Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Словосочетание: строение и грамматическое значение словосочетания; основные виды словосочетаний
Л.Г.Волкова,
к.филол.н., доцент НГПУ
Ольга Шмелева
Светлана Юденкова
Слайд 2
Введение
В ЕГЭ-2015 по русскому языку ещё больший вес приобрели грамотность и способность работать с текстами.
Сегодня мы с вами будем разбирать трудные вопросы синтаксиса (задания 20-24 ЕГЭ).
Слайд 3
Введение
Как известно, синтаксис – это раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетание, предложение и текст.
Слайд 4
Введение
Цель занятия - систематизировать знания по теме «Словосочетание», отработать умения определять способы подчинительной связи в словосочетании.
Слайд 5
Итак, что такое словосочетание?
Слайд 6
Правильный ответ:
Словосочетание – это соединение двух или более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Слайд 7
Практикум «Проверяем себя»
Задание № 1.
Распределите предложенные соединения слов в два столбика:
в 1 столбик – словосочетания,
во 2 столбик – слова, не являющиеся словосочетаниями.
Свой ответ аргументируйте.
Слайд 8
Практикум «Проверяем себя»
Два друга; мой друг; благодаря родителям; поблагодарив родителей; кто-то из родителей; первый класс; витать в облаках; облачное небо; весьма интересно; более интересно; в течение дня; дождь и снег;
снег с дождем; идет дождь; после дождичка в четверг; то снег, то дождь; люблю играть; буду играть; очень глубокое озеро; самое глубокое; глубина озера; около озера; его одежда; одеться по-летнему; пусть поет; песня жаворонка.
Слайд 9
Правильный ответ:
Два друга,
мой друг,
поблагодарив родителей,
кто-то из родителей,
первый класс,
облачное небо,
весьма интересно,
снег с дождем,
люблю играть,
очень глубокое озеро,
глубина озера,
его одежда,
одеться по-летнему,
песня жаворонка.
Благодаря родителям,
витать в облаках,
более интересно,
в течение дня,
дождь и снег,
идет дождь,
после дождичка в четверг,
то снег, то дождь,
буду играть,
самое глубокое,
около озера,
пусть поет.
Слайд 10
Какие соединения слов не являются словосочетанием?
Грамматическая основа предложения,
например: Идет занятие.
Однородные члены предложения,
например: лекции или семинары.
Аналитические (составные) формы слов,
например: буду заниматься, более интересный,
самый умный.
Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) со знаменательным словом,
например: около дома, тоже пришёл, словно во сне.
Фразеологизмы,
например: водить за нос, медвежья услуга.
Слайд 11
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Классификация словосочетаний
Слайд 12
1. По морфологическим свойствам главного слова:
Именные (главное слово выражено существительным, прилагательным, местоимением, числительным), например: капли дождя, майский день, наш двор, три товарища;
Глагольные (главное слово выражено глаголом, деепричастием, причастием), например: говорить правду, читая книгу; беседующий с другом;
Наречные (главное слово выражено наречием), например: по-прежнему интересно, налево от дома.
Слайд 13
2. По грамматическому значению (т.е. по характеру смысловых отношений):
Определительные (предмет и его признак), например: весеннее настроение, берег моря;
Объектные (действие и предмет/объект, на который оно переходит), например: встретить друга, чтение книги.
Обстоятельственные (действие и его признак или на признак признака), например: хорошо выспаться, очень интересно.
Слайд 14
3. По структуре:
Простые (состоят из двух знаменательных слов), например: заниматься спортом, наш дом, буду петь песню;
Сложные (состоят из трёх и более знаменательных слов), например: выполнение домашнего задания, читать очень интересную книгу.
Слайд 15
4. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически свободные (свободное объединение двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением; каждый из компонентов словосочетания является отдельным членом предложения), например: задачник по математике, работать в школе.
Слайд 16
4. По степени спаянности компонентов:
Синтаксически несвободные/цельные (соединение слов, в котором главное слово является информативно недостаточным; в предложении такие словосочетания являются одним членом предложения),
например: две недели подряд, несколько студентов, мало времени.
Слайд 17
Словосочетания также различаются по способу связи его компонентов.
Как вы помните, традиционно выделяют 3 способа подчинительной связи в словосочетании.
Назовите, пожалуйста, данные способы.
Слайд 18
Правильный ответ:
согласование
управление
примыкание.
Далее рассмотрим особенности каждого способа связи.
Слайд 19
Согласование
Согласование – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах (т.е. в том же роде, числе и падеже или только в числе и падеже), что и главное слово, например: глубокая река, первый этаж, мои дети, выполненное задание.
При изменении главного слова, изменяется и зависимое слово.
Средства выражения связи – окончания, например: глубокое море, глубоким морем, глубокие моря.
Слайд 20
Управление
Управление – это способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в том или ином падеже, например: стоять у доски, выше гор, два капитана, вижу тебя, берег моря.
При изменении формы главного слова форма зависимого слова не изменяется.
Средство выражения связи – окончание зависимого слова и предлог (или только окончание),
например: напишу на доске, написали на доске, написав на доске; решает задачу, решили бы задачу, решивший задачу.
Слайд 21
Примыкание
Примыкание – это способ подчинительной связи, при котором главное связано с зависимым по смыслу, а также интонацией и порядком слов.
При таком способе связи в роли зависимого слова всегда выступает неизменяемое слово,
например: быстро прочитал, уехал учиться, очень красиво, шел разговаривая.
Слайд 22
Обратите внимание!
Кроме наречий, инфинитива и деепричастий примыкать могут и несклоняемые притяжательные местоимения, которые не изменяются (его, ее, их),
например: его дом, ее книга, их вещи.
Слайд 23
Алгоритм определения способа подчинительной связи в словосочетании
Определите главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.
Определите, какой частью речи является зависимое слово.
Обратите внимание на вопрос, который вы задаете к зависимому слову.
По выявленным признакам определите способ связи.
Слайд 24
ЗАКРЕПЛЕНИЕ Задание № 1. Из данного предложения выпишите все возможные словосочетания, укажите способ подчинительной связи:
Вариант 1
Августовский полдень вызванивал за окнами светлую и тихую музыку жизни (В.Шукшин).
Вариант 2
На ее ресницах медленно таял белый-белый снег (К.Паустовский).
Слайд 25
Вариант 1
Вариант 2
Правильный ответ:
Августовский полдень – согласование;
вызванивал за окнами – управление;
вызванивал музыку – управление;
светлую музыку- согласование;
тихую музыку - согласование;
музыку жизни – управление.
Правильный ответ:
Ее ресницах – примыкание;
таял на ресницах – управление;
медленно таял – примыкание;
белый-белый снег – согласование.
Слайд 26
Задание № 2. Распределите слова по способу связи в 3 столбика: 1 – согласование, 2 – управление, 3 – примыкание.
Слайд 27
Буду учить стихи; пиши быстрее; летящий в небо; летящий шар; ухаживать за ребенком; сердце матери; материнское сердце; увидел его; его портфель; кофе по-турецки; крепкий кофе; советовал учиться; рисовали красками; мать с дочерью; младший брат; ее брат; весьма полезно; рассказывая о чем-то; трое котят; меняемся не глядя; наша школа; каждый школьник; сделал в течение дня; в течении реки; одиннадцатый класс; довольный успехом; самый лучший день; яйцо всмятку; посмотрев вдаль; сайт города; новосибирские улицы; уехать в Новосибирск.
Слайд 28
Правильный ответ:
Летящий шар; материнское сердце; крепкий кофе; младший брат;
наша школа; каждый школьник; одиннадцатый класс;
самый лучший день; новосибирские улицы.
Пиши быстрее;
его портфель; кофе по-турецки; советовал учиться;
ее брат;
весьма полезно; меняемся не глядя;
яйцо всмятку; посмотрев вдаль.
Буду учить стихи; летящий в небо; ухаживать за ребенком;
сердце матери;
увидел его;
рисовали красками; мать с дочерью; рассказывая
о чем-то;
трое котят;
сделал в течение дня; в течении реки; довольный успехом; сайт города;
уехать в Новосибирск.
Слайд 29
Задание №3.
Вариант 1 Замените словосочетание ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Вариант 2 Замените словосочетание БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Слайд 30
Алгоритм выполнения:
Найдите в данном словосочетании главное (то, от которого можно задать вопрос к зависимому) и зависимое слово (то, к которому задаётся вопрос от главного). Например, ОЗИРАЛАСЬ (как?) ГРАЦИОЗНО.
Главное слово оставляем без изменения (т.е. не меняем его грамматическую форму; в каком виде оно употребляется в задании, в таком виде и оставляем).
Теперь в центре внимания - зависимое слово. Определяем, какой частью речи оно выражено. При примыкании оно чаще всего выражается наречием, при согласовании - прилагательным, при управлении - существительным.
Слайд 31
Алгоритм выполнения:
Читаем в задании, какой тип связи мы должны получить. Если необходимо преобразовать примыкание в управление, значит, наречие заменяем синонимичным существительным, можно использовать предлог (например, ОЗИРАЛАСЬ ГРАЦИОЗНО - ОЗИРАЛАСЬ С ГРАЦИОЗНОСТЬЮ). Если нужно преобразовать согласование в управление, то прилагательное заменяем синонимичным существительным (например, БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ- ПИРОЖКИ БАБУШКИ).
Обратите также внимание на место зависимого слова в словосочетании: оно может измениться. Это наглядно демонстрирует второй пример: при согласовании зависимое слово находится перед главным (БАБУШКИНЫ ПИРОЖКИ), а при управлении – после главного (ПИРОЖКИ БАБУШКИ).
Слайд 32
После окончания нашего занятия предлагаем вам выполнить следующие задания. Правильные ответы будут опубликованы в чате.
Слайд 33
Задание №1: замените словосочетания (способ связи - согласования) синонимичными словосочетаниями (способ связи - управления).
Слайд 34
с предлогом: бессонная ночь – алгебраическая задача – клетчатый шарф – без предлога: солнечная энергия – лесной запах – учительский стол - зависимое слово представляет собой цельное словосочетание: двухэтажное здание – шестилетний ребёнок – белоствольная берёза -
Слайд 35
Задание №2: замените словосочетания (способ связи - управление) синонимичными словосочетаниями (способ связи - примыкание).
Слайд 36
говорил с тревогой – глядел со смущением – отзывался с гордостью – сделал с аккуратностью – плакал без звука - поступил без жалости -
Слайд 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы надеемся, что теперь вы знаете о словосочетании все и даже немного больше.
Советуем вам перед экзаменом проверить свои знания, ответив на контрольные вопросы. В случае затруднений, посмотрите еще раз нашу презентацию.
Слайд 38
Контрольные вопросы:
1. Что такое словосочетание? Какие соединения слов не являются словосочетанием?
2. Какова структура словосочетания?
3. Какие типы (виды) словосочетаний вы знаете?
4. Назовите способы подчинительной связи слов в словосочетании.
Укажите особенности каждого способа, а также средства выражения связи главного слова и зависимого.
Слайд 39
Желаем вам сдать ЕГЭ по русскому языку на все 100!