Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
«Я помню время золотое…»
Мотив волшебной сказки в стихотворении Ф.И.Тютчева.
Выполнила учитель МАОУ СШ №1 г.Михайловск
Барабанова Ирина Игоревна
Слайд 2
Лексическое значение
Идиллия
Лиро-эпический сюжет
Романтический пейзаж
Лирический герой
Слайд 3
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ
Портреты писателя
Слайд 4
Цели урока
- Выявить ключевые образы стихотворения
-роль изобразительно-выразительных средств языка
- дать интерпретацию поэтического текста
Слайд 5
Цели урока
- попытка проникнуть в творческую лабораторию
- сформулировать авторскую позицию и свое отношение к ней
Слайд 6
Словарная работа
Мотив – устойчивый, значимый образ, постоянно повторяющаяся деталь.
Лейтмотив – основной мотив, главный, ведущий в произведении.
Слайд 7
Основные мотивы лирики Ф.И.Тютчева
Гражданский
философский
Пейзажный
Любовный
Слайд 8
Тема урока:
«Мотив волшебной сказки в стихотворении Ф.И.Тютчева».
Слайд 9
Эпиграф
Воскреснет жизнь, кровь заструится вновь,
И верит сердце в правду и любовь.
(Ф. И. Тютчев)
Слайд 10
Баронесса Амалия фон Крюденер
Они познакомились в Мюнхене, будучи в то время, пожалуй, ещё практически детьми. Нетитулованный дворянин, секретарь русского посольства Фёдор Тютчев (или Теодор Тютчефф, как называли его на немецкий манер) тогда едва отпраздновал своё 19-летие. Амалии и вовсе было 14. Однако девушка поразила будущего знаменитого поэта своей утончённой красотой.
Слайд 11
Судьба развела их, но о любви своей юности Амалии Теодор никогда не забывал. Именно ей посвящено стихотворение «Я помню время золотое…»(написано в 1836году)
Сюжет стихотворения описывает радостную сцену свидания влюбленных.
Но эти светлые жизненные минуты находятся лишь в воспоминаниях.
Лишь мысленно лирический герой может перенестись в то почти уже нереальное время то пространство, где был счастлив.
Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое
Слайд 12
Романтический пейзаж
Слайд 13
Романтический пейзаж в литературе имеет свои особенности: служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического мира, противопоставляемого реальной действительности, причём обилие красок делает пейзаж эмоциональным (отсюда исключительность его деталей и образов, зачастую вымышленных художником). Такой пейзаж обычно соответствует натуре романтического героя - страдающего, меланхолически-мечтательного; он отражает одну из центральных тем романтизма - разлад между мечтой и самой жизнью, символизирует душевные потрясения, оттеняет настроение персонажей.
Слайд 14
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит.
Пейзаж окружает лирического героя и его младую фею(это обращение к лирической героине привносит в произведение мотив волшебной сказки)
Слайд 15
Тихий вечер, живописный закат, цветение диких яблонь – все эти художественные детали призваны создать идиллическую картину безмятежного счастья.
Слайд 16
Тема времени
На протяжении развития лиро-эпического сюжета баллады день вечереет, солнце медлит, день догорает. Тем самым создается эффект растянутости каждой минуты этого радостного дня любви и счастья.
День вечерел; И солнце медлило; Край неба дымно гас в лучах;
День догорал…
Слайд 17
Тему неотвратимости хода времени подчеркивает в произведении образ полуразрушенного замка. Контраст юной героини и вековых обломков еще раз подчеркивает, что от вечного до временного в мире – один шаг.
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
Слайд 18
Тема борьбы света и тени, дня и вечера.
Особую атмосферу создает игра света и тени (Внизу, в тени, шумел Дунай; Край неба дымно гас в лучах; Река в померкших берегах)Борьба света и тени органично завершается в заключительно строфе ключевым в философском отношении образом:
И сладко жизни быстротечной
Над нами пролетала тень.
Слайд 19
Авторская позиция
Счастье ассоциируется у лирического героя с беззаботностью, с веселой беспечностью. Даже воспоминания о таком радостном дне, проведенном наедине с любимой женщиной, способно оживить душу лирического героя вдохновением.
Слайд 20
Средства ыразительности
Чтобы точнее описать картину прошлого, а особенно – создать эмоционально насыщенную атмосферу, Тютчев использует разнообразные тропы:
Эпитеты – “золотое время”, “милый край”, “мшистый гранит”.
Метафоры – “сердцу милый край”, “день догорал”, “тень жизни быстротечной”.
Олицетворение – “шумел Дунай”, “руина глядит”, “солнце медлило, прощаясь”, “ветер играл”.
Слайд 21
Все они позитивно окрашены и, кажется, наполняют произведение теми теплыми чувствами, которые испытывал поэт при его создании. В итоге стихотворение вышло столь же прекрасным, как и вдохновившая его муза.
Слайд 22
Обобщение информации
1 В каком году Ф. И. Тютчев написал стихотворение "Я помню время золотое"?
1833
1836
1837
1840
2. Кому он его посвятил?
Анне Керн
Наталье Ивановой
Амалии фон Крюденер
Екатерине Петровой
Слайд 23
3. Что стало катализатором для написания произведения?
смерть бывшей возлюбленной
встреча после долгой разлуки
ушедшая любовь
развод любимой женщины
4. Назовите основную тему произведения
судьба русской женщины
воспоминания о любви
воспоминания об умершей возлюбленной
безответная любовь
Слайд 24
5. Назовите жанр стихотворения
Любовная лирика
Ода
Пейзажная лирика
Сонет
6. “Шумел Дунай” - это
гипербола
метафора
олицетворение
эпитет
7. Назовите стихотворный размер произведения.
Трехстопный анапест
Пятистопный ямб
Спондей
Амфибрахий
Слайд 25
Ответы:
1 – 1836
2 - Амалии фон Крюденер
3 - встреча после долгой разлуки
4 - воспоминания о любви
5 –любовная лирика
6 – олицетворение
7 - пятистопный ямб
Слайд 26
Источники:
1.Материалы сети интернет
2.Е.В.Иванова «Анализ произведений русской литературы 19 века». Издательство «Экзамен», Москва, 2013г.