Презентация - Александр блок. У символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Александр Блок
У символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств и ощущений посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного»
«Идеал всеединства —это Вечная Женственность, «действительно вместившая полноту добра и истины, а через них нетленное сияние красоты». Он разделял и философски обосновывал идею Достоевского о том, что «красота спасет мир», говоря здесь о Красоте как венчающей полноту и торжество Добра и Истины.
Символист
В цикле стихов «Страшный мир» Блок как будто снимает радужную оболочку с жизни и хочет показать реальность. Ему самому больно осознавать, что под ней одна чернота, пошлость и грязь, но самое страшное – признаться, что и он сам является частью этой мерзости.
Философия В. Соловьёва
«Страшный мир»
«Незнакомка»

Слайд 2


«Страшный мир» в поэзии А.А.Блока
Оловянные кровли – Всем безумным приют. В этот город торговли Небеса не сойдут… А.А.Блок

Слайд 3


«Страшный мир»
Тема «страшного мира» - сквозная в творчестве Блока. Это не только обличение буржуазной действительности. Человек, живущий в «страшном мире», испытывает на себе его тлетворное влияние, при этом страдают и нравственные ценности. Губительные страсти овладевают человеком, в том числе и лирическим героем. Он трагически переживает состояние собственной греховности, безверия, опустошённости, смертельной усталости. Лирический герой, утративший душу, предстаёт в разных обликах: это и «демон, и «стареющий юноша».

Слайд 4


Город в творчестве А. Блока
Мир поэзии Блока — это мир города, мир Петербурга. Городские пейзажи, картины из жизни горожан передают общую атмосферу эпохи. Для Блока, продолжающего традицию европейского символизма, город предстает как душа всего мира, его сущность. Он полон повседневной прозы, питающей поэзию, на его улицах звучит то многоголосие, которое освежает язык литературы. Город не только фон, но и действующее лицо. И сюжет блоковских стихов во многом определяется ситуацией города.

Слайд 5


Город в произведениях А.Блока всегда разный, он опьяняет и прельщает “электрическими снами наяву”, ужасает трущобами, испражнениями фабрик. Стихия города, символом которого является “влекущая”, “пугающая”, “страшная” и “прекрасная” Незнакомка в период между двумя революциями, вытеснила из его творчества Прекрасную Даму.

Слайд 6


Как жить без Нее, без высокого идеала Истины, Добра и Красоты?

Слайд 7


«Незнакомка»
Автор сумел емко и образно открыть читателю мир своей души, показать сокровища, таящиеся в его фантазии, возвышенном мире поэта-лирика. Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ Незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах. “Незнакомка” — одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода.

Слайд 8


Основополагающий вопрос: В чем необычность композиционного и образного строя стихотворения?

Слайд 9


По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух.  Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами. Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины, И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирён и оглушен.  А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов "In vino veritas!"* кричат.   И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна, Дыша духами и туманами, Она садится у окна.

Слайд 10


И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.  И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
План работы:
время написания стихотворения, ключевые слова – образы – символы (ассоциации), композиция, тема, (микротемы), как выразительные средства помогают раскрыть тему звуковые и визуальные образы лирический герой связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия.

Слайд 11

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.  И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
План работы:
время написания стихотворения, ключевые слова – образы – символы (ассоциации), композиция, тема, (микротемы), как выразительные средства помогают раскрыть тему звуковые и визуальные образы лирический герой связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия.

Слайд 12


Композиция
антитеза
Грязь, притворство, грубость, пошлость, убожество окружающего мира
окутана шелками, духами, туманами, тайной
Стихотворение построено на контрасте добра и зла, желаемого и данного, картин и образов, противопоставленных и отражённых друг в друге. Реальность здесь граничит с возвышенностью мечты. Блок  не скрывает своего отвращения к пошлости окружающей жизни и рисует такую картину сравнений и сочетаний, которую трудно представить.

Слайд 13


Композиция стихотворения
Ключевые слова - над ресторанами - горячий воздух - окриками пьяными - тлетворный дух. - над пылью переулочной, - крендель булочной, - детский плач. - за шлагбаумами, - среди канав - скрипят уключины - женский визг, - кривится диск. - друг единственный - моем стакане - лакеи сонные торчат, - пьяницы с глазами кроликов
1 часть По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух, И правит окриками пьяными Весенний и тлетворный дух. Вдали над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый вечер, за шлагбаумами, Заламывая котелки, Среди канав гуляют с дамами Испытанные остряки. Над озером скрипят уключины И раздается женский визг, А в небе, ко всему приученный Бессмысленно кривится диск. И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной Как я, смирен и оглушен. А рядом у соседних столиков Лакеи сонные торчат, И пьяницы с глазами кроликов «In vino veritas!» кричат.

Слайд 14


Лексика первой части стихотворения
«окриками пьяными» «Тлетворный» «пыль» «крендель» «скрипят» «кривится» «лакеи» «торчат» «пьяницы» «кричат»

Слайд 15


Звукопись первой части
1 часть По веЧерам над реСторанами ГоряЧий возДух Дик и глуХ, И правит оКриКами пьяными Весенний и ТлеТворный дуХ. Вдали над пылью переулоЧной, Над сКуКой загородных даЧ, Чуть золотится Крендель булоЧной, И разДается ДетСКий плаЧ. И каждый вечер, за Шлагбаумами, Заламывая КотелКи, Среди Канав гуляют С дамами ИСпытанные оСтряКи. Над озером СКрипят уКлюЧины И раздается женСКий визГ, А в небе, ко всему приученный БеССмыСленно Кривится дисК.

Слайд 16


Композиция стихотворения
Ключевые слова - девичий стан - шелками схваченный - дыша духами и туманами - веют древними поверьями - шляпа с траурными перьями - в кольцах узкая рука - за темную вуаль - берег очарованный - очарованная даль - чье-то сердце - души моей излучины - терпкое вино - перья страуса - очи синие - на дальнем берегу
2 часть И каждый вечер, в час назначенный (Иль это только снится мне?), Девичий стан, шелками схваченный, В туманном движется окне. И медленно, пройдя меж пьяными, Всегда без спутников, одна Дыша духами и туманами, Она садится у окна. И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино. И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

Слайд 17


Звукопись второй части
И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный (Иль это только снится мне?), Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется окне. И медленно, пройдя меж пьЯными, ВсегдАбез спутников, однА ДышА духАми и тумАнАми, ОнА сАдится у окнА. И веЮт древними поверьями Ее УпрУгие шелка, И шлЯпАс трАурными перьями, И в кольцах узкАя рукА.

Слайд 18


Посмотрим на композицию стихотворения: чётко выделяются две части. Первая посвящена житейской пошлости, она разрушает романтическое представление о весне и любви. Весенний дух становится “тлетворным”. Вечерний воздух из свежего превращается в дикий и глухой. Любовь опускается из высоких сфер на пыльные переулки. С дамами гуляют не влюблённые, а “испытанные остряки”, и не по аллеям, а среди канав; над озером раздаётся не мелодичный смех, а “женский визг”; таинственная луна превращается в бессмысленно кривящийся диск.

Слайд 19


Герой одинок; единственный его друг — он сам: “И каждый вечер друг единственный // В моём стакане отражён…” Но вино не помогает найти свой путь: оно лишь временно оглушает, смиряет взбунтовавшиеся чувства. Звуковое оформление этой части отражает дисгармоничность мира (сознательное нагромождение труднопроизносимых согласных). Во второй части, по контрасту, поэт обращается к звучным сонорным и к повторам гласных, добиваясь напевного звучания.

Слайд 20


Часть вторая
Вторая часть противопоставлена первой. Явление Незнакомки происходит словно бы обыденно (обратим внимание на анафору: “И каждый вечер…”). Вечная Женственность разлита во всём мире, её надо только уметь различить среди уродливых проявлений жизни. Образ Незнакомки: одиночество, духи, туманы, “древние поверья”, “упругие шелка”, “шляпа с траурными перьями”, “в кольцах узкая рука”, “тёмная вуаль”.

Слайд 21


Двойственный женский образ представлен в этом стихотворении. Её шелка “веют древними поверьями”, она вся воплощение неземной тайны. Образ строится на развёртывании метафор, лишающих героиню черт земной женщины: “И очи синие, бездонные // Цветут на дальнем берегу”. Окно, в котором появляется Незнакомка, раскрыто в иной, высший мир, и “берег очарованный” этого мира скрыт за Её вуалью. С одной стороны, Она противопоставлена пошлому миру дачников, визгливых женщин, завсегдатаев ресторана.
А с другой — она сама посетительница ресторана, и приходит в него “всегда без спутников, одна”.

Слайд 22


Этап композиционного и образного анализа стихотворения.
1. Какие композиционные планы имеет стихотворение? 2. Как они взаимосвязаны между собой? 3. Каков образный строй каждого из них?

Слайд 23

И веют древними поверьями Ее упругие шелка, И шляпа с траурными перьями, И в кольцах узкая рука. И странной близостью закованный, Смотрю за темную вуаль, И вижу берег очарованный И очарованную даль. Глухие тайны мне поручены, Мне чье-то солнце вручено, И все души моей излучины Пронзило терпкое вино.  И перья страуса склоненные В моем качаются мозгу, И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу. В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
План работы:
как выразительные средства помогают раскрыть тему звуковые и визуальные образы лирический герой связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия.

Слайд 24


Средства художественной выразительности
Первая часть.Вторая часть
Метафоры:.Метафоры:
Эпитеты изобразительные..Эпитеты метафорические. Цветовые эпитеты:
Кривится диск, лакеи торчат, пьяницы с глазами кроликов.
Дыша духами и туманами, очи цветут, стан, шелками схваченный.
Ирония.
Упругие шелка, глухие тайны очи бездонные.
Пьяные окрики, детский плач, женский визг.
Очи синие. Синий – символ чего – то недостижимого.
Оксюморон- «весенний и тлетворный»

Слайд 25


Особенности поэтического синтаксиса
Первая часть (препозиция).Вторая часть (постпозиция) инверсия
Детский плач; Женский визг; Тлетворный дух; Загородных дач;.Очи синие, бездонные; Час назначенный; Стан, шелками схваченный; Берег очарованный.
х
х
Анафора , полисиндетон И каждый вечер друг единственный В моём стакане отражён, И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирён и оглушён.
Повторением союза  «и», анафорой, достигается ощущение безвыходности и замкнутого круга.

Слайд 26

звуковые и визуальные образы
над пылью переулочной
Над скукой загородных дач
крендель булочной
СЕРАЯ ОБЫДЕННОСТЬ

Слайд 27

звуковые и визуальные образы
нелепый символ застоя
И каждый вечер …
за шлагбаумами
Среди канав
Испытанные остряки

Слайд 28

это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.
2 часть
анафора
Тайна

Слайд 29

И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный (Иль это только снится мнЕ?), Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В туманном движется окнЕ.
ассонанс
ощущение воздушности и утонченности образ
«И вею(У)т древними поверьями Ее УпрУгие шелка, И шляпа с траУрными перьями, Ив кольцах Узкая рУка».
ДышА духАми и тумАнАми

Слайд 30

ОБРАЗЫ - СИМВОЛЫ
очарованный берег
очарованная даль
синие бездонные очи
цветовая символика
возможности приплыть к другому берегу жизни
Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

Слайд 31


скрипят уключины,
Всё указывает на антиэстетический звук — режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.
женский визг…
нагромождение грубых согласных звуков

Слайд 32

открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении
Солнце — символ Женственности символ счастья, любви.
Одиночество
В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине.
И странной близостью закованный
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…

Слайд 33

И каждый вечер друг единственный В моем стакане отражен И влагой терпкой и таинственной, Как я, смирён и оглушен.
Лакеи сонные торчат
И пьяницы с глазами кроликов
Бессмысленно кривится диск.

Слайд 34


Самостоятельная работа
Л. К. Долгополов: Незнакомка - «лишь смутное видение, возникшее в пьяном мозгу поэта, призрак, созданный хмельным воображением. И именно поэтому, в отличие от Прекрасной Дамы, образ Незнакомки уже не несет в себе никаких очистительных и «освободительных» функций» А. В. Терновский : «Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией, лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это - его «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым. И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям»

Слайд 35


Проблемный вопрос
Незнакомка - кто она? Реальная женщина или мечта поэта?
Мы видим эволюцию женского образа в творчестве Блока. Незнакомка оделась в траур, она "спустилась с небес на землю", утратила ореол святости, который характерен был для Прекрасной Дамы. При этом замечаем приближение образа к действительности, к реальному миру, стремление поэта найти что-то неземное в обстановке земного, вознести до небес обыкновенную женщину. Так возвеличена была Любовь Дмитриевна Менделеева, занявшая сердце не только Блока, но и других литераторов, близких его кругу, которой в буквальном смысле слова целовали ноги и исполняли каждую её прихоть.

Слайд 36

Образы - символы
Незнакомка как символ недоступного идеала, светлой мечты, высокой любви, гармонии и совершенства.

Слайд 37


Блок — символист. Символом чего является “берег очарованный”?
Противоположные силы борются в душе героя. Ключевые строки стихотворения: В моей душе лежит сокровище, И ключ поручен только мне! Его «сокровище» - единственное спасение, возможность остаться самим собой, остаться живым в «мёртвом» мире.

Слайд 38


Никто не может за человека выполнить то, что предназначено сделать именно ему. Высшие силы могут только послать напоминание — дыхание Вечной Женственности в образе Незнакомки. Парадоксальными кажутся финальные строки: Ты право, пьяное чудовище! Я знаю: истина в вине. Блок загадывает нам загадку. Как мы её решим? Может быть, истина для поэта в чувстве вины, которое способно заставить лирического героя вырвать самого себя из житейской пошлости и вновь обратиться к подлинному знанию, скрытому в излучинах его души? Духовность и бездуховность, пошлость и человечность, прекрасное и безобразное, добро и зло противостоят друг другу, отрицают друг друга не только каждодневно («каждый вечер»), но и всегда, из века в век.

Слайд 39


Цикл «Город»

Слайд 40


Облик города

Слайд 41


«Люди-труженики»
Внимание Блока всё больше привлекают «новые люди», поднимающиеся на арену истории «из тьмы погребов», - люди труженики, творцы завтрашнего дня. Стихотворение «Фабрика» было написано в 1903 году, но, запрещённое цензурой, смогло появиться в печати только в 1905 году. Для многих читателей оно показалось неожиданно острым, резко обличительным. Это был политический протест против социальной несправедливости, когда одни работают, а другие присваивают результаты их труда.

Слайд 42


Этап, выявляющий восприятие лирического произведения.
1. Прочитайте стихотворение сначала про себя, потом вслух. 2. Попытайтесь рассказать о том, что вы увидели, услышали, ощутили, читая стихотворение? 3. Какое впечатление произвело на вас увиденное, услышанное, почувствованное? 4. Что показалось странным, что привлекло внимание, что осталось непонятным?

Слайд 43


«ФАБРИКА»
В соседнем доме окна жолты. По вечерам - по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота, А на стене - а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. 24 ноября 1903
Докажите, что это стихотворение – яркое выражение символизма. Какие новые темы и образы появляются здесь?

Слайд 44


Какие планы характерны для поэтов-символистов ? Как он представлен в стихотворении ?

Слайд 45

Герои стихотворения.
лирический герой
жолтые окна
рабочие
Реальный план
Мистический план
фабрика
незримый кто-то

Слайд 46


Реальная картина:
гудок  рабочие подходят к воротам затем ворота открываются  рабочие приступают к работе, а вечером всё в обратном порядке – наполнено мистического смысла: фабрика, как монстр, заглатывает поутру людей и ,высосав из них энергию, вечером выплевывает обратно. Жестокость отношения к «людям», глухоту к их интересам обозначает картина «глухо» запертых ворот.
фабрика

Слайд 47


Действующие лица
Незримый кто-то
фигура поистине демоническая: демиург, управляющий «людьми», - это «недвижный кто-то, чёрный кто-то». Неопределённость этого существа ( «кто-то», на стене), ограничивается характеристикой «чёрный»(у Блока – цвет ада, зла, демонизма) и «неживой» характеристикой «недвижный» – вспомним мертвящее действие, им производимое: «людей считает в тишине». Ещё одна характеристика этого властителя – «медный голос»(как у колокола) – это ещё раз подчёркивает: неживой. Власть «чёрного»существа над людьми – это власть голода, эксплуатации, нищеты.

Слайд 48


Действующие лица
Ещё более загадочны «жолтые окна». Блок настаивал именно на таком написании – «жолтый», этот цвет нёс для него значение угрожающей пошлости, неестественности, пустоты(ощущение которой, возможно, создаёт «зияющая» буква «о»); слово «жёлтый» не имело такого оттенка, это исконно природный цвет. Ядовитый «жолтый» цвет окон сразу настораживает читателя ожиданием опасности от «соседнего дома». В конце стихотворения узнаём, что совершился обман – «нищих провели», «жолтые окна»оказываются населёнными – в них раздаётся зловещий смех над участью народа.

Слайд 49

Слайд 50

Слайд 51

Слайд 52

«Ночь, улица, фонарь, аптека»
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века- Все будет так. Исхода нет. Умрешь - начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912

Слайд 53


«Ночь, улица, фонарь, аптека…» Карточка. ✶В чём своеобразие композиции стихотворения? ✶Какое представление поэта о жизни она символизирует? ✶Как конструкция предложений, обрамляющих стихотворение, передает состояние окружающего мира? ✶Можно ли считать детали городского пейзажа образами-символами? ✶Какую роль играет симметричность построения произведения? ✶Как выражено в стихотворении новое блоковское понимание сущности жизни и смерти?

Слайд 54

Слайд 55


Стихотворение имеет инверсированную кольцевую композицию, что создает ощущение замкнутости, повторяемости, бесперспективности всякого движения, приводящего в конечном итоге к возвращению в исходную точку. Номинативные предложения, обрамляющие стихотворение, состоят из существительных, лишенных определений и логически не связанных между собой, что еще больше подчеркивает неподвижность, мертвенность, бескрасочность окружающего мира, утрату органической связи между его частями. Причем все образы, перечисленные в стихотворении, приобретают характер символов. Ночь здесь лишена таинственности, это мрак, хаос, пустота, в которую уходит городская улица. Аптека (деталь почти прозаическая) становится в данном контексте символом перехода из жизни в смерть. И даже фонарь не разрушает этой бесконечной тьмы, излучая «бессмысленный и тусклый свет». Конструкция стихотворения отличается удивительной симметричностью: первая строфа зеркально отражается во второй, как городской пейзаж в «ледяной ряби канала». Кажется, что человек, вглядываясь в лицо этого мертвого, страшного мира, убеждается в бессмысленности жизни («Живи еще хоть четверть века...») и обращает свой взор к каналу в поисках спасительного гибельного выхода, но и в нем видит лишь отражение все той же беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее бессмысленности смерти («Умрешь – начнешь опять сначала...»).

Слайд 56


Стихотворение воспроизводит действительность ("улицу"), тусклую, беспросветную ("ночь", "тусклый свет"), враждебно холодную ("ледяная рябь канала"). Искажается, лишается сакрального (священного) и гуманистического ореола "свет". В мировой литературе "свет" – это традиционная метафора гармонии, разума, добра, полноты жизни. Свободы, движения нет, возможна лишь имитация движения – "ледяная рябь" на поверхности. Жизнь замерла, превратилась в бессмысленное круговращение, однообразное движение по кругу. И даже смерть в этом мире не может преодолеть унылого однообразия, потому что все повторится, все "начнешь опять сначала". Образ мрачной улицы у поэта разрастается и становится философской метафорой ограниченности жизни, ее пустоты.

Слайд 57


Эту безысходность, замкнутость очень точно, емко выражает кольцевая композиция: в конце произведения повторяется его начальная строка. Однако здесь мы видим не просто повтор: те же слова в последних двух строках, в отличие от первой, расположены в иной последовательности. В принципе ничего не меняется, однако ощущение безысходности усиливается: некоторые перестановки внутри этого мира (перестановки слов в конце стиха) возможны, но они только подчеркивают принципиальную невозможность вырваться за пределы очерченного круга, привычного набора предметов и явлений, подчеркивают невозможность подлинной жизни, подлинного движения.

Слайд 58


Начальная строка ("Ночь, улица, фонарь, аптека") заканчивается словом "аптека", в котором ударение стоит на втором слоге от конца (женская рифма), и потому в целом строка звучит мягче, она "открыта" для последующего лирико-философского монолога, чему способствует и восходящая интонация. В конце же стихотворения слова меняются местами – завершающим оказывается другое слово: "Ночь, ледяная рябь канала, // Аптека, улица, фонарь". Слово "фонарь" является последним не только в строке, но и во всем стихотворении, а потому оно особенно важно. Причем ударение в нем стоит на последнем слоге (мужское ударение), что придает всей последней строке жесткость, резкость, придает ей итоговый характер – продолжение (прежде всего чисто интонационно, поскольку интонация нисходящая) невозможно. Ударное полноголосное [а] сообщает последнему слову в последней строке осознанную ясность и отчетливость горькой истины.

Слайд 59


Время и пространство стихотворения как бы ограничиваются, замыкаются, а ощущение безысходности ("исхода нет") усиливается. Фонарь, таким образом, замыкает не только строку, стихотворение, но время и пространство этого небольшого блоковского шедевра.

Слайд 60


Мысль о безысходности жизни, о роковом её круговороте выражена в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека». Этому способствует кольцевая композиция, точные и ёмкие эпитеты («бессмысленный и тусклый свет», «ледяная рябь канала»), оксюморон («Умрёшь – начнёшь сначала»).

Слайд 61


Домашнее задание
Сравнить стихотворение "Незнакомка" со стихотворением "В ресторане" (Никогда не забуду (он был или не был, этот вечер:). Написать сочинение на тему: " Стихотворение А.Блока "Незнакомка". (Восприятие, истолкование, оценка.)