Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Урок русского языка в 8 классе
Слайд 2
мозаИчный
Не хочу панно обычное,
изготовлю мозаИчное.
Слайд 3
навралА
понялА
Ты зачем мне навралА,
что всё верно понялА?
Слайд 4
Вспомним изученное:
Назовите главные члены предложения.
Что такое подлежащее?
Какими частями речи может быть выражено подлежащее?
Какой член предложения называется сказуемым?
На какие виды делятся сказуемые?
Слайд 5
Найди сказуемое
Метель была страшная.
Костюм совсем новый.
Иллюминация будет красивой. Лодка показалась ненадёжной.
Приезд явился сюрпризом
Слайд 6
Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.
Дверь была приоткрыта.
А) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
А) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Утки начинают купаться.
А) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Слайд 7
Книга – источник знаний.
Дважды два – четыре.
Учиться- всегда пригодиться.
Учеба – это наша обязанность.
Слайд 8
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
Слайд 9
Цели урока:
познакомиться…
развить умение…
обогатить…
Слайд 10
Ставим тире между подлежащим и сказуемым
Схема предложения.Пример
Сущ. И.п. — сущ. И.п..Слово — полководец человечьей силы (Маяковский).
Числ. И.п. — числ. И.п..Девятью сорок — триста шестьдесят.
Сущ. И.п. — числ. И.п.
Числ. И.п. — сущ. И.п..Глубина там с лодки — шесть метров (Шолохов). А женщина скажет, что дважды два — стеариновая свечка (Тургенев).
Сущ. И.п. — н. ф. глаг.
Н. ф. глаг. — сущ. И.п..Дело художника — рождать радость (Паустовский). В этом городе знать три языка — ненужная роскошь (Чехов).
Слайд 11
Ставим тире между подлежащим и сказуемым
Схема предложения.Пример
Н. ф. глаг. — н. ф. глаг..Учить — ум точить (пословица). В камни стрелять — стрелы терять (Горький).
_____ — это.Задумчивость — это признак душевного перелома (Паустовский). Нравиться —это дело юношей (Тургенев).
_____ — вот.Точность и краткость — вот первые достоинства прозы (Пушкин).
_____ — значит.Быть поэтом — значит петь раздолье (Есенин).
Слайд 12
Не ставим тире между подлежащим и сказуемым
Схема предложения.Пример
Личное мест. сущ..Вы умный человек, поймёте... (Чехов).
Сущ. И.п. не сущ. И.п.
Но: Н. ф. глаг. — не н. ф. глаг..Конный пешему не попутчик (пословица). Жизнь прожить — не поле перейти (пословица). Большое озеро как блюдо (Пастернак). Река точно море (Горький).
Сущ. вводн. слово, союзы тоже, также, лишь и др. сущ..Грач, конечно, птица умная, но голоса у неё нет (Пришвин). Пушкин тоже не сказка. Это всё настоящее. (Паустовский). Приезд его на Кавказ также следствие его романтического фанатизма (Лермонтов). Март лишь начало весны.
Слайд 13
Не ставим тире между подлежащим и сказуемым
Схема предложения.Пример
Сущ. прилаг..Море чудесное, синее и нежное... (Чехов). Молодость бескорыстна и великодушна (Короленко).
Сущ. есть сущ..Простота есть необходимое условие прекрасного (Толстой).
Мысль изречённая есть ложь (Тютчев).
Слайд 14
Запомни!
Ставим тире.Не ставим тире
Сущ. И.п. —
сущ. И.п..Н. ф. глаг. —
сущ. И.п..Личное мест. сущ.
Числ. И.п. —
числ. И.п..Н. ф. глаг. —
н. ф. глаг..Сущ. И.п. не
сущ. И.п.
Сущ. И.п. —
числ. И.п.._____ — это.Сущ. вводн. слово, союзы сущ.
Числ. И.п. —
сущ. И.п.._____ — вот.Сущ. прилаг.
Сущ. И.п. —
н. ф. глаг.._____ — значит.Сущ. есть сущ.
Слайд 15
Проверь себя!
№ предл-я.+/-.№ предл-я.+/-
1..-.6..-
2..+.7..+
3..+.8..+
4..-.9..+
5..-.10..+
Слайд 16
Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.
Бедность не поро...
М..лчать потворств..вать злому делу.
Учен..е свет а неучен..е тьма.
Знания в юности это мудр..сть в старост...
Ж..знь как страшный сон.
Ж..знь прож..ть не лапти сплести
Слайд 17
Ответить на вопросы из серии «Заморочки из бочки»:
И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а тире не поставлено. Почему?
Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему?
Слайд 18
Домашнее задание: