Презентация - Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Как из букв составляются слоги, из слогов – слова, так из правильного соединения слов составляются предложения. Аполло́ний Ди́скол

Слайд 2


А
У
У
И
Я
Н
Ц
К
Т
П
П
У
Н
К
Т
У
А
Ц
И
Я

Слайд 3


?
ЧТО ИЗУЧАЕТ
Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения.
Зачем нужна пунктуация?

Слайд 4

Что изучает синтаксис и пунктуация
Работа учителя МОУ «Зимстанская сош», п. Зимстан, Усть – Куломского района, Республики Коми Кочановой В.В.

Слайд 5


Вспомните
Что изучает синтаксис?
Какие предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске вы знаете?
Назовите главные члены предложения. Приведите примеры.
Сколько второстепенных членов предложения в русском языке? Назовите их. Приведите примеры.

Слайд 6

I.Единицы синтаксиса – слово, словосочетание, предложение.
Общаясь друг с другом, обмениваясь мыслями, мы объединяем отдельные слова в словосочетания и образуем предложения, текст. Правильно соединять слова в словосочетания, а словосочетания – в предложения, строить тексты учит синтаксис.
✒Синтаксис (от греч. синтаксис – «построение, строй, порядок») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

Слайд 7

II. Синтаксис помогает нам овладеть языком как средством общения, учит нас правильно говорить и писать. Знать синтаксис важно для правильного употребления знаков препинания. Знаки препинания и правила их употребления изучает пунктуация.
✒Пунктуация (от лат. пунктум – «точка») – раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Слайд 8

Знаки ставятся по силе разума. М.В.Ломоносов

Слайд 9


Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!

Слайд 10

Это интересно!
Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора. Приговор готов:
казнить нельзя помиловать
казнить нельзя помиловать
Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или подарят жизнь. Попробуйте сами решить его судьбу. Она будет зависеть от ... знака препинания. От того, в каком месте вы его поставите.

Слайд 11

А еще существует рассказ о путешественнике, который в момент опасности обещал в случае спасения “поставить статую золотую, пику держащую”. Однако, когда опасность миновала, путешественнику не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: “Поставить статую, золотую пику держащую”. Так, не изменив ни одного слова в обещании, он сильно сократил свои расходы. Он просто переставил запятую на другое место. Хуже тому, кто не в ладу со знаками препинания.

Слайд 12

Сочинения Незнайки
В другом Незнайкином сочинении была такая фраза: Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу.  Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо.
Вот как обращался с запятыми и точками герой известной книжки – Незнайка. Он написал: Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать. ✒Как бы вы расставили знаки в этом предложении, чтобы не было никакой нелепицы?

Слайд 13

77. Зачем нужна пунктуация? Попробуйте прочитать «текст». Можно ли понять, что сказала старуха Шапокляк, когда у неё размок «мячик» и она выплюнула последние опилки? Что нужно сделать, чтобы понять её слова? Какие знаки препинания надо расставить?
Безобразникихулиганыявампокажугдеракизимуюткрокодилынесчастныезелёныечтобвампустобыло.

Слайд 14


Рассуждаем!
Назовите единицы языка. Какие единицы изучает синтаксис? Докажите, что знание синтаксиса необходимо для речевого общения.
Расскажите, почему важно не только знать знаки препинания, но и уметь пользоваться ими.

Слайд 15

Прочитайте стихотворение Б. Заходера. Возможно ли то, о чём рассказывает автор?
Очень-очень странный вид: Речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно Да как крикнет, улетая: - Вот что значит запятая!
2. Автор назвал стихотворение «Где поставить запятую?». А где вы поставите нужные точки и запятые? Спишите текст так, чтобы стихотворение стало понятным. 3. Прочитайте полученный текст. Осталась ли речь стихотворной? Почему автор так построил своё стихотворение?

Слайд 16

1. Прочитайте текст. Расскажите, что может произойти, если не будет знаков препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Человек потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. А. Каневский. "О пользе знаков препинания"
2. Почему пунктуация в нашем учебнике изучается в одном разделе с синтаксисом?

Слайд 17

Прочитайте стихотворение. Чем важны знаки препинания? Почему без них не обойтись?
Знаки препинания Человек потерял запятую; Предложений бояться стал сложных. Подыскать хочет фразу простую, Иллюстрацию мыслей несложных. Восклицательный знак потерял он, Говорит с интонацией тихой; Ничего его не возмущало, Даже самое горькое лихо. Вопросительный знак вдруг утратив, Перестал задаваться вопросом. Раньше был любопытен когда-то, А теперь позабыл и про космос.
Двоеточие где-то посеял И не смог объяснить свой поступок. В голове лишь кавычки имея, Сыпал всюду цитатами тупо. Скучен стал и во всём одинаков; И дошёл наконец-то до точки. Береги препинания знаки! Они в жизни важны очень-очень!

Слайд 18

Домашнее задание
§15 (с. 69 – 70), Написать рассуждение «Какова роль запятой в языке»

Слайд 19

Рефлексия
С каким настроением ты уходишь с урока? Что понравилось на уроке? Что не понравилось на уроке? Были ли задания, которые вызвали трудность? Что нового ты для себя узнал?

Слайд 20

Источники:
Быстрова Е.А., Кибирева Л.В. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч. 1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2015. — (Инновационная школа).
Иллюстрации
https://freepikpsd.com/wp-content/uploads/2019/10/balboa-clipart-1-Images-PNG-Transparent.png http://habazavr.ru/prezentaciya-uchitel-s-ukazkoj-u-doski/uchitel-s-ukazkoj-u-doski_026.png http://clipart-library.com/img/802405.png https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2078924/cea61e73-ebb0-456c-8caa-0f2f46c4a0b0/s1200 https://yandex.ru/images/_crpd/NStm16500/d43dbd7disZ2/V_AkyRgnnRR3fKyuB17zJYj0GYujzGylcropfWJGmTj92z9UEP9jCLE9pk3W43ZJiRP8eYBn5rbfFpMOSB4XYlcQBTk8J7lxA1j4LvIK0zUt8dzO97n8FQL7CW0jw3hrTg3YY3aY5V82W8GJRtbjCZ2nCY1GlA http://habazavr.ru/prezentaciya-uchitelnica-s-ukazkoj-u-doski/uchitelnica-s-ukazkoj-u-doski_001.png 5b188e0aeafb4fd22f0fc49a600df635