Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Актуальна ли классика сегодня?
Слайд 2
Актуальна ли классика сегодня? Являются ли герои классических книг идеалом для подражания , а их поступки – поводом для размышления? Строит ли современный школьник свою жизнь, помня заветы великих классиков?
Слайд 3
Задумываясь над этими вопросами, чаще приходишь к неутешительным выводам: классическая русская и зарубежная литература в самой читающей (когда-то!) стране давно перестала волновать, воспитывать, формировать идеалы молодого поколения.
Слайд 4
Сегодня нашей стране нужны умные, самостоятельные, творческие, совест-ливые люди. Но именно сегодня русская классическая литература не востребована молодёжью. Умение понимать прочитанное, сравнивать, задавать вопросы, размышлять, задумываться о смысле жизни, ставить перед собой благородные цели – вот самые актуальные умения для современного человека. Именно этому и учит классика.
Слайд 5
Гипотеза
Если школьник будет больше читать классической художественной литературы, размышлять о поступках героев, знакомиться с шедеврами музыки и живописи, то он станет умным, развитым, образованным и нравственным человеком, способным к самоусовершенствованию.
Слайд 6
Цель
Исследовать, как влияет классическая литература на кругозор и нравственность человека, почему молодёжь в наше время почти не читает классику, почему не хочет быть похожей на замечательных героев классических книг.
Слайд 7
Задачи:
Изучить круг чтения и кругозор выпускников нашей школы.
Сравнить результаты анкетирования нынешних выпускников и выпускников начала и конца 20 века.
Исследовать, как повлияла литература на формирование личности известных и авторитетных людей.
Найти в произведениях художественной литературы мысли о роли книги в жизни человека.
Убедительно представить современным школьникам необходимость чтения.
Слайд 8
Предмет исследования
Широта кругозора и уровень нравственности выпускников школы.
Слайд 9
Объект исследования
Выпускники гимназии начала ХХ века, гимназисты конца ХХ века, выпускники 2012 года Колесовской средней школы.
Слайд 10
Методы исследования:
Анкетирование (при проведении анкетирования мы опирались на книгу Галицких Е.О. «От сердца к сердцу» - Издательство «Паритет», 2003)
Сравнение и анализ результатов анкет.
Опрос авторитетных людей.
Работа с художественной и публицистической литературой, информационными источниками.
Написание призывающего эссе «Читайте!»
Слайд 11
План работы
1. Введение
2. Глава I. «Что такое классическая литература» 3. Глава II.
1). Анкетирование и его результаты
2). Опрос авторитетных людей и его результаты
3). Произведения художественной литературы о роли книги
4. Заключение
5. Опыт «вдохновляющего» эссе
Слайд 12
Анализ анкет учащихся 11 класса Колесовской школы и ответов гимназистов начала и конца 20 века.
Слайд 13
1. На кого из людей, о которых ты слышал или читал, ты хотел бы быть похожим?
На вопрос ответило только 30٪ одиннадцатиклассников.
Значит, у большинства из них нет достойных идеалов для подражания
Выпускники конца XX века ответили также. Гимназисты же начала XX века видят своими идеалами писателей, полководцев, людей науки, исторических деятелей.
Слайд 14
2. Твоя любимая книга
Из одиннадцатиклассников ответили 80٪.
С гимназистами конца XX века совпадает произведение М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Радует то, что у наших одиннадцатиклассников есть любимые классические произведения писателей XIX века
Слайд 15
3. Любимая книга зарубежного автора
Из одиннадцатиклассников ответило 70٪.
Шекспир «Ромео и Джульетта» , Экзюпери «Маленький принц» - 11 класс
Гёте «Фауст» - гимназисты начала века
«Малыш и Карлсон» - современные гимназисты
Слайд 16
4. Твой любимый поэт
На этот вопрос ответили все одиннадцатиклассники.
Есенин, Пушкин, Ахматова, Цветаева, Мая-ковский - 11 класс
Надсон, Пушкин, Бальмонт, Байрон,
Верлен – гимназисты начала века
Блок, Гумилёв, Пушкин, Ахматова, Есенин, Маяковский - современные гимназисты
Слайд 17
5. Любимый герой отечественной литературы
На вопрос ответило 90٪ наших выпускников.
Тимур, Наташа Ростова, Василий Тёркин, Мастер - 11 класс
Онегин, Печорин, Чацкий, Базаров,
Татьяна Ларина, Наташа Ростова – гимназисты начала века
Чичиков, Остап Бендер, капитан Грей, Базаров - современные гимназисты
Слайд 18
6. Любимый герой зарубежной литературы
Ответили всего лишь половина одиннадцатиклассников.
Шекспир «Ромео и Джульетта».
Герои сказок, Дюма и самые популярные герои Шекспира.
Фауста и Гамлета современные выпускники не называют. Почему? Эти герои сейчас не популярны? Или время размышляющих героев прошло?
Слайд 19
7. Любимый герой-современник
Наших одиннадцатиклассников ответило на этот вопрос 70٪.
Президент, Сергей Безруков, Юрий Никулин, Дарья Донцова - 11 класс
Толстой, Чехов, Горький - гимназисты начала века
Шамиль Басаев, мать Тереза, принцесса Диана - гимназисты конца ХХ века
Слайд 20
8. Твой лозунг
Ответило всего 70٪
учеников 11 класса
Выпускники начала века
Выпускники конца ХХ века 100٪ высказываний эгоистичны.
Слайд 21
Общий вывод по анкетированию
Анализируя анкеты, мы пришли к выводу, что гимназисты начала века были более начитанны, образованны, их кругозор был шире, а жизненная позиция нравственнее. Мы считаем, что ведущая роль в их образовании принадлежала книге. Культура чтения, благоговейное отношение к классике играли огромную роль в воспитании 100 лет назад.
Слайд 22
Назовите книгу (классическую, художественную), которая сыграла большую роль в вашей жизни и почему?
Волкова С.Т., выпускница школы, жительница нашего села: «Мы воспитывались на советской классике, очень нравились книги о пионерах-героях, хотелось на них походить и обязательно совершить подвиг».
Мясникова Е.Н., учитель истории «Очень нравятся книги А.Дюма пафосом дружбы, бескорыстием в любви, захватывающим сюжетом. Особенно «Королева Марго». Мечтаю перечитать».
Нелюбина Л.П., учитель литературы: « Преподавание классической литературы – моя профессия, поэтому люблю многое. Но любимый автор Н.Островский. Павка Корчагин всегда служит примером для подражания».
Перевозникова Н. С., сельский библиотекарь: «Любимая книга детства – Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе». Занимательная детская фантастика».
Слайд 23
Произведения художественной литературы о роли книги
А.Грин «Зеленая лампа»: Бедняк Джон Ив, посвятивший свое время чтению книг, стал образованным человеком и врачом.
В.Каверин «Два капитана»: Герой романа Саня Григорьев собирается стать капитаном (становится полярным летчиком), поэтому очень много читает книг о путешественниках.
И.Тургенев «Ася»: Характер героини повести Асю во многом сформировался под влиянием романа Пушкина «Евгений Онегин». Асина любимая героиня – Татьяна Ларина. Она даже первая признается в любви, как и пушкинская героиня.
Слайд 24
Заключение
Литература даёт нам колоссальный опыт. Она делает человека интеллигентным, учит понимать жизнь.
Читайте как можно больше, черпайте знания, жизненный опыт из книг. В книгах собрана мудрость, опыт, знания человечества, накопленные из века в век.
Как сказал писатель Андрэ Моруа , «хорошие книги никогда не оставляют человека таким, каков он был до знакомства с ними. Читая их, он становится лучше».
Слайд 25
Спасибо
за внимание!