Презентация - Словосочитание

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Вспомним детскую песенку:
Раз словечко, два словечко – будет песенка…

Слайд 2

А в русском языке:
Слово + слово =
словосочетание
Определяем тему и цели урока

Слайд 3


Словосочетание
Работа учителя МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми Кочановой В.В.

Слайд 4

х
?
=
+
словосочетание
главное слово
зависимое
Словосочетание
это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически
какого?
х
звонкого голоса видел лес говорить невнятно
Смысловая часть устанавливается по вопросам (от главного к зависимому). Грамматическая выражается с помощью окончания и предлога.
х
что?
- - -
как?
х

Слайд 5

80. Составьте и запишите с данными словами словосочетания: а) описывая образно предметы; б) называя точно, конкретно действия.
О б р а з е ц: берёза – белоствольная берёза; идти – идти неторопливо.
Снег, лес, поле, буря, ветер, дождь. Бежать, учиться, писать, читать, смотреть, радовать.

Слайд 6

81. В стихотворении герой, прочитав объявление, повторяет его про себя, чтобы не забыть, но в результате всё превращается в полную бессмыслицу. Почему это происходит? Найдите сочетания слов, в которых слова не связаны по смыслу
Объявление Нет, запомнил я неточно! Снова быстро повторяю: «Продаются очень срочно Два японских попугая. Зонт породистый сиамский, Стол складной, старинный дамский, Плащ обеденный, дубовый. Кот мужской почти что новый, И зеленый телефон. Вот для справок граммофон». (Л. Каминский )
2. Восстановите начальный текст объявления.

Слайд 7

82. Выберите из каждого ряда слов те, которые могут сочетаться с выделенными словами. Запишите эти словосочетания. С какими словами нельзя составить словосочетания? Почему?
Автор картины, повести, компьютера, учебника, машины. Биография отца, учёного, писателя, дома, города.
2. Как вы понимаете выражение: «Слова в словосочетании связаны по смыслу»? Расскажите, используя примеры упражнения.

Слайд 8

II. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Зависимое слово уточняет главное, подчиняется ему. От главного слова ставится вопрос к зависимому: х х словарь орфографический, лежит в портфеле.
какой? где? в чём?
Между собой главное и зависимое слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически.

Слайд 9

83. Запишите словосочетания, подбирая к главным словам подходящие им по смыслу зависимые. Графически обозначьте главное и зависимое слово. Какой частью речи они выражены?
какая?
О б р а з е ц: книга новая (сущ. + прил.)
погода (какая?) рассказ (какой?) санки (какие?) озеро (какое?)
рассказывать (о чём?) летать (как?) ехать (на чём?) играть (с кем?)

Слайд 10

84. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Грамматически обозначьте грамматическую связь. Выделите в словосочетаниях средства связи(окончания, предлоги).
какая?
О б р а з е ц: русская культура (прил. + сущ.)
Переск..жите отрывок, п..рядок слов, за главным словом, вып..лнять упр..жнение, сод..ржание ра(с,сс)каза, в пр..стом предложени.., вдумч..во ч..тать, о прочитанной книг.., на странице книги.

Слайд 11

Не являются словосочетанием!

Слайд 12


85. Запишите словосочетания. Графически выделите в каждом из них зависимое слово. Какие сочетания слов вы не выписали? Почему?
Домашнее задание, надёжный товарищ, урок начался, вдумчиво ответить, отцы и дети, учёные доказали, современные города, белый и зелёный, наступили каникулы, компьютерная игра, опоздать на поезд, чайное блюдце, вокруг леса, электронная почта.

Слайд 13

86. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы и объясняя их написание. Укажите главное и зависимое слово, укажите их грамматическую связь. Чем они выражены? Что обозначает главное слово (предмет, действие)?
О б р а з е ц: весёлый праздник (прил. + сущ. – предмет)
Прим..рять джинсы, прим..рять друзей, стройные б..рёзки, в..дитель автобуса, играть в фу..бол, на кл..новом листе, сп..ши задание, сп..шить домой, подг..товиться к пересказу, огл..вление книги, победить на ол..мпиаде.

Слайд 14


Внимательно рассмотрите схему. Расскажите, какие виды словосочетаний выделяют по главному слову.
Виды словосочетаний
именные
наречные
глагольные
прил. + сущ. интересная книга
НАРЕЧИЕ+НАРЕЧИЕ Довольно быстро
НАРЕЧИЕ + СУЩ. Недалеко от леса
какая?
сущ. + сущ. книга о природе
какая? о чём?
как?
от чего?
глагол + сущ. читать книгу
что?
глаг. + наречие читал быстро
как?

Слайд 15

Виды словосочетаний по главному слову
ГЛАГОЛЬНЫЕ (главное слово – глагол).ИМЕННЫЕ (главное слово – имя сущ., имя прил., имя числит.).НАРЕЧНЫЕ (главное слово – наречие)
С ИМ.СУЩ. Читать книгу, болтать о ерунде.СУЩ.+СУЩ. Шуба из норки.НАРЕЧИЕ+НАРЕЧИЕ Довольно быстро
2. С ИНФИНИТИВОМ Мечтал прочитать.2. СУЩ.+ПРИЛ. С тихим смехом.2. НАРЕЧИЕ + СУЩ. Недалеко от леса
3. С НАРЕЧИЕМ Читал быстро.3. СУЩ.+НАРЕЧИЕ Подъем вверх
4. С ДЕЕПРИЧАСТИЕМ Шел улыбаясь.4. СУЩ.+ИНФИНИТИВ Умение работать
5. ПРИЛ.+ НАРЕЧИЕ Довольно сильный
6. ПРИЛ.+СУЩ. Умел в работе

Слайд 16

По какому признаку делятся словосочетания на виды?
Словосочетания делятся на виды по тому, какой частью речи выражено главное слово.

Слайд 17

Укажите именные и глагольные словосочетания
Глагольные.Именные
устный счет, участие в соревновании, гигантский завод, доблестный воин, приятный запах, ужасный ветер, искусный мастер, вершина ели.участвовать в игре, чествовать победителя, шел по дороге, сверкнуть на солнце, работать на уроке, расстилаться на равнине, собирать крыжовник
Устный счет, участие в соревновании, участвовать в игре, чествовать победителя , шел по дороге, гигантский завод, сверкнуть на солнце, доблестный воин, приятный запах, работать на уроке, ужасный ветер, расстилаться на равнине, искусный мастер, вершина ели, собирать крыжовник

Слайд 18


Прочитайте ещё раз текст, обозначенный цифрами I—IV. Назовите основные признаки словосочетаний. Почему в словосочетании одно слово называется главным, а другое — зависимым?

Слайд 19

88. Составьте и запишите по 2 – 3 словосочетания по данным схемам. Какие это словосочетания?
какая?
1)прил. + сущ. 3)нареч. + прил. 5) глаг. + сущ. 2)мест. + сущ. 4) сущ. + сущ. 6) глаг. + нареч.
как?
что?
какая?
как?
чей?

Слайд 20


Говорим правильно!
Одеть или надеть?
«Одень», «надень»… Два слова Мы путаем так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. А шуба, стало быть, надета. «Одень», «надень»… Давай глядеть: Когда одеть и что надеть. Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето. Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!
надеть что?
одеть кого?
«Одевают Надежду, надевают одежду»

Слайд 21

Упражнение 90
Прочитайте текст. Найдите и выпишите пять именных и пять глагольных словосочетаний. Обозначьте главное и зависимое слова, укажите, какими частями речи они выражены.
ЖАРКО В ВОДЕ Солнце прогрело воду в речной заводи. Насквозь просвечена тёплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин. Лежат на воде листья кувшинок. Не шелохнутся.
Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки – плотвички и верхоплавки. Спрятались от солнца так же, как мы прячемся в тень под деревьями (Э. Шим)

Слайд 22

Домашнее задание
§ 16 (пункты I – IV, с. 72,73, 74,75, 76) Упражнение (по выбору) 83, 91

Слайд 23

Рефлексия
С каким настроением ты уходишь с урока? Что понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Были ли задания, которые вызвали трудность? Что нового ты для себя узнал?

Слайд 24

Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).
Иллюстрации
qnM36FKYVvo книги-58908036 D:\!Картинки и фото\картинки\knigi blackboard-3651948__340 6428052_stock-vector-students-in-school-uniforms https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2078924/cea61e73-ebb0-456c-8caa-0f2f46c4a0b0/s1200 depositphotos_159218462-stock-illustration-young-boy-reading-with-leaning 9ab7aa2e06427cb59e5c1362e6845038