Презентация - Александр Блок (1880-1921). Темы и образы ранней лирики.

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Александр Блок (1880-1921)
Темы и образы ранней лирики.

Слайд 2

Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство.

Слайд 3


Реализация домашнего задания

Слайд 4

Ранний период творчества
Современный земной мир Это мир зла и порока
Неземной высший небесный мир В нем существует образ любви – это Мировая душа, Вечная жена, Великая премудрость

Слайд 5

Она – Мировая душа - есть Любовь
Она должна сойти на землю, чтобы сделать земной мир счастливым

Слайд 6

Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив - и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени.... Я озарен - я жду твоих шагов.

Слайд 7

Вывод:
юному Блоку была близка мысль о том, что через высшую любовь человечество станет чище, лучше стремление к Ней позволит изменить земной «страшный мир»

Слайд 8

Блок увлекся учением Владимира Соловьева о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти мир через его духовное обновление.

Слайд 9

Блок вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы
Первая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 – 1905 гг.) На ее написание повлияли два знаменательных события: женитьба поэта на Л.Д.Менделеевой увлечение философскими трудами В.С.Соловьева

Слайд 10

История любви А.Блока и Л. Менделеевой
Осознанное знакомство происходит летом 1895 года рядом с подмосковной усадьбой Шахматово Андрея Николаевича Бекетова во время любительского спектакля "Гамлет", режиссером, гримером и костюмером которого становится Анна Ивановна Менделеева. Блок — принц Датский, Люба — Офелия. Вторая встреча – в Петербурге, горя желанием встретить Прекрасную Даму, Вечную Жену, он бродил по улицам и увидел Любовь Менделееву. Потом была еще одна случайная, но предначертанная судьбой встреча – на балконе Малого театра во время представления шекспировского «Короля Лира». Сомнений у юного поэта больше не было – она его Суженая.

Слайд 11


7 ноября 1902 года –Блок сделал предложение Менделеевой на благотворительном балу в зале Дворянского собрания
25 мая 1903 года Александр Блок обручился с Любовью Менделеевой, свадьбу назначили на 17-е августа. В этот летний день состоялось венчание. Со стороны невесты — сияющие родители, со стороны жениха — только мать. Поскольку мужем и женой в житейском понимании они не были никогда, в их семье складывается «любовный треугольник» с Андреем Белым (Борисом Бугаевым).
После едва не свершившейся дуэли супруги уезжают за границу. Менделеева подается в актрисы и уезжает на гастроли. Между супругами завязывается переписка, как между лучшими друзьями.

Слайд 12


Домой она возвращается беременной. На семейном совете Блок предлагает выдать малыша за их общего ребенка. Сына, родившегося в феврале 1909 года, они назвали в честь знаменитого дедушки - Дмитрием. Малыш прожил всего восемь дней. После революции 1917 года Л.А. быстро освоилась в новых условиях и брала от жизни все, Блок, напротив, революцию на принял, серьезно заболел. 7 августа 1921 года Александра Блока не стало. Менделеева навсегда опустила занавес в личной жизни, приняв решение стать лишь вдовой великого поэта, которому так и не смогла стать настоящей женой
…в его жизни были «только две женщины – Люба и все остальные»…

Слайд 13


« Эта книга , в противоположности двум следующим , написана в одиночестве ; здесь деревенское преобладает над городским ; всё внимание направлено на знаки , которые природа щедро давала слушавшим её с верой ; такая « однострунность » души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке ; здесь главы определяются годами , в следующим книгах – понятиями ; но эти числа и снова для меня одинаково живые и законченные абзацы» А. Блок
Цикл стихов о Прекрасной Даме (1901-1902)

Слайд 14

Всего стихотворений в цикле – 130 Главной темой служит Вечная Женственность Соединение двух устремлений в Вечной Женственности - умозрительного тоскования и действенной любви, - которое и выражено в словах Владимира Соловьева «тоскуя и любя» Блок нашел и применил новые методы художественного, лирического воздействия. Сюда относятся свободное отношение к метрике каждого отдельного стиха и взгляд на ритм целого стихотворения

Слайд 15


Почему поэт так назвал свой сборник стихотворений? Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: “Стихи о Прекрасной Даме”?

Слайд 16

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт выразил свои чувства к будущей жене Любови Дмитриевне Менделеевой.

Слайд 17


Мы встречались с тобой на закате, Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Были странны безмолвные встречи. Впереди — на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто-то думал о бледной красе.
Только об этом он и пел – изо дня в день 6 лет: с 1898 по 1904-й, и посвятил этой теме 687 стихотворений!

Слайд 18

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя. В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой. Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы. У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч. Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, поскольку он источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота, последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» - звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви. Цветовая гамма стихотворения. 1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки. 2-я строфа. Тёмный фон их встречи. 3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны. 4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Слайд 19

Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеётся берегу. Люблю вечернее моленье У белой церкви над рекой, Передзакатное селенье И сумрак мутно-голубой. Покорный ласковому взгляду, Любуюсь тайной красоты, И за церковную ограду Бросаю белые цветы. Падёт туманная завеса. Жених сойдёт из алтаря. И от вершин зубчатых леса Забрежжит брачная заря.
Я, отрок, зажигаю свечи
Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения? 2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние? 3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини? Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении?
7 июля 1902

Слайд 20

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой. Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование) Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз. Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное Цветовая гамма стихотворения: 1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церков-ного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье. 2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета. 3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы. 4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Слайд 21


Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнёшь, тоскуя и любя. Вл. Соловьёв Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду - и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня 1901, с. Шахматово
Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения? Чем, по-вашему, объясняется страх героя?

Слайд 22

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо, И молча жду, - тоскуя и любя…- Кажется, что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света. Буквально с первых строк автор утверждает, что его последующая жизнь предопределена, и в ней отведено место для той, которая пока об этом даже не догадывается. «Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, и молча жду, — тоскуя и любя», — отмечает автор, весьма недвусмысленно указывая на то, что он смирился и полностью подчинился тому пути, который ему предначертан. Вместе с тем поэт предчувствует, что его семейная жизнь будет совсем не такой гладкой и безмятежной, как он мечтает. «Но страшно мне: изменишь облик Ты», — словно бы сам себя предостерегает Блок. Что скрывается за этой строчкой, станет ясно спустя несколько лет, когда Любовь Менделеева уйдет от мужа к поэту Андрею Белому Рифмовка- перекрестная Размер – ямб Рифма – точная

Слайд 23

Вхожу я в тёмные храмы
Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая - Ты.
Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения? Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние? Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини? Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение? Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму?
25 октября 1902

Слайд 24

Стихотворение пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Она создается с помощью цветовой гаммы («темные», «красные»), деталей храма (лампады, колонны). Эту атмосферу подчеркивает также эмоциональное состояние лирического героя, переданное через глаголы «жду», «дрожу». Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, человеческого облика. Автор не дает ее описания, так как ее образ существует лишь в его воображении, в его мечтах. Он такой, каким хочет его видеть герой: чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами. Это
образ неземной, и поэтому не может быть описан человеческим изобретением – словами. В создании образа Прекрасной Дамы участвуют и музыка стиха (стихотворение строится на ассонансах), и ритмика. В рифмующихся гласных и равномерном чередовании женской и мужской перекрестной точной рифмы также наблюдается удивительная гармония.

Слайд 25


Название Особенности.«Вхожу я в темные храмы».«Я, отрок, зажигаю свечи».«Предчувствую Тебя»
Год написания...
Наличие конкретных черт в образе...
Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)...

Слайд 26


Название Особенности.«Вхожу я в темные храмы».«Я, отрок, зажигаю свечи».«Предчувствую Тебя»
Год написания.4 июня 1901 г..7 июля 1902 г..25 октября 1902 г.
Наличие конкретных черт в образе.---.+ ---.+
Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив).Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама – это «сон» мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи..Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения..Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. Появляется мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала, и его мечты окажутся лишь сном.

Слайд 27

«Стихи о Прекрасной Даме»
В стихах живое чувство любви укрыто за мистическими (тайными) символами Символ – тайный знак неземного мира Символ - всегда многозначен

Слайд 28

Вопросы к теме:
Какие два мира присутствуют в ранней лирике Блока? Расскажите о них. Что существует в высшем неземном мире? В каких образах присутствует образ любви в ранней лирике Блока? Чего ожидает лирический герой в ранних произведениях Блока? Что изменится в мире с приходом Высшей Любви? Как назывался первый сборник стихотворений Блока? Кому он посвящен? С помощью каких художественных средств поэт передает неземной возвышенный характер любви? Что выражено в стихотворениях через образ Прекрасной Дамы?

Слайд 29

Задание для самоподготовки
1. стр. 72-75 2. составить устный рассказ по вопросам к теме. 3. наизусть стихотворение из сборника «Стихи о Прекрасной Даме»

Слайд 30


Он прав - опять фонарь, аптека, Нева, безмолвие, гранит... Как памятник началу века, Там этот человек стоит - Когда он Пушкинскому Дому Прощаясь, помахал рукой И принял смертную истому Как незаслуженный покой.
Анна Ахматова об А. Блоке