью заставленный различными книгами, преимущественно посвященными искусству и театру.
2. Автор говорит о том, что при описании человека или интерьера достаточно нескольких, наиболее характерных черт. С автором можно как согласиться, так и нет. С одной стороны, если говорить о своем впечатлении о чём – либо или же о своих чувствах, то тогда действительно не нужно использовать для описания большое количество лишних слов, достаточно нескольких, но выражающих наиболее характерные моменты. Однако, если мы говорим о тех ситуациях, когда подробное описание просто необходимо, то здесь нельзя ограничиваться только характерными чертами.
1. Определите тип речи текста. Аргументируйте свой ответ. 2. Согласны ли вы с суждениями писателя? 3. Основываясь на рекомендациях автора, дайте описание внешности вашего знакомого, интерьера помещения, запомнившегося вам пейзажа
Тип речи – рассуждение. Автор рассматривает то, каким именно образом возможно создать словесное описание человека или интерьера. Он приводит пример неправильного, с его точки зрения, описания и приводит аргументы в защиту своего взгляда на проблему

Слайд 27

Знаете ли вы, что…
Самый древний пунктуационный знак – это точка, она была известна русским рукописным памятникам древнейшего периода. В некоторых памятниках русской письменности XV в. уже появились запятая и точка с запятой, однако на протяжении всего XVI в. они не получили широкого распространения. Постепенно стали употребляться и другие знаки препинания: в первой половине XVI в. – вопросительный знак, скобки; в конце ХVI в. – двоеточие; в XVII в. – восклицательный знак. (А. Наумович)

Слайд 28

Прочитайте текст. Определите тип речи и стиль текста. Как вы это установили?
Бог ты мой, сколько тут всего! Мониста! Голубые, в круглую бусинку, красной рябинкой, зелёным прозрачным крыжовником, и рубчатые, и граненые, и в одну нитку, и в целый пучок... А брошки! А серёжки! Блузки какие! Гребёнки и вовсе небывалые! Глядела на всё это Дуняшка, и даже продавцы замечали, как разбегались глаза от красоты невиданной, как сами собой раскрывались пухлые Дуняшкины губы от восхищения.
2. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Чем можно объяснить обилие восклицательных предложений в тексте? С чем это связано? 3. Какими средствами передано в тексте эмоциональное состояние героини? Как можно обозначить его одним словом? Найдите это слово в тексте, выпишите и разберите по составу. 4. Как вы понимаете выражение «глаза разбегались»? Составьте с ним предложение.

Слайд 29

352. Прочитайте предложения. Выделите примеры, в которых отрицательные по форме предложения являются утвердительными по содержанию, а утвердительные по форме — отрицательными по содержанию. Произведите, где возможно, замену.
ПРОВЕРЯЕМ! Предложения отрицательные по форме, но утвердительные по содержанию: 1. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (Каждый проклинал станционных смотрителей, каждый с ними не бранивал-ся). 3. Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Обрыскал свет и хочет жениться). 4. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. (Я несколько раз не улыбнулся, читая грамоту доброго старика). 2. Предложения утвердительные по форме ,но отрицательными по содержанию: 2. Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу. (Тут мы встретим кактусы, алоэ, цепкие лианы, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу). 5. Иль нам с Европой спорить ново? ( Нам не ново спорить с Европой). Иль русский от побед отвык? (Русский не отвык от побед.
1. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? 2. Тут мы не встретим ни кактусов, ни алоэ, ни цепких лиан, которые, перекидываясь с дерева на дерево, образуют в девственных лесах непроходимую чащу. 3. Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? 4. Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика. 5. Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?

Слайд 30


Допишите предложения
1.Предложение – это… . 2. Предложение не существует без… . 3. Предложения по числу основ делятся на… . 4. По цели высказывания предложения делятся на… . 5. По интонации предложения делятся на… . 6. По наличию второстепенных членов предложения бывают… .

Слайд 31

Рефлексия.
Светофор
Совсем не понятно
Надо повторить ещё раз
Всё легко и просто

Слайд 32

Домашнее задание.
Выучить теоретический материал: §9, с. 128. Составить тест.

Слайд 33

Источники
1. Русский язык. 10 – 11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ Н. Г. Голь-цова, И.В. Шамшин, М. А. Мищерина. – 7 изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» – РС», 2010.
Иллюстрации
bookbear.net https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2205976/30410e44-b456-46d4-8668-b5174c4d7344/s1200 D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures- teacher_6(2) D:\_Desktop\1\рисунки речь\teacher_pictures- teacher_13(2) 5408c3dfb37c3_-4060. D:\!Картинки и фото\картинки\knigi

Слайд 34


Работа учителя МОУ «Зимстанкская сош» п.Зимстан, Усть – Куломского района Республики Коми Кочановой Валентины Викентьевны