Презентация - Предлог как часть речи

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Семнадцатое февраля.
Классная работа.

Слайд 2

Слайд 3

Кроссворд ?
1.
1.Скучать … вас 2. …содействии друзей 3.Читать … очков 4.Добежать … дома 5.Капли … лечения 6. Предостеречь … опасности 7.Сделал … мне
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Слайд 4

Кроссворд «Предлог»
1.
П
О
1.Скучать … вас 2. …содействии друзей 3.Читать … очков 4.Добежать … дома 5.Капли … лечения 6. Предостеречь … опасности 7.Сделал … мне
2.
П
Р
И
3.
Б
Е
З
Д
О
4.
5.
Д
Л
Я
6.
О
Т
Р
Я
7.
А
Г
О
Д
А
Б
Л

Слайд 5

Тема урока:
Предлог как часть речи Задачи урока: Научиться … предлоги и … их от других частей речи. Выяснить, на какие … они делятся, какие … они выражают

Слайд 6

Предлог – это служебная часть речи, которая со словами всегда пишется…….
Запишите слова, распределяя их на две группы: 1 группа – слова с предлогами 2 группа – слова без предлогов. Определите части речи записанных слов. (по)дороге, (по)дальше, (по)несся, (на)веяло, (по)рассеянности, (на)расстоянии, (под)бросив,(под)нами, (при)приближении, (при)соединяя, (за)зайцами, (за)поминаешь. Произведите морфемный разбор слова (при)соединяя.

Слайд 7

Работа с параграфом 48
Предлог- служебная часть речи, которая выражает зависимость имени существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и в предложении. Предлоги не изменяются и не являются членами предложения.

Слайд 8

Классификация предлогов

Слайд 9


По словам В. А. Богородицкого, предлоги – это «словечки отношений». Как вы понимаете это высказывание?

Слайд 10

Значения предлогов
Временные.Идти в течение дня, читать по вечерам, приехать к двум часам, явиться через неделю
Причинные.Не пойти из-за непогоды, опоздать в силу обстоятельств, уйти ввиду отъезда, читать от скуки
Простран- ственные.Остановиться около дома, появиться из-за леса, добраться до горы, лежать на столе
Целевые.Лекарство от головной боли, пойти за покупками, пригласить в гости, купить для работы
Образа действия.Работать с увлечением смеяться от души, влюбиться по уши, наполнить до краёв
Объектные.Скучать по родителям, думать о друге, помнить про лекцию, дойти до предела

Слайд 11


«Есть на карте нашей Родины старинный русский город Великие Луки, есть река Ловать. В этом городе живут, работают, любят, радуются и разочаровываются люди, которых я хорошо знаю, потому что сам много лет прожил среди них. Моя книга об этом городе, об этих людях. Были ли на самом деле события, описанные в книге? Они могли быть...»
Вильям Федорович Козлов

Слайд 12

Работа по группам.
1 группа. Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? Мне сразу стало не … себе, как только вышел … вагона … перрон. Груды кирпичей, несколько красных дырявых стен, скрюченные железные перекрытия, - вот и все, что осталось … красивого вокзала. Сразу … станционными путями виднелись груды развалин. Там был паровозовагоноремонтный завод имени Макса Гельца. Недалеко … вокзала находилась железнодорожная школа, … которой я учился. … нее не осталось даже фундамента Города тоже не было. Я шагал … булыжной мостовой и озирался. Многие места не узнавал. Исчезли целые улицы. Я стал искать хотя бы один целый дом. Дошел … центра, но такого дома не нашел.

Слайд 13


…Груды кирпичей, несколько красных дырявых стен, скрюченные железные перекрытия, - вот и все, что осталось от красивого вокзала.

Слайд 14

…Города тоже не было. Я шагал по булыжной мостовой и озирался. Многие места не узнавал. Исчезли целые улицы. Я стал искать хотя бы один целый дом. Дошел до центра, но такого дома не нашел.

Слайд 15

Работа по группам.
2 группа. Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? Мы поднялись на мост. Пока переходили, деревянный мост скрипел, натужно стонал, словно ему было не под силу нас держать. На бугре была могила Александра Матросова, закрывшего своей грудью амбразуру вражеского дзота. Матросов погиб в деревне Чернушки. Останки его выкопали, положили в цинковый гроб и привезли сюда, на высокий берег Ловати. Серый заиндевелый камень стоял на могиле. Скоро здесь будет настоящий памятник. В газете писали, что знаменитый скульптор Вучетич закончил работу над памятником. Отольют из бронзы Сашу Матросова и поставят на этом бугре. И будет он веками стоять с автоматом в руке. И люди круглый год будут класть цветы к подножию памятника.

Слайд 16

Серый заиндевелый камень стоял на могиле. Скоро здесь будет настоящий памятник.

Слайд 17


Торжественно открыли памятник Александру Матросову. Вучетич постарался. Памятник получился динамичным, величественным. Саша Матросов был в полушубке и каске, с автоматом в руке. Он подался вперед. Вот такой он, наверное, и был, когда увидел круглый зрачок вражеского пулемета...

Слайд 18

Работа по группам.
3 группа. Рассмотрите внимательно таблицу, озаглавьте ее. Придумайте слова или словосочетания, в которые бы вошли омонимичные предлоги и приставки (из третьей колонки).
Только предлоги.Только приставки.Предлоги и приставки
Вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под.Воз-, низ-, раз, пре- пере-.Без, в, во, за, из, меж,над, на, от,о, об, при, перед, под, про, по, с, у, через, между
..Например, без тебя – безответный, в больнице - вбежать

Слайд 19


Ответ 1 группы:
Мне сразу стало не по (Д. п.) себе, как только вышел из (Р.п.) вагона на (В.п.) перрон. Груды кирпичей, несколько красных дырявых стен, скрюченные железные перекрытия, - вот и все, что осталось от (Р.п.) красивого вокзала. Сразу за (Т.п.) станционными путями виднелись груды развалин. Там был паровозовагоноремонтный завод имени Макса Гельца. Недалеко от (Р.п.) вокзала находилась железнодорожная школа, в (П.п.) которой я учился. От (Р.п.) нее не осталось даже фундамента Города тоже не было. Я шагал по (Д.п.) булыжной мостовой и озирался. Многие места не узнавал. Исчезли целые улицы. Я стал искать хотя бы один целый дом. Дошел до (Р.п.) центра, но такого дома не нашел. 7 предлогов употребляются с существительными, 3 предлога – с местоимениями.

Слайд 20

Ответ 2 группы:
: В тексте 14 предлогов: под - 1, над -1, из – 1, в – 4 , на - 5, с – 1, к - 1. Наиболее употребительные предлоги – в – 4 раза используется, на - 5 раз. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

Слайд 21


Ответ 3 группы:
Заголовок к таблице - «Предлоги и приставки». Слова с омонимичными предлогами и приставками: вошёл – во рту, забежал – за лесом, износил – из дома, межнациональный – меж нами, надписать – над рекой, налить – на столе, отъехать - от доски, обежать – о маме, обложить – об пол, примчаться – при тебе и др.

Слайд 22

Синквейн
Стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам: 1 строка – одно существительное. Это тема синквейна. 2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3 строка – три глагола, описывающих действия по теме синквейна. 4 строка - одно предложение, выражающее свое отношение к теме. 5 строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Слайд 23

Синквейн
Предлоги Производные, непроизводные Не изменяются, образуют, употребляются Они являются «словечками отношений» Часть речи

Слайд 24


Домашнее задание.
Выучить правило с. 132-133 Ребята! Нарисуйте, каким вы представляете Предлог и расскажите о его жизни. Узнайте, является ли предлог для этимологическим родственником словам дело, неделя. Или упр. 288

Слайд 25

Устная рефлексия
Я узнал сегодня на уроке…. Интересным показалось … Полезным было ….. Мне трудно было….. Я понял…. Я справился с заданиями…. Я выполнил…

Слайд 26

Спасибо за работу на уроке!