Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Связь слов в словосочетании
Слайд 2
Цель урока: закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, конструировать их, научить определять способы связи в словосочетаниях, дать понятие о синонимичных словосочетаниях, закрепить умение делать схемы.
Слайд 3
Лингвистическая разминка
Придумайте и запишите словосочетания с данными словами (при затруднениях обращайтесь к орфографическому словарю), отметьте главные слова.
Т..лантливый, г..ниальный, д..ректор, с..кретарь, тр..диция, ид..ал, ст..пендия.
Талантливый художник, гениальный поэт, строгий директор, поговорить с директором, новый секретарь, спросить секретаря, наша традиция , следовать традициям, идеал Пушкина, стипендия студента.
Слайд 4
Проверка домашнего задания
Ответьте на вопросы:
Что называется словосочетанием?
Расскажите о строении словосочетания.
На какие общие типы делятся словосочетания по их морфологическим свойствам?
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединённых по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
Проверяем «по цепочке» домашнее упражнение 65 ( по одному примеру) и объясняем написание слов: в..ковые, традиц..онные, уча..твовать, (с)лева, вн..мательный) .
Слайд 5
Индивидуальное задание ( 1 учащийся выписывает словосочетания, остальные – по вариантам упр.66)
Выпишите только словосочетания.
Вокруг дома, красивый дом, дом построен, дом да берёза, в течение дня, осенние дни, дни приёма, дни закончились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры.
Ответы.
Красивый дом, осенние дни, дни приёма, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере.
Слайд 6
Не являются словосочетаниями
основа предложения (мальчик уехал)
однородные члены (быстрый и внимательный)
предлоги со словами (в течение часа)
составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
сочетания слов в составе фразеологизмов (бить баклуши)
Слайд 7
Согласование - такая связь, при которой зависимое слово – имя прилагательное и все слова с признаками прилагательного.
х
Преогромный дуб прил. + сущ.
х
Перепаханное поле прич. + сущ.
х
Моего друга мест. + сущ.
х
Девятое упражнение числ. (поряд.) + сущ.
Слайд 8
Управление - такая связь, при которой зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного.
х
Ветка берёзы сущ. + сущ.
х
Прибежал к нему гл. + мест.
х
Призадуматься над задачей гл. + сущ.
Слайд 9
Примыкание - такая связь, при которой зависимое слово - наречие, деепричастие, глагол в неопределённой форме.
х
Прибыть неожиданно гл. + наречие
х
Очень высокий нар. + прилаг.
х
Нежно прикасаться наречие + гл.
х
Говорил улыбаясь гл. + дееприч.
х
Уехал учиться гл. + гл. в неопр. форме
х
Далеко впереди нар. + нар.
Слайд 10
Тренировочные упражнения
Упражнение 68 - устно.
Вывод.
В качестве зависимых слов
при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия;
при управлении - имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения;
при примыкании – наречия, деепричастия, неопределённая форма глагола.
Слайд 11
1. Упражнение 71 (ii) - письменно «по цепочке».
Три тетради – трёх тетрадей.
Четыре карандаша – четырьмя карандашами.
Двое детей – двоими детьми.
Восемь спортсменов – восемью (восьмью) спортсменами.
Пятьдесят рублей – с пятьюдесятью рублями.
Серебряное кольцо – кольцо из серебра (синонимичные словосочетания).
2. Самостоятельная работа – упр. 71 (1).
Слайд 12
Домашнее задание
§ 7 (стр. 32), упр.72 - на «4», упр.72, 74 – на «5»