Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сравните записи в двух столбцах. В каком из них мысль выражена точнее, полнее:
Мальчик вежливый мальчик
корзина старая корзина
спустился спустился на парашюте
луч солнечный луч
экскурсия экскурсия в музей
Как называются сочетания слов во втором
столбике?
- Сделайте вывод, чем отличается словосочетание от слова .
Слайд 3
-Оцените свои знания и умения по теме «Словосочетание» на данный момент.
1.Я уверен, что знаю данную тему и смогу выполнить задания по ней.
2.Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
3.Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить
задания по ней.
4.Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
(На полях тетради напротив темы урока)
Слайд 4
Прием «мозговой штурм». 1. Парная работа.
Изучить в буклете разделы «Строение словосочетания», «Грамматическое значение словосочетания», «Способы связи слов в подчинительных словосочетаниях», «Синтаксический разбор словосочетания» и заполнить таблицу «Знаю – Хочу знать – Узнал». Время на выполнение – 2 минуты. 2. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 2 минуты. 3. Выполнить после каждого раздела задания на закрепление.
4. Делаем выводы.
Слайд 5
Знаю.Хочу знать.Узнал
1. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
2. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
3. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
4. Связь в словосочетании – подчинительная.
- согласование
- управление
примыкание..
Слайд 6
Строение словосочетания
Слайд 7
?
главное
слово
зависимое
словосочетание
+
=
Словосочетание
это сочетание двух и более слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически
Смысловая связь устанавливается по вопросам (от главного к зависимому).
Грамматическая выражается с помощью окончания и предлога.
какого?
звонкого голоса
видел лес
говорить невнятно
что?
- - -
как?
Слайд 8
Не относятся к словосочетаниям
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА (подлежащее + сказуемое): Стал он кликать золотую рыбку.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ
Что ты, баба, белены объелась?
Однородные члены предложения
Города и сёла, падают и исчезают.
Существительные с предлогами
Около дома, на улице
обособленные члены предложения с
определяемым словом;
Слайд 9
В составе свободных словосочетаний сохраняются лексические значения входящих в него знаменательных слов: писать письмо, чистый лист. Каждый компонент такого словосочетания является в предложении отдельным членом предложения.
!
Слайд 10
В предложении синтаксически несвободные словосочетания играют роль одного члена предложения: Много карасей водилось в пруду.
Вы знаете, что фразеологизмы являются одним членом предложения. Они представляют собой нечленимое сочетание слов. Фразеологизм выступает составной частью словосочетания.
к а к?
Мальчик бежал сломя голову (= быстро)
!
Слайд 11
В синтаксически несвободных словосочетаниях для понимания смысла высказывания требуется пояснение к главному слову (т.е. зависимый компонент).Он несёт основное смысловое значение. Например, недостаточно сказать
х х
дом с подъездом, обязательно нужно уточнение дом с красивым подъездом. Выделяются несколько типов синтаксически несвободных словосочетаний:
с количественным значением:
х х
положить пять тетрадей, наловить много рыбы
х
с выделительным значением: пригласить одного из учеников
х
со значением совместимости: ждать отца с сыном
х
со значением уточнения : прийти в шестом часу,
х
расстояние от дома до школы
Слайд 12
По структуре
Из сложного словосочетания можно выделить простое,
н а п р и м е р: дом (какой?) деревянный, деревянный дом (какой?) старый.
!
Слайд 13
Словосочетание(со + чета-»2)
ЗАВИСИМОЕ
СВЯЗЬ
ГЛАВНОЕ
Куда?
СМЫСЛОВАЯ
ГРАММАТИЧЕСКАЯ
СТУПАЙ К МОРЮ
ПРЕДЛОГ
ОКОНЧАНИЕ
ВОПРОС
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ выражается грамматически:
во что?
х
при помощи окончания
и предлога
ИГРАТЬ В ФУТБОЛ ←
какой?
х
при помощи окончания
хорош ий футболист ←
как?
х
по смыслу
бегает хорошо ←
Слайд 14
Виды словосочетаний по главному слову
Виды словосочетаний
именные
наречные
глагольные
Слайд 15
Виды словосочетаний по главному слову
ГЛАГОЛЬНЫЕ
(главное слово – глагол).ИМЕННЫЕ (главное слово – имя сущ., имя прил., имя числит.).НАРЕЧНЫЕ
(главное слово – наречие)
С ИМ.СУЩ.
Читать книгу, болтать о ерунде.СУЩ.+СУЩ.
Шуба из норки.НАРЕЧИЕ+НАРЕЧИЕ
Довольно быстро
2. С ИНФИНИТИВОМ
Мечтал прочитать.2. СУЩ.+ПРИЛ.
С тихим смехом.2. НАРЕЧИЕ + СУЩ.
Недалеко от леса
3. С НАРЕЧИЕМ
Читал быстро.3. СУЩ.+НАРЕЧИЕ
Подъем вверх.3. НАРЕЧИЕ + МЕСТОИМ.
Справа от тебя
4. С ДЕЕПРИЧАСТИЕМ
Шел улыбаясь.4. СУЩ.+ИНФИНИТИВ
Умение работать.
.5. ПРИЛ.+ НАРЕЧИЕ
Довольно сильный.
.6. ПРИЛ.+СУЩ.
Умел в работе.
Слайд 16
Смысловые отношения в словосочетании определяются с помощью вопросов:
1) чей? какой? который? — определительные:
костюм (ч е й?) брата;
шёлковое (к а к о е?) платье;
кого? ч е г о? и др. — объектные:
письмо (ком у?) отцу;
3) куда? как? когда? и др. — обстоятельственные:
гулять (где?) в лесу
Слайд 18
Выводы
- Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.
- Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание.
Слайд 19
ВИДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ
СОГЛАСОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЕ
ПРИМЫКАНИЕ
Верн ые друзья
Верн ых друз ей
Верн ыми друзь ями
управлять с энтузиазмом
стоять рядом
падеж
смысл
В.п
нар.
вести машину
ехавший на коне
колесо телеги
готов ко всему
управляя компанией
тихо говорить
говорить улыбаясь
цвета беж
предложить войти
Р.,Ч, П
П.п
дееприч.
прил.
счастливая жизнь
первый урок
мой приятель
Р.п
кр.прил
числ.
инф.
Д.п
мест.
Т.п
Слайд 20
Способы подчинительной связи
согласование
примыкание
управление
зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонационно:
хотел сказать,
очень легко
зависимое слово ставится в той же форме, что и главное:
летнее солнце, моя родина, третий дом
зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово:
верить в успех, радоваться победе
Слайд 21
Согласование -
такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа и падежа: первый снег, кипящая вода, с нашим другом, о молодой березке.
Зависимое слово
Главное слово
какой? чей?
=Р, Ч, П
прилагательное,
причастие,
местоимение,
порядковое числительное
существительное
При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово: морской берег, морского берега, морскому берегу .
Слайд 22
Управление -
такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога: рубить (что?) дрова, веря (во что?) в дружбу, дружба (с кем?) с одноклассниками, доволен (кем?) тобой, связанный (из чего?) из шерсти, двое (из кого?) и з них (из пяти).
Главное слово
Зависимое слово
?? косвенных падежей
глагол и его формы
(причастие, деепричастие),
существительное,
прилагательное,
числительное
существительное,
местоимение,
числительное
главное слово требует от зависимого слова определённой падежной формы
Слайд 23
Примыкание -
такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно: внимательно слушать, собираться уехать, идти не оглядываясь, яйца всмятку, желание учиться.
Главное слово
Зависимое слово
наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное)
неизменяемые слова:
глагол, причастие,
деепричастие, наречие, прилагательное, существительное
✒Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его книга, ее слова, их дети.
☞Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: вижу его, окликнул её, вызвал их.
Слайд 24
Синонимичные словосочетания
кленовый лист лист клена
(прил.+сущ.) (сущ.+сущ.в Р.п.)
разные по строению,
но
близкие по грамматическому значению
предмет и его признак
Слайд 25
при примыкании главное и зависимое слова сосуществуют по-соседски,
не совпадая в формах и
не требуя друг от друга падежей.
Слайд 26
АЛГОРИТМ
Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
Определить часть речи зависимого слова.
Изменяется ли зависимое слово?
Если нет – примыкание.
Если да – изменить главное слово.
Изменяется зависимое слово?
Если да – согласование.
Если нет – управление.
Слайд 27
Цельные словосочетания
1. С главным словом числительным.три пальмы,
несколько минут,
много песен
2. с общим значением избирательности (с предлогом из);.один из учеников,
любой из нас,
двое из класса
3. С общим значением совместности (с предлогом с);.мать с сыном,
чай с сахаром,
нитка с иголкой
4. с сущ. типа: с лицом, роста, с глазами – и прилагательные, определяющие их.Девушка с голубыми глазами подарила танкисту цветы.
Слайд 28
Синтаксический разбор словосочетания
Слайд 30
Распределите словосочетания по столбикам таблицы.
Сочинительные.Подчинительные
.
Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия,
вошел медленно, яркий свет.
Слайд 31
Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.
Предмет и его признак.Действие и предмет.Действие и его признак
..
Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь,
горный воздух, быстро доехать.
Слайд 32
Распределите словосочетания по столбикам таблицы.
согласование.управление.примыкание
Глиняный кувшин, построенный дом, купил машину, крикнуть сгоряча, увлекаться спортом, действовать быстро, говорить улыбаясь, наш дом.
Слайд 33
Выпишите словосочетания в три колонки в зависимости от способа выражения главного слова. Укажите, какой частью речи выражены главное и зависимое слова. Составьте схемы словосочетаний.
Готовиться к урокам, абсолютно верно, единый экзамен, пер вый урок, способный к учёбе, много читающий, добрый ко мне, экзамен по литературе, удивительно точно, выше отца, думать о вас, наша аудитория, прочитать вслух, очень медленно, при шёл спросить, ответить на письмо, совершенно случайно, его книга, красный от стыда, стремление узнать.
Именное.Глагольное.Наречное
..
Слайд 34
Прочитайте текст. Какова его основная мысль? К какому стилю он относится? Почему?
Однажды я очень обиделся на географическую карту. Случи лось это на экзамене. Экзаменатор попросил меня ответить: как бы я добрался водным путём от Лондона до Сингапура. Я подо шёл к висевшей на стене карте, ткнул указкой в Британские острова и …обнаружил, что карта «немая». Я посмотрел на неё. На ней не было ни одной надписи!
Рассердился я на карту, даже отвернулся, встал к ней спи ной. И начал перечислять моря, проливы, государства, мимо берегов которых пролегал мой путь. Я называл такие мелкие княжества, о которых не упоминалось в школьном учебнике географии. Это удивило экзаменатора.
— Вы что, плавали на кораблях? — спросил он.
— Нет, никогда.
— Занимались в географическом кружке?
— Нет.
Экзаменатор смотрел так недоумённо, что мне пришлось объяснить:
— Я собираю марки. (По В. Суслову)
2. Выпишите из текста именные, глагольные и наречные словосочетания. Обозначьте в них
главное и зависимое слова. В каких словосочетаниях грамматическая связь главного и
зависимого слова выражается с помощью окончания, а в каких — с помощью предлога и
окончания? Определите, в какой форме стоят зависимые слова.
Слайд 35
141. Составьте с приведенными синонимичными парами глаголов словосочетания. Определите вид связи. Укажите падеж зависимого слова.
О б р а з е ц: тормозить (ч т о?) движение, препятствовать (ч е м у?) движению.
Ручаться — гарантировать (успех дела);
поражаться — удивляться (способности ученика);
спрос — потребность (интересные книги);
преимущество — превосходство (Интернет);
бес покоиться — тревожиться (дети);
возглавлять — руководить (отдел);
избегать — уклоняться (конфликт);
различать — отличать (светлые и тёмные тона).
Слайд 36
Говорим правильно
!
руководитель заведующий
командир ч е г о ? (Р.п.) управляющий ч е м ? (Т.п.)
пользователь командующий
Слайд 37
Найдите в каждом столбце лишнее словосочетание. Докажите.
первая любовь совет друга хорошо занимаясь его дом
какая-то ошибка город зимой разговор с учителем наш город
прошедшее лето парк у реки увлекаться всерьёз мой брат
способный летать дом отца разговор наедине пятый этаж
Слайд 38
Рассмотрите таблицу. Заполните пустые клетки. Подберите примеры. Опираясь на таблицу, расскажите о видах связи слов в словосочетании.
Вид связи.Признак.Пример
.Зависимое слово ставится в той же форме, что и главное слово.
Управление..Х
Ответить на письмо
глаг. + сущ. (вин. п.)
.Зависимое неизменяемое слово связывается с главным только по смыслу.
Слайд 39
Укажите синтаксически свободные и фразеологически связанные сочетания слов. Объясните возможные случаи двоякого толкования.
1) Медвежья услуга, медвежья берлога, медвежий угол, медвежья шкура. 2) Лишние люди, лишние хлопоты, лишние деньги. 3) Водить машину, водить за нос, водить поезд. 4) Принять участие, принять решение, принять гостей, принять заказ.
2. Попробуйте придумать подобные ряды сочетаний слов для фразеологизмов: белая ворона, золотые горы, молочные реки, первая ласточка, бросать взгляд.
Слайд 40
Задание: замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление
поляна с земляникой
Земляничная поляна –
Клубничное варенье –
Рыбный суп –
Мамин платок –
Лисья нора –
варенье из клубники
суп из рыбы
платок мамы
нора лисы
Слайд 41
Задание: замените словосочетания со связью примыкание на словосочетания со связью согласование
Разговаривать тихо –
Сегодня вечером –
Поёт громко –
Поступить по-честному
По-настоящему весело
тихий разговор
сегодняшний вечер
громкое пение
честный поступок
настоящее веселье
Слайд 42
Домашнее задание
Прочитайте теоретический материал § 8 и составьте его план. По этому плану расскажите о видах связи слов в словосочетании, приведите примеры.
Слайд 43
Вспомните!
Что такое словосочетание?
Чем словосочетание отличается от слова? От предложения?
Какие виды словосочетаний вы знаете? Приведите примеры.
Слайд 44
Укажите верное определение.
а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.
в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.
Слайд 45
2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…
а) главного и придаточного слова
б) равноправных слов
в) однородных слов
г) из главного и зависимого слова
3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.
а) березы и осины; раннее утро
б) было тихо; дождь и снег
в) реки и озера; тонкий, но прочный
г) услышали шум; скрип дверей
Слайд 46
4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.
а) грибы и ягоды
б) открывать окно
в) пасмурный день
г) быстро соображать
5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…
а) подчинительного словосочетания
б) любого словосочетания
в) сочинительного словосочетания
г) словосочетания, в котором слова принадлежат
к разным частям речи.
Слайд 47
Виды связи слов в словосочетании
.Согласование.Управление.Примыкание
Главное
слово.Существ..Глагол
существит.
прилагательное.Глагол
существит.
прилагательное
наречие
Зависимое слово.Прилагательное
причастие
местоимение
порядковое числительное
существит..Существит.
местоимение.Наречие
деепричастие
инфинитив
прилаг. в простой сравнит. степени
местоим.: его, ее, их.
Слайд 48
Классификация словосочетаний по главному слову
Глагольные.Именные.Наречные
Глагол или глагольная форма
выйти на улицу
громко смеяться
долго учиться
ни от кого не зависящий.существительные прилагательные
числительные местоимения
абсолютно неизвестный
интересная книга очень храбрый
второй сорт два мальчика.наречие
очень дорого
совершенно секретно
Слайд 49
Найдите в тексте словосочетания, определите виды словосочетаний и связи
именные.глагольные
согласование.примыкание.управление
длинные молнии
прилаг. + сущ.;
именное
разветвленные молнии
прич. +сущ.;
именное.непрерывно вспыхивали
глаг. + наречие;
глагольное
вздрагивали реже
глаг. + наречие;
глагольное.вспыхивали в небе
глаг. + сущ. с предлогом;
глагольное
не прекращались ни на мгновение
глаг. + сущ. с предлогом; глагольное
Гроза проходила очень далеко, так что грома не было слышно; только на небе непрерывно вспыхивали неяркие, длинные, словно разветвленные молнии. Они не столько вспыхивали, сколько слабо трепетали и подергивались, как крыло умирающей птицы, и не прекращались ни на мгновенье.
С приближением утреннего солнца бледнели и сокраща-лись молнии. Они вздрагивали все реже и исчезли наконец, затопленные отрезвляющим светом возникавшего дня.
Слайд 50
Тест
В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
А) в соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону;
Б) под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения;
В) первый снег, из весёлой компании, под белыми берёзами;
Г) в новой шапке, всё общество, чувство ненависти.
Ответ: В
Слайд 51
Тест
2. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
А) сижу за столом, вижу их, этот номер;
Б) вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент;
В) развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь;
Г) напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку
Ответ: Г
Слайд 52
Тест
3. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
А) тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну;
Б) давно забытый, когда-то нашёл, на это место;
В) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
Г) стремиться туда, тихо летали, помнил их
Ответ: В
Слайд 53
Тест
4. Укажите в предложении словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
Ответ: эту поступь
Слайд 54
Тест
5. Укажите в предложении словосочетание со связью управление.
Вечером ребята шумно и увлечённо что-то сочиняли.
Ответ: что-то сочиняли
Слайд 55
Тест
6. Укажите в предложении словосочетание со связью примыкание.
Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
Ответ: по-весеннему зеленели
Слайд 56
Самостоятельная работа
Какой вид связи использован в словосочетании
купить альбом?
2) Укажите словосочетание со связью примыкание:
а) новое положение, б) двигаясь легко, в) идти в кино.
3) Укажите словосочетание со связью согласование:
а) смотреть в окно, б) говорить бессвязно, в) интересующийся ученик.
4) Укажите словосочетание со связью управление:
а) здоровый ребенок, б) купить книгу, в) читать увлеченно.
5. Какое объединение слов не является словосочетанием:
а) быстро разогнал, б) ученики и учителя, в) опоздал на урок.
Слайд 57
Ответы
1) управление,
2) б,
3) в,
4) б,
5) б.
Слайд 58
Типы связей слов в словосочетании
согласование
От главного к зависимому – вопросы Какой? Чей?
Зависимое слово – прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.
управление
От главного к зависимому – вопросы падежей.
Зависимое слово – существительное, местоимение.
примыкание
От главного к зависимому – вопросы наречий.
Зависимое слово –наречие, деепричастие, инфинитив.
!!! Если в словосочетании есть предлог – всегда управление !!!
Слайд 59
Синонимичные словосочетания
ледяной дом = дом изо льда
участок при школе = пришкольный участок
Слайд 60
В 2
1.Замените словосочетание лесные запахи, построенное на основе согласования, словосочетанием со связью управление:
запахи леса
2.Замените словосочетание ушёл обидевшись , построенное на основе примыкания, словосочетанием со связью управление:
ушёл с обидой
3.Замените словосочетание с восторгом говорил , построенное на основе управления, словосочетанием со связью примыкание:
говорил восторженно
Слайд 61
В 2
4. Замените словосочетание писательский блокнот, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
блокнот писателя
5. Замените словосочетание железный вагон, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
вагон из железа
6. Замените словосочетание корку хлеба, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
хлебную корку
Слайд 62
В 2
7.Замените словосочетание почки берёзы, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
берёзовые почки
8.Замените словосочетание взглянула строго, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.
взглянула со строгостью
9.Замените словосочетание в доме родителей, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование.
в родительском доме
Слайд 63
Тесты
В3
Из предложений выпишите словосочетания со связью
1.Согласование И нежная психика ребёнка не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
2. Управление
Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.
3 .Из предыдущего предложения выписать словосочетания со связью примыкание.
Слайд 64
Ответы
1. Нежная (какая?) психика - согласование
2. Судьбу (кого?) человека; стать (чем?) звездой; решить (что?) судьбу – управление
3. Прочитанная (как?) вовремя - примыкание
Слайд 65
Задание В3. Народное искусство
(1)Народное искусство многое дает для понимания скульптуры. (2)Чувство материала, его весомости, плотности, красоты формы отчетливо видны в деревянной деревенской посуде: в резных деревянных солоницах, в деревянных ковшах - скопарях, которые ставились на праздничный деревенский стол. (3)И.Я. Богуславская пишет в своей книге «Северные сокровища» о ковшах - скопарях и солоницах, делавшихся в форме утицы: «Образ плывущей, величаво-спокойной, горделивой птицы украшал стол, овевал застолье поэзией народных преданий. (4)Многими поколениями мастеров создавалась совершенная форма этих предметов, совместившая скульптурный пластический образ с удобной вместительной чашей. (5)Плавные очертания, волнообразные линии силуэта словно вобрали в себя медленный ритм движения воды. (6)Так, реальный прообраз одухотворил бытовую вещь, придал убедительную выразительность условной форме. (7)Еще в древности она утвердилась как национальный тип русской посуды».
Слайд 66
(8)Форма народных произведений искусства - это форма, художественно отточенная временем. (9)Такой же отточенностью обладают и коньки на крышах деревенских северных изб. (10)Недаром этих «коней» сделал символом одного из своих замечательных произведений русский писатель, наш современник, Федор Абрамов.
(11)Что такое эти «кони»? (12)На крыши деревенских изб, чтобы придавить концы кровельных досок, придать им устойчивость, клалось огромное тяжелое бревно. И бревно это имело одним из концов целый комель, из которого топором высекалась голова и могучая грудь коня. (14)Конь этот выступал над фронтоном и был как бы символом семейной жизни в избе. (15)И какой чудесной формой обладал этот конь!..
Ответы.
1. Переполненный радостью, вскочил на дворец,
превратив в груду, в груду песка, превратив снова (5).
2. Стремительно уехал.
3. Стыдно (перед кем?) перед ними – управление.
1. Укажите среди предложений 1-7 такое, в котором используется словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
2. Укажите среди предложений 8, 9 такое, в котором используется словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.
3. Укажите тип связи, используемый в словосочетании ЧУДЕСНОЙ ФОРМОЙ (предложение 15).
Слайд 67
suit-clipart-male-teacher-125628-1244507